Верные люди твои

1В современном обиходном понимании поверить – значит принять что-либо без доказательств, довериться неизвестности, не убедившись. Так ли слепа вера в Бога? Можно ли сказать, что верующий чересчур доверчив? Что вообще значит быть верующим?

Призыв

Вслед за апостолом Андреем Первозванным миллиарды людей получили Божий призыв: «Иди за Мной». Большое счастье – получить приглашение в Царство Божие. Но не все его ценят. В притче Спасителя о званом ужине, многие приглашенные отказались, найдя при этом уважительную причину (Евангелие от Луки 14, 16-24). Наверняка ужин будет как обычно, ничего особенного, а вот я купил участок – поеду смотреть, а я – волов, а я – женился. Призыв к изменению жизни тяжел для тех, у кого она «налаживается». Но ведь жизнь – от слова жить!

Ответ веры

«Да, Господи, я открываю Тебе дверь моего сердца». Кто-то поверил одному слову Спасителя мира, а кто-то увидел чудо – это тоже призыв в Царство Божие, кто-то был исцелен, а кого-то посетила скорбь – и призыв зазвучал громче, чем все голоса мира, и свободный ответ вырвался из души: «Да, Господи, я верю, что Ты – источник Жизни, Ты – Спаситель мира».

Таинство встречи

Так начинается диалог. Для чистого сердца – это разговор лицом к лицу, а для живущего в темнице грехов и страстей – это как стук из соседней камеры, но никто и никогда не остается без ответа. В общении бывают праздничные встречи, а бывает долгое молчание, но стоит вырваться из болота суеты, зайти к Другу в гости, и снова сердечная теплота греет жизнь и освещается она ярким Светом.

Общение

«Я с вами во все дни до скончания века» — сказал апостолам Господь Иисус Христос, оканчивая Свой земной путь в день Своего Вознесения. Действием Святого Духа апостольская община в день Пятидесятницы стала Церковью, через которую совершается наше общение с Богом. В Церкви тайна – нашего общения с Богом – это таинство Причащения – Евхаристии, совершаемое на Божественной литургии. «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную…» — поем мы после причащения – мы нашли истинную веру, Сам Господь дает ее нам.

Верность

На первой Евхаристии в сионской горнице Господь Иисус Христос, благословляя чашу с вином, произнес: «Сие есть Кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, 26, 28). Для апостолов, выросших в понятиях иудейского ветхозаветного богословия, эти простые, привычные для нас слова, прозвучали подобно раскату грома. Ведь все, что сказал Бог Моисею на горе Синай, было запечатлено словами: «И взял Моисей кровь и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исход 24,8). Господь дословно повторил ключевую фразу Завета прежнего, старого, устанавливая Завет Новый. С одной стороны, Господь, изливающий Свою Кровь за нас и для нас, и, с другой стороны, мы – принимающие в себя Его Самого, верующие в Него, — мы приняли этот Завет. Древнее и насыщенное смыслом славянское слово Завет было использовано для перевода еврейского слова берит и греческого диатеки (диафики), это – союз, соглашение. Бог заключил соглашение с народом иудейским, Господь заключил союз с каждым из Нас, кто отвечает на его призыв, и кто принимает таинство Причащения. Так призыв, ответ, встреча, общение приводят к союзу, к Завету, и те, кто вступил в него – верны ему. Интересно, что традиция православного богослужения часто называет верующих верными. Самый известный пример – слова кондака Кресту: «…Возвесели силою Твоею верныя люди Твоя…». Верующие – это те, кто верен Новому Завету.

Что дарит нам Бог

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Евангелие от Иоанна 7,38). Верующий человек становится проводником Божией благодати, источником жизни для всего сотворенного мира, для каждого человека.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Евангелие от Матфея 17,20). Верующий человек есть совершитель Божиих чудес в нашем мире.

Что дает нам Бог

«Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Евангелие от Иоанна 15,14). Знать и исполнять заповеди Божии – не тяжкая обязанность христианина, а великий дар Божий всему человечеству, ведь это единственный путь, дающий Жизнь. Бог создал человека свободным в своих поступках. Но только Бог знает путь Жизни, с которого сбился человек, согрешив. Заповеди Божии – путь Жизни. «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 10,10).

  Протодиакон Павел Бубнов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.