Женева Православная

1Для того, кто хотя бы немного знаком с историей – не обязательно именно церковной, – Женева ассоциируется с протестантизмом. Однако не все знают, что и в этом западноевропейском городе есть православные общины, которые достаточно активно осуществляют свою миссию в протестантском мире.

В шестнадцатом веке это город нередко называли «реформаторским Римом». Женева была центром реформации – именно здесь в течении сорока жил лет Жан Кальвин, здесь он основал университет, выпускники которого распространяли идеи реформации по многим местам Европы. Но в наши дни в Женеве можно увидеть одно из самых выделяющихся зданий – это белокаменный православный храм с золотыми куполами. Располагается храм практически в центре Женевы, свидетельствует о Православии, которое в Женеве представлено достаточно обширно. С Православием в Женеве нам поможет познакомиться архимандрит Жан Реннето, настоятель франкоязычной православной общины Швейцарской епархии Константинопольского патриархата.

— Отец Жан, если я не ошибаюсь, первой Поместной Православной Церковью, община которой образовалась в Женеве, была Русская Церковь.

— Да, в 1816 году был основан первый православный приход в Швейцарии, местом его основания был город Берн. В ноябре 1854 года приход был переведен в Женеву и до сентября 1866 г. службы отправлялись в частном доме на улице О-Вив.

В 1862 году пожертвовали православной общине для постройки своего храма участок земли на месте бывшего раннехристианского кладбища, там, где до XV века стоял монастырь святого Виктора.

Благодаря усердию протоиерея Афанасия Петрова в России были собраны необходимые средства, и на них в течение нескольких лет был построен величественный храм. 14 сентября 1866 года храм был освещен в честь Воздвижения Креста Господня.

В Женеве есть и еще один приход Русской Православной Церкви: Рождества Богородицы, который относится к Московской Патриархии. Как был основан этот приход?

Приход этот был основан в сороковых годах двадцатого века, после того, как стало ясно что приход Крестовоздвиженского собора не перейдет в юрисдикцию Патриарха Московского. После этого несколько человек решили основать общину в юрисдикции Западного Экзархата Московского Патриархата.

Первое время община собиралась в частном доме. А первое богослужение в ней совершил игумен Серафим (Родионов) – это произошло на праздник Рождества Богородицы в 1946 году. Этот день считают началом литургической жизни общины. С самого начала в богослужении стал употребляться французский язык – это вызвано тем, что храм находится в Женеве. На богослужение часто приходили не только русские, но и представители других Поместных Церквей (в эти годы греческой общины в Женеве еще не было).

Долгое время у общины не было постоянного священника, но когда в 1961 году Русская Церковь вошла в состав Всемирного Совета Церквей, это дало шанс общине иметь постоянного священника и даже епископа – так как представителем Русской Церкви при ВСЦ был епископ.

Присутствие постоянных представителей Русской Церкви привело в то же время к тому, что богослужения стали в основном совершаться на славянском языке, но несколько раз в месяц службы совершались и на французском языке. Прихожане, которые посещали эти богослужения, позже стали основой франкоязычной общины в Шамбези при Центре Константинопольского Патриархата.

Во время епископа Сергия (Фомина) община была вынуждена позаботится о новом месте для богослужений. Новое место нашли вдали от центра города, где община находится и сейчас. Окормляет общину Рождества Богородицы протоиерей Михаил Гундяев.

Все же более известной в православном мире в нынешнее время является православный центр, расположенный неподалеку от Женевы в Шамбези. Здесь располагается Православный Центр Вселенского Патриархата. Какова история этого Центра?

Центр был основан в 1966 году по благословению святейшего патриарха Афинагора. Целью создания Центра была развитие единства Православных Церквей и подержание и активизация контактов с другими церквами и религиями. Первоначально было построено одно здание с небольшой часовней в нем. А в 1975 году удалось расширить комплекс и построить большой храм святого Павла, апостола язычников.

Уже в первое время после основания центра в часовне стали совершаться службы на греческом языке, а в 1970 году к отцу Дамаскину, который возглавлял тогда Центр, обратилась группа прихожан, выходцев из русских общин, с просьбой помочь организовать церковно-литургическую жизнь на французском языке. Отец Дамаскин с радостью принял эту просьбу, после чего в часовне стали служить две общины: одна греческая, а другая – франкоязычная.

Когда в 1975 году строился храм апостола Павла, под ним соорудили криптовый храм, который был освящен в честь святой великомученицы Екатерины – и этот храм стал центром жизни франкоязычной православной общины.

Ко времени этого строительства в Женеве стал вопрос о месте совершения богослужений румынской общиной. После окончания строительства разрешено совершать эти богослужения в освободившейся часовне. Со временем в Женеве и ее окрестностях появилось еще две общины Румынской Церкви.

— Мы уже упоминали, что здесь существую три общины: греческая, французская и румынская. Франкоязычная община сформировалась на приходе Русской Церкви – она впитала в себя какую-то часть славянских традиций?

— Да, богослужебные и певческие традиции этого прихода практически соответствуют тем, которые есть в Русской Церкви. Есть и некоторое количество людей, приехавших из России или других славянских стран, которые хотят молиться на французском языке. Но для большинства верующих этого прихода французский язык является родным.

Православная Церковь в Женеве действительно представлена довольно широко, несмотря на то, что она не признана государством, не зарегистрирована. Главное – нет никаких препятствий осуществлять свидетельство о нашей вере.

В нашей общине есть различные варианты организации жизни. Раз в год, чаще всего это приурочено к празднику святой Екатерины, мы устраиваем научные конференции, как, к примеру, в этом году – с отцом Михаилом Евдокимовым.

Но, конечно, бывают у нас и встречи попроще: это и катехизис для детей, и беседы со взрослыми, среди которых есть немало тех, кто так же недавно пришел в Православие. Уже более десяти лет у нас проходят встречи со взрослыми.

Конечно, если необходимо, я беседую с людьми индивидуально. При подготовке к Крещению, венчанию, например. Нельзя сказать, что мы здесь занимаемся прозелитизмом, ни в коем случае, мы лишь свидетельствуем о своей вере, о своей Церкви.

Раз в месяц мы собираем группу для Иисусовой молитвы: по традиции, которая существует в Англии. И, конечно, такие мероприятия, которые можно назвать естественными для православного человека, как то: посещать больных –либо в больницах, либо дома.

— Отец Жан, а при посещении больных в больницах, не возникает ли каких-либо препятствий или недоразумений со стороны их руководства?

— Нет-нет, никаких препятствий нет. В Швейцарии уже очень длительное время в больницах предусмотрено присутствие представителя церкви, будь то католической или протестантской. Поэтому в больницах, и даже в частных клиниках, есть часовни. Таким образом, насколько мне известно, уже более двадцати лет как Православная Церковь через протестантское представительство имеет возможность посещать больных.

При этом необходимо отметить, что в Швейцарии, когда человек попадает в больницу, одним из пунктов анкеты является исповедание. Конечно, можно его и не заполнять, но если кто-то указывает, что он – православный, это дает возможность священнику посетить такого человека без каких либо трудностей; и, более того, сама больница связывается с нами, чтобы мы пришли и посетили православного больного. И это несмотря на то, что Православие не является признанной религией в Швейцарии. Больницы предусмотрели также возможность для посещения больных мусульман и иудеев, которые, как и православные, не признаны государством.

— В Женеве, на базе Православного центра в Шамбези, да и не только здесь, проходят диалоги и контакты между церквами на официальном, можно даже сказать высоком уровне. А есть ли сотрудничество или контакты на уровне общин?

— Да, есть структура на уровне кантона Женевы, которая объединяет представителей многих церквей: православных, католиков, различных деноминаций протестантов. Эта структура не является местом богословского диалога, это больше возможность совместного свидетельства или реакции на те или иные вопросы, которые возникают в нашей жизни, к примеру, тот же вопрос посещения больниц или тюрем.

Можно сказать, что главной задачей Православной Церкви в Женеве является желание дать православным возможность чувствовать себя дома: чтобы у них не было недостатка в духовном попечении, в богослужебной жизни; даже несмотря на то, что они находятся здесь в меньшинстве.

 Материал подготовил 
Иван Кононович, 
студент II курса МинДА

На базе Православного Центра проходят различные мероприятия: как православные, так и межцерковные. Центр в Шамбези на протяжении многих лет является местом, где проходят встречи, направленные на подготовку Святого и Великого Собора Православной Церкви. В Шамбези располагается секретариат по подготовке этого Собора, который осуществляет координационную и организаторскую деятельность. На базе этого центра осуществляются многие двусторонние диалоги, в которых участвует Православная Церковь: с Старо-Католической, Реформисторской церквами, а также некоторые другие встречи. Также в Шамбези располагается Высший Православный Богословский Институт, который, сотрудничая с Богословскими факультетами Университетов Женеве и Фрибурге, позволяет студентам и выпускникам православных учебных заведений различных Поместных Церквей и стран получить возможность продолжить свою учебу и получить степень «мастера».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.