Радость Воскресения Христова

1Протоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель Всехсвятского прихода г. Минска, председатель Правления Департамента внешних связей Белорусского Экзархата, руководитель Дома Милосердия

 

— Какие воспоминания у Вас связаны с Пасхой?

— Это ощущение ценно тем, что тогда было время официального атеизма. В те времена в этот радостный день нас заставляли учиться, работать или еще что-то делать. Я вспоминаю, как наш родитель (ныне — архимандрит Феодосий) говорил: «Если учебный день будет, то пойдете в школу, а если субботник, то я вас в школу не пущу». Но невзирая на все внешние запреты, в самой атмосфере общения людей было ощущение праздника. Оно витало в воздухе. Ведь того что живет и переживает душа убить невозможно. Но невзирая на все внешние запреты, в самой атмосфере общения людей было ощущение праздника. Пасха всегда была связана для меня с чувством особой торжественности. Осознанное ощущение Пасхи появилось в классе седьмом. Тогда мы, дети священника не могли пройти в храм, потому что вокруг стояли комсомольцы, которые запрещали молодежи зайти даже на территорию около храма. Приходилось приходить заранее, до появления этих нарядов. Но когда опаздывали и проходили через «строй», ощущали себя победителями. И мы понимали, что несет в себе этот праздник, раз ему так противятся, раз его так не хотят принять. Я понимал, что этот день в жизни мира, в жизни Церкви, в жизни Вселенной особый. Детские переживания перерастали в отроческие, юношеские, и постепенно перешли в осознанные мысли, которые подтолкнули к тому шагу, который был совершен однажды — уход в Духовные Школы.

— Что особенное внесло в вашу жизнь ощущение этой божественной радости?

— Пытаться выразить это словами — думаю, наш язык не слишком богат при всем его многообразии в передаче этого чувства. Его можно только пережить. Важно другое — Пасха всегда с нами. Отражение пасхальной радости присутствует в каждом воскресном дне. Те чувства, которые ты переживаешь в Литургии, то состояние, которое наполняет человека — это всегда отзвук или отблеск пасхальной радости. Пасха — это не один день, она продолжается во времени, хотя находится вне времени.

— Вы учились в Московских Духовных Школах, расскажите об особенных традициях празднования Пасхи там.

— Традиции у студентов были особые. В это время все семинаристы были вместе. Сплав семинарии и монастыря вносил положительный элемент в нашу жизнь. Традиции заключались в том, что мы всегда поздравляли Ректора, Наместника Лавры, приветствовали друг друга. Мы радовались этому празднику не так, как это бывает в светских заведениях, когда в праздник люди доходят «до положения риз». Радовались духовной радостью. Сегодня опасно то, что духовная, пасхальная радость становится рациональной, умной. Так незаметно она может уйти из жизни молодежи в Церкви.

2Протодиакон Андрей Скробот, преподаватель Минских Духовных Школ, главный регент Хора Минских Духовных Академии и Семинарии

 

— Когда вы впервые пережили радость Пасхи?

— В 1987 году. Тогда я, можно сказать, осознанно начал чувствовать тягу к Церкви, но вместе с тягой начал ощущать на себе некоторые испытания.

— Что особенно запомнилось из того момента?

— Пасха была 19-го апреля. И я поставил перед собой цель во что бы то ни стало попасть на ночную службу. Тогда это было не просто тяжело, а невозможно. Причем мои родственники в любом случае не пустили бы меня по доброй воле. Я решил пойти на лукавство. Хотя тут как еще сказать. Меня в девятом классе почему-то избрали председателем политклуба. Но предварительно не объяснили, что входит в мои обязанности. И 18-го апреля вечером в школе был назначен вечер атеистических чтений. Выступала старая учительница. Как мне теперь кажется, она мучилась от того, что именно ей это поручили. Она была человеком без атеистического фанатизма. И я сказал дома, что мне на этом вечере надо обязательно быть, хотя меня это никак не касалось. Тут уж делать нечего — я поехал. Погода была холодноватая, какая-то крупа с неба сыпалась. Помню, сидим мы на этом вечере, болтаем… Учителя приводят всяческие банальные примеры, доказательства почему Бога нет… В общем, лучший набор клише из тогдашнего обществознания. Я вынужден был досидеть до конца, до 23.00. А после 23.00 начались танцы. Я, слава Богу, никогда к танцам не чувствовал призвания. Не потому, что я брезгую. Нет, если б я мог так танцевать, как пою, то танцевал бы. Я решил ретироваться оттуда. А друг мой и сосед, Саша Дорняго, тоже был на этом вечере, но он учился уже не в школе, а был студентом техникума. Он говорит: «Пойдем на службу». А я отвечаю: «Слушай, тебе хорошо, если поймают, то ничего не сделают». Но я ведь для этого и ехал на вечер. И мы пошли. Подошли к храму, смотрим: горит свет, народ входит и выходит… Вошли в притвор, а он у нас отделялся дверями со стеклами, смотрю: что-то читают. Это теперь я знаю, что Деяния Апостолов. Масса людей, церковный неповторимый запах. Сейчас в церквях так не пахнет, не знаю, чем это объясняется. Вошли, а Саша меня тащит за рукав: «Пошли дальше…» А я хочу зайти, но боюсь. Боюсь, что сейчас поймают – и конец. Оборачиваюсь, смотрю: участковый идет. Меня сразу как ветром сдуло. Через какой-то забор перескочил, обежал кругом… А Саша за мной бежит: «Чего ты струсил?» А я говорю: «Смотри, кто стоит». Саша говорит: «Я пойду на разведку». Пошел, возвращается и говорит: «Да он же на ногах еле держится. Чего ты боишься? Он даже не узнает тебя». Участковый ушел, я вошел в храм, нашел себе место за свечным ящиком, присел, чтоб меня никто не видел, и началась пасхальная служба. И с этого момента я решил, что мне уже никакие бури не будут страшны. Когда я услышал пение «Христос воскресе…», то разобрал только первые два слова, дальше я тропарь наизусть не знал. И когда пришли с Крестного хода (я не ходил на Крестный ход – боялся), помню, начался Пасхальный канон. Я тоже не мог понять, что поют и о чем. Но когда услышал этот распев, которым и мы поем, у меня это ассоциировалось с какой-то лужайкой, на которой все благоухает, цветет и радуется. Как мультфильм какой-то. До конца всенощной я, конечно, не достоял. Возвращаясь домой, я не чувствовал, что иду пять километров, ночью, через пустынное место. В голове у меня звучали только песнопения.

— Как первая пасхальная радость тогда повлияла на Вашу жизнь?

— После этой Пасхи я опять начал ходить в храм, забыв о том, чем это было «чревато» в советской школе.

3Александр Насеко, студент III курса Академии

— Какие воспоминания связаны у тебя с первым празднованием Пасхи?

— Первый раз я был на Пасхальной службе в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Это было около двенадцати лет назад. Мы с сестрой приехали на службу и договорились на последнем поезде метро уехать обратно. Последний поезд уходил около часа ночи, поэтому кусочек Пасхи мы могли застать и почувствовать эту радость. Мы приехали в собор заранее, было очень много людей, почему-то очень хотелось спать, когда ждали начала службы. И вдруг священники начинают петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на Небесех…». Как будто волна ветра прокатилась от алтаря по собору. Сон сразу пропал. Когда вернулись с Крестного хода, вся служба пронеслась, как яркая вспышка. Я очнулся только тогда, когда народ уже причащался.

— Что эта радость изменила в твоем мировоззрении?

— Я в своем сердце реально видел Воскресшего Христа. В том состоянии, попостившись, помолившись, идя за плащаницей, я осознавал, что Христос воистину воскрес. После этого я всегда с радостью ходил на Пасхальные службы. Хотя, когда я встречал свою девятую или десятую Пасху, приходилось и потрудиться. Если раньше Господь легко окунал в Свою радость, то потом приходилось прикладывать труд.

4Александр Будишин, студент 2-го курса Семинарии

— Каковы традиции празднования Пасхи у сербского народа? Какие впечатления у тебя связаны с празднованием Воскресения Христова?

— В конце Великого поста, когда наступает Страстная седмица, все уже живут предпраздничным настроением. Особенно когда приходит четверг Страстной седмицы, он называется «чистым». Раньше, когда в деревнях еще не было водопровода, существовала традиция в этот день тщательно убирать в доме перед праздником. В пятницу уже начинали красить пасхальные яйца. В субботу все уже готовятся к пасхальной утрене. У нас она служится в полночь, а литургия – утром. Еще существует практика служить утреню в пять часов утра, а литургию немного попозже. Также существует традиция на Пасху собираться целыми семействами. Кроме торжественного обеда готовятся еще пасхальные украшенные куличи и варится кутия. Первый понедельник после Пасхи называется Водным. В этот день парни идут с водой к знакомым девушкам, поют тропарь Пасхи и, когда девушки выходят, парни обливают их водой. А во вторник — наоборот: девушки ходили к парням.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.