«Возгревать и приумножать Божий дар…»

1 (4)Путь каждого студента Семинарии начинался с изучения Катихизиса. В усвоении этого важного предмета всем нам помогает его преподаватель — иерей Виктор Василевич, который также является заведующим Отделения заочного обучения Минской Духовной Семинарии.

— Когда и где Вы родились? Кто были Ваши родители?

— Вообще-то, с этого вопроса «Когда и где Вы родились?» начиналось мое знакомство с семинарией. Когда я был абитуриентом, собеседования начинали именно с этого вопроса. И я особо не импровизировал. Отвечал четко и ясно: «Родился я в городе Барановичи в 1967 году, 13 апреля. В Великий пост, на Мариино стояние».

Родители мои – православные христиане, для которых христианство состоит не в каких-то красивых речах, а в жизни по совести, в страхе Божием. Преподобный Нектарий Оптинский жил в то время, когда на Церковь было воздвигнуто гонение со стороны безбожных властей. Люди приходили к нему и спрашивали: «Что нам делать? Отправлять ли детей в школу, где проповедуется безбожие?» Преподобный старец отвечал: «Пусть дети ходят учиться в школу. А пример христианской любви показывайте у себя в семье». Мне посчастливилось получить воспитание именно в православной семье, где царили любовь и взаимопонимание, где слово отца имело созидательное свойство.

— Расскажите о ярких эпизодах Вашего детства и юности.

— Хотелось бы отметить вот что. Отец собирал духовную литературу по крупицам. На это он не жалел никаких средств. Домашняя библиотека была невелика, но, тем не менее, она послужила началом моего духовного роста. Промыслительно, что в нашем дворе была хорошая компания однолеток. У нас были свои тайны, общие интересы, игры, шутки. В нашем кругу было так интересно, что не хотелось из двора никуда уходить.

Рядом с нашим домом находилась спортивная школа – было где побегать, поупражняться физически.

В начальных классах, когда я учился в средней школе Барановичей, со мной произошло событие, которое ярко отразилось в памяти. Мои родители брали меня везде с собой, потому что я был младшим ребенком. И вот один раз, когда я пропустил занятия в школе, учительница спросила меня: «Виктор, почему тебя не было в субботу на занятиях?». Я поднялся и честно сказал: «Я был на сорока днях своего новопреставленного дяди». Нужно сказать, что это было время особое. Протоиерей Виталий Боровой называл его временем блаженных запретов. На ближайшем родительском собрании учительница отозвала мою маму в сторону и сказала: «Пусть Виктор не говорит, что он посещал церковные учреждения, иначе нас будут очень сильно ругать». Таким был первый урок о том, что далеко не все в жизни однозначно и правда не всегда бывает человеку в радость.

— Где Вы учились до Духовных Школ?

— После школы я работал на Барановичском заводе станкопринадлежностей. По направлению оттуда поступил в Белорусский политехнический институт. Подвижник благочестия двадцатого века протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Высшее образование многих привело к Богу». И это действительно так. Именно в институте при изучении различных дисциплин волей-неволей ищешь некое связующее звено между ними. Все свидетельствует о своем Творце, но чтобы это увидеть, нужно иметь истинную веру.

— Когда Вы решили поступать в семинарию?

— Мысль о поступлении в семинарию приняла осознанные черты в годы моей учебы в институте. Как раз в то время я узнал, что открывается Минская Духовная Семинария. Я загорелся желанием туда поступить и начал узнавать у знакомых, где в Минске открыли семинарию. Впоследствии я узнал, что она находится не в Минске, а в Жировичах, которые расположены на значительном расстоянии от столицы. Это было промыслительно, так как на тот момент я не был готов к учебе в Духовной Школе. После окончания института, когда вернулся на завод, желание поступить в семинарию возросло. Подготовку пришлось совмещать с производственной деятельностью. Люди, которые были у меня в подчинении, скоро стали замечать, что их управляющий пытается разрешать все споры цитатами из Священного Писания. Запомнился такой случай. В праздник Благовещения один рабочий спросил: «А можно ли сегодня работать, ведь сегодня птичка гнезда не вьет и девица косу не плетет?» Я ответил: «Как хочешь. Можешь не работать. Я тебе прогул не поставлю». После этого ответа он спокойно продолжил работу.

Еще одним фактором, повлиявшим на мой выбор, было то, что мой почивший отец, Василевич Андрей Иванович, хотел, чтобы кто-то из его сыновей поступил в Духовную семинарию и стал священнослужителем.

Святитель Феофан Затворник учит, что если мы родились в православной семье, то половину пути к спасению мы уже прошли. Если эти слова святителя перефразировать в отношении ко мне, то можно сказать, что большую часть трудностей при выборе своего жизненного пути я преодолел благодаря молитвам отца. С Божьей помощью я принял решение, о котором не жалею.

— Что Вам больше всего нравилось и не нравилось во время учебы в семинарии?

— Когда во время учебы в институте я посещал богослужения в Свято-Духовом Кафедральном соборе, то видел там молодых парней, которые несли иподиаконское послушание у Высокопреосвященнейшего владыки Филарета. И вот, когда я поступил в семинарию, то заметил, что они являляются уже студентами старших курсов. Когда я видел их за богослужениями, они казались мне «земными ангелами и небесными человеками». Они представлялись мне святыми людьми. Когда я встречал их в семинарии, считал себя недостойным быть рядом с ними. Я был свидетелем того, как молодые люди, поступившие в семинарию, «ломались» по причине того, что не увидели здесь какой-то особой святости и высоких откровений. В итоге они разочарованными уходили из Духовной Школы. Для меня такого соблазна не существовало. Мне было приятно находиться на святом месте. Описание этого состояния я позже нашел в трудах святых отцов. Преподобный Симеон Псково-Печерский говорит, что мы не сможем задержаться в монастыре, если не будем видеть вокруг себя святым все, вплоть до щепочки.

В связи с этим вспоминается еще один момент. Когда я был абитуриентом, в проповеди тогдашнего ректора Семинарии, Епископа Константина (Горянова), услышал такие слова: «Кто считает себя недостойным, сразу забирайте документы». Я тогда подумал: «Может, лучше забрать документы?». Потом этот вопрос разрешился благодаря благословению моего епархиального архиерея – архиепископа Стефана. Осознание того, что у тебя есть благословение священноначалия должно быть своего рода толчком к тому, чтобы идти дальше по пути нравственного совершенствования. Пусть на этом пути будут искания, борьба, но идти по нему мы будем по благословению. Во всем нужно благословение. Студент семинарии должен понимать, что учиться ему благословил архиерей. И благословение – это не какой-то простой знак, не какая-то формальность. Это дар Божий, который нужно возгревать и приумножать.

— Каковы были взаимоотношения студентов во время Вашей учебы?

— У нас был замечательный курс. Многие из тех людей, с которыми я учился, впоследствии стали преподавателями. Среди них – иерей Михаил Носко, иерей Сергий Утрата, протодиакон Георгий Пшенко. Особо почетным является для нас, что один из наших сокурсников, Александр Морза (ныне – архимандрит Иоасаф), стал ректором Минских Духовных Школ. В этом состоит, на мой взгляд, и некая лепта нашего курса.

— Чем, по-Вашему, студенты Вашего времени отличались от нынешних?

— По моему мнению, студенты нашего времени существенно не отличались от нынешних. Отличались только условия проживания. Это мое искреннее мнение.

Когда мы учились, строительство шло полным ходом. Условия жизни были скромными. Но строительство и ремонт семинарии были своеобразным и удерживающими факторами против ропота. Не случайно знаменитые настоятели монастырей, например, преподобный Моисей Оптинский, всю жизнь вели строительство в своих обителях. В этом можно видеть великое воспитательное действие.

Человек как образ Божий должен творить. Этим он уподобляется своему Создателю, и в этом он может получить радость от Господа. Никакие человеческие утешения, из разряда «Мы строили, а ты теперь наслаждайся этим», не могут дать истинной радости. Человек должен сам воспользоваться теми дарами, которые даны ему Господом, а этому, в том числе, способствуют жизненные трудности созидательного характера.

Всегда были люди, которые приходили в семинарию по принуждению. В этом можно видеть эффект «зеленого яблока». Пусть яблоко созреет, потом оно будет полезным для тех, кто будет его есть. Если же мы будем есть зеленые плоды, то этим будем расстраивать свое здоровье. То же самое происходит со студентами, которые еще «не созрели» для жизни в семинарии. Поэтому важно, чтобы человек, который решил стать священнослужителем, знал законы духовной жизни и о том, что идет борьба добра и зла. Если же за него все будут думать и делать другие, то человек может стать живым искушением для Духовной Школы.

Мне приходилось сталкиваться с такими людьми и непроизвольно возникал вопрос к ним: «Что ты здесь делаешь? Зачем ты так мучаешься и мучаешь других?». Но, с другой стороны, когда смотришь на них, приходит понимание слов прп. Амвросия Оптинского: «Господь специально держит на святом месте таких людей, которые искушают своих ближних, но от этого братья становятся еще более совершенными».

— Каким качеством прежде всего, по Вашему мнению, должен обладать студент семинарии?

— Таким же качеством, как и студент медицинского или политехнического института, или иного учебного заведения. Студент должен учиться думать, рассуждать. Неслучайно рассудительность святые отцы называли высшей добродетелью. «Рассудительность – матерь, хранительница и управительница всех добродетелей», — учит преподобный Иоанн Кассиан. Божией помощи в совершенствовании этой добродетели как раз и хотелось бы пожелать всем студентам.

 Беседовал Сергей Палатников, 
студент 2-го курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.