Фонтан энергии

1Летние детские православные лагеря для многих детей стали возможностью лучше узнать церковную традицию, приобщиться к вере. Каких ошибок надо избегать в лагере, как вожатым стать настоящими лидерами и что делать, чтобы дети вынесли из летнего отдыха не только хорошие воспоминания?

В летний период для многих приходов и некоторых монастырей особенно актуальным становится вопрос организации детского летнего отдыха. Но, к сожалению, нередко бывает так, что при организации лагеря или похода допускаются ошибки, из-за которых миссионерский и педагогический потенциал такого мероприятия значительно снижается. Именно поэтому есть смысл немного порассуждать на эту тему (сразу оговоримся, что под словом «лагерь» в этой статье подразумевается любой выход с детьми на природу более чем на один день).

Лагерь церковный и лагерь светский

Прежде всего, необходимо ясно осознать, чем конкретно лагерь, организованный православным приходом, должен отличаться от обычного, и где та граница, которая разделяет область преимущественно церковную и просто необходимо-полезную? Понимать это очень важно, ведь одна из самых распространенных ошибок христианских педагогов – это стремление привить «церковный элемент» буквально ко всему, даже к играм и шуткам. Однако в подавляющем большинстве случаев это совершено лишнее.

Еще в начале XX века профессор Московской Духовной Академии Михаил Михайлович Тареев писал: «…как не может быть христианского вопроса об электричестве, о телефоне, так и не должно быть христианского вопроса о театре, о безубойном питании, хотя и много ныне охотников ставить такие вопросы». Очень хочется мысль Михаила Михайловича спроецировать и на многие явления современной околоцерковной жизни. Чего только стоят переделки хорошо известных песен (к примеру, прекрасной песни «С чего начинается Родина?») на «христианский» манер! Ведь подобное издевательство над произведениями искусства говорит о полной творческой несостоятельности его авторов и бросает тень не сильно талантливого плагиатора на других христиан!

Отличие летнего лагеря, организованного церковными структурами, от очень хорошего государственного заключается в том, что в канву его жизни ненавязчиво и абсолютно органично вплетено присутствие Церкви. Дети живут полноценной жизнью, в которой есть место для спорта, веселых песен под гитару, уроков выживания и для многого другого. Однако среди всего этого занимают свое относительно небольшое, но максимально прочное место молитвенное правило, Таинства и богослужение. При этом совершенно необходимо следить за соблюдением жителями лагеря или участниками похода некоторого минимума внешнего церковного благочестия. Однако во всех остальных мероприятиях церковность должна присутствовать, главным образом, в атмосфере, наполненной христианской любовью, а также – в нравственных и поведенческих нормах.

Проведение такого лагеря, кроме оздоровления и отдыха детей, преследует вполне конкретную цель: дать детям понять, что Церковь не является чем-то чуждым и устаревшим в условиях современной жизни, что вполне можно (и нужно) быть православно верующим человеком и одновременно радоваться жизни, занимать в ней активную позицию. В идеале, конечно, за этой промежуточной целью следует главная – воцерковить хотя бы часть детей.

Вожатый церковного детского лагеря

Каким же должен быть вожатый православного летнего лагеря? Ответ более чем прост – таким же, как и любой другой первоклассный вожатый. Только еще лучше. И это совершенно естественно: ведь всякий промах вожатого в православном лагере часто добавляет значительную долю негатива в отношение невоцерковленных родителей к Церкви.

Именно поэтому необходимо со всей серьезностью подходить к подготовке таких вожатых, обучая их не только азам походного и медицинского дела, играм и тонкостям взаимоотношений с детьми, но и искусству христианского свидетельства в мире. Такое искусство заключается в умении объяснять все происходящее в жизни человека с точки зрения Божественного промысла и любви, в умении поддерживать положительный образ христианина, в умении удивлять и поражать красотой и смысловой наполненностью жизни верующего человека.

Вожатый православного летнего лагеря должен обязательно быть интересным и интересующимся человеком. К сожалению, автору приходилось встречать таких горе-вожатых, которые считали, что достаточно с них того, что они сделали десяток замечаний детям, почитали 2-3 благочестивых истории приторно-поучительным тоном, да вовремя уложили отряд спать (скорее, даже не спать уложили, а выключили свет и заставили лежать молча). Самое печальное, что дети решили, будто именно так и ведут себя верующие люди. Очевидно, что от этого желания воцерковиться ни у кого из воспитанников не прибавилось.

Еще одна ошибка вожатых, желающих казаться верующими, — это превратное истолкование некоторых христианских добродетелей. В частности – кротости и смирения, которые таким образом превращаются в безволие и безразличие. Вожатый – это педагог. И по отношению к детям он не должен быть ни кротким, ни смиренным без крайней на то нужды. Парням нужно показывать пример мужественности, девочкам – женственности, но не апатии и пассивности. Молодые христиане – это горящие сердца, освещающие и преображающие мир, а не пугливые и бессильные мыши!

От вожатых православного лагеря требуется максимум творчества, фонтан энергии, мирное сердце и, конечно же, радость от знания Бога. Если у вас нет этих качеств – не спешите расстраиваться: все можно развить с Божьей помощью. Учитесь у более опытных, тренируйтесь, размышляйте, молитесь и, главное, — сильно желайте стать достойными представителями славного народа вожатых!

  Диакон Сергий Тимошенков, 
председатель молодёжного 
миссионерского братства при Минских Духовных Школах, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.