Накрышки

1Новая рубрика «Церкви Беларуси» будет знакомить наших читателей с историей и современной жизнью самых разных православных приходов Беларуси. Сегодня мы познакомимся с древним храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Накрышки Дятловского района.

Деревня Накрышки и те селения, которые составляют приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, находятся на земле, овеянной легендами седой древности. О минувшем напоминает многое: поросшие мхом доисторические курганы и дюны «Неманского моря», древний храм и колокольня, остатки панского парка и старинных построек, народные легенды и рассказы старожил. Увы, многое здесь уже безвозвратно утеряно, но, несмотря на все исторические потрясения, сохранились еще те нити, которые могут привести нас к разгадкам многих тайн и ответам на многие вопросы.

Веси, входящие в приход Накрышской Свято-Борисо-Глебской церкви, расположены на берегу Немана и на окраине огромного лесного массива – Липичанской пущи.

Вся эта территория некогда была дном «Неманского моря», возникшего в результате таяния ледников. Позже, когда была размыта мареновая гряда, воды Неманского моря вытекли в Балтийское море. Так появился Неман.

Дно огромного водоема устилали принесенные водой белые и желтые пески. Ветер перемещал их из одного места в другое, создавая характерные гряды, которые получили название «дюны». С течением времени, когда климат стал более влажным и теплым, появились условия для быстрого развития растительности. Вся долина и дюны заросли густым лесом, тем самым остановив возникновение и движение дюн. Так и появилась Липичанская пуща – царство зубров и туров. И вместе с тем, появились прекрасные условия для охоты, а значит, и для жизни первобытного человека.

Нет точных сведений о начале заселения этих территорий, но последние историко-археологические исследования вносят некоторую ясность. На территории накрышского прихода в общей сложности насчитывается около 50 курганов, самые ранние из которых датируются второй половиной первого тысячелетия до рождества Христова.

С Х века начинается активная колонизация славянами Понемонья. К этому времени относятся найденные вблизи от деревни Накрышки следы сельского поселения: остатки городища и фрагменты глиняной посуды X-XIII столетий. Это позволяет предположить, что примерно с 10 века и до сего дня на территории, где теперь располагается д. Накрышки, существовало поселение.

Происхождение названия Накрышки (Nakryszki, Nahryszki – польск.), вероятнее всего, берет свое начало от белорусского слова «крыж» – крест, перекресток. Первые известные письменные сведения о Накрышках относятся к концу XVII столетия. Упоминание Накрышек в письменных источниках мы находим в книгах Литовской метрики за 1690 год. В списке шляхты Новогрудского воеводства значится имя Яна Станислава Юревича (Jan Stanislaw Jurewicz), мечника полоцкого из фольварка Нахрышки (в документе Nahryszki).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Накрышский храм изначально носил имя святых мучеников Бориса и Глеба. Культ этих святых был широко распространен в Понемонье и относится к доуниатскому периоду истории нашей церкви. Это предположение косвенно подтверждается и данным клировых ведомостей Накрышской церкви. Согласно этим документам, в Накрышках с западной стороны нынешнего каменного храма стояла старинная деревянная церковь. Пока не представляется возможным установить точную дату ее постройки. Современный каменный храм был построен в 1821 году.

Дальнейшая история Накрышек вплоть до 1939 года связана с фамилией литовского шляхетского рода Стравинских. Пожалуй, самую важную роль в истории Накрышек сыграли Бруно Флориан Стравинский и его жена Франциска. Они избрали местом своего постоянного жительства Накрышки. Флориан Стравинский учредил в Накрышках библиотеку и собирал, как можно предположить по сохранившимся частям библиотеки, богатые книжные фонды. Библиотека могла насчитывать до 12 тысяч томов.

После смерти Флориана Стравинского во главе имения остается вдова – Франциска Стравинская. При ней началось и было осуществлено строительство каменного храма, колокольни и церковной ограды в Накрышках. Возведение церкви было закончено в 1821 году.

Синодик настоятелей Накрышского храма содержит имена и фамилии священнослужителей, начиная с 1821 года. Первым в этом списке стоит имя священника Петра Боровского, при котором произошло воссоединение некогда униатского прихода с Православной церковью.

После смерти о. Петра в 1847 году настоятелем Борисо-Глебского храма становится его сын Николай – выпускник Литовской Духовной Семинарии. При нем в 1860 году в Накрышках открывается церковноприходская школа. О. Николай активно выступал против несправедливостей, чинимых помещиком в отношении крестьян – прихожан Накрышского храма. В итоге это было представлено как подстрекательство крестьян к бунту. Ситуация действительно была неспокойная. В апреле 1861 г. помещики Слонимского повета доносили: «…приходские свяшенники Слонимского уезда, Дзенциольской (Дятловский) и соседней Накрышской церквей толковали им (крестьянам), что барщины можно не отбывать, если крестьяне того пожелают».

Живое участие о. Николая в жизни своих прихожан характеризует его как неравнодушного и заботливого пастыря, не терпящего неправды. В 1878 году настоятелем в Накрышки был назначен священник Николай Михайлович Вяхирев. При нем в Накрышском храме вместо полотняных ширм появился позолоченный иконостас.

В «Статистическом описании православных приходов литовской епархии» Н. Извекова за 1893 мы находим следующую информацию об экономическом состоянии Накрышского прихода: «Накрышский – Дятловского благочиния. Церковь утварью достаточна. Земли 30 д. За отшедшую в казну землю получает 7р.50 к. Есть мельница с доходом в 90 р. 50 к., и с помещика ружных получается 120 р. и аннауты 30 р. У священника церковного дома нет. Дворов 337. Прихожан мужского пола 1350 и женского – 1323».

В 1899 году о. Николая сменил священник Михаил Петрович Дьяконов.

Ко времени служения о. Михаила относится капитальный ремонт храма и постройка приходских домов для священника и псаломщика. В годы служения о. Михала Дьяконова на территории прихода действовали два училища, две церковноприходские школы и две школы грамоты. В 1902 году Накрышский приход посетил Преосвященный Иоаким, епископ Гродненский. Очевидец так описывает встречу владыки Иоакима в Накрышках: «Путь к церкви более чем 200 детей усыпали цветами. Храм, в которой вошел Владыка, украшенный зеленью и освещенный более чем 400 зажженными свечами, горел многочисленной в нем и еще новой позолотой. Под пение 60 певчих Владыка выслушал речь местного священника об истории храма в честь князей и мучеников Бориса и Глеба…».

Свою жизнь о. Михаил закончил в лагере, куда он был брошен за веру. Его имя встречается в книге памяти Республики Татарстан.

Во время служения в Накрышках о. Михаила Дьяконова с сентября 1904 по октябрь 1905 г. обязанности псаломщика Накрышской церкви исполнял Николай Адамович Семеняко, будущий архиепископ Минский Феофан (Семеняко). Могли ли настоятель и молодой псаломщик Накрышской церкви предвидеть, что им обоим предстоит принять мученическо-исповеднический подвиг за имя Христово? Владыка Феофан, как и о. Михаил, погиб в сталинских лагерях.

В 1907 году при настоятеле священнике Константине Гайдукевиче при Накрышской церкви было учреждено православное братство. Священник Константин Гайдукевич руководил эвакуацией церковного имущества в Россию в 1915 году. Из Накрышской Церкви были вывезены антиминс, богослужебная утварь, облачения и несколько наиболее ценных икон. Остальные иконы оставались во время войны и в период безвластия в храме.

Достоверной информации о положении прихода и состоянии храма с 1914 по 1918 год не имеется. Известно, что дом священника и хозяйственные постройки были оставлены немцами в полуразрушенном состоянии. Священник Андрей Максимович Кучук, пришедший в Накрышский приход в 1918 году, свидетельствует о том, что постройки совершенно не пригодны для использования. Когда о. Андрей приступил к служению, в ризнице хранилось лишь одно ветхое облачение. Стараниями о. Андрея ризница храма пополняется богослужебной утварью и облачениями.

О. Андрея в Накрышках сменил священник Антоний Сокол-Кутыловский, бывший офицер царской армии, кавалер Георгиевского креста, один из руководителей Слуцкого восстания. Будучи белорусским патриотом, о. Андрей открывает частную белорусскую школу. В 1939 году о. Андрей вынужденно оставляет священническое служение. Ему также предстояло пройти сталинские лагеря.

Достойные священники служили в Накрышках в военные и послевоенные годы: протоиерей Дмитрий Гладков и протоиерей Андрей Зенюк. Во время войны благодаря героической деятельности этих священников удалось спасти от угона в Германию местную молодежь. На чердаке Накрышской церкви буквально в полутора сотнях метров от немецкой комендатуры действовал партизанский лазарет. В годы войны священникам удалось капитально отремонтировать Накрышский храм, что впоследствии спасло храм от закрытия.

В годы хрущевских гонений о. Андрей всячески старался сохранить храм от закрытия. Старожилы вспоминают, что в Накрышки неоднократно приезжали различные комиссии, целью которых было прекращение деятельности прихода. Как правило, всегда составлялся акт об аварийности храма. Но благодаря удивительной дипломатичности и мудрости о. Андрея храм удалось сохранить от закрытия. В советское время местные комсомольцы и активисты регулярно проводили провокации по отношению к священнику и храму. Так однажды одним из местных коммунистов был молотом расколот самый большой церковный колокол. В 1963 году камнями разбили окна храма.

Новый период историй Накрышской Церкви начался с конца 80-х годов прошлого века. Настоятелем в это время был священник Владимир Шило. Его трудами к храму был пристроен каменный притвор. Активное и всесторонее возрождение общинной жизни произошло с назначением на Накрышский приход священника Ростислава Соловьева, выпускника Минской духовной академии. О. Ростиславу удалось вдохнуть новую силу в казалось бы уже замирающую приходскую жизнь. Был произведен капитальный ремонт церковного здания, регулярными стали внебогослужебные встречи священника с прихожанами и молодежью.

Накрышский приход продолжает жить и развиваться. И теперь уже новые поколения прихожан открывают для себя Накрышский храм как место встречи с Богом, как ценное духовное наследие, сохраненное предками. По свидетельству многих наших паломников и гостей, в Накрышском храме ощущается особая благодать, привлекающая человека к общению с Богом.

 Протоиерей Георгий Рой, 
настоятель Свято-Борисо-Глебского храма д. Накрышки, 
преподаватель МинДА, кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.