Лампада Белой Руси

Одним из самых древних монастырей Беларуси является Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Время его основания совпадает со временем образования Великого Княжества Литовского. Прикоснемся к истории такого уникального памятника нашей земли вместе с его насельником, монахом Феодосием (Забелиным).

В 30 км. от г. Новогрудка в деревне Гнесичи находится Лавришевский Свято-Елисеевский мужской монастырь. Ранее на этом месте существовал древний Пречистой Божией Матери Лаврашев монастырь. Название монастыря происходит от слова «лавра», которым в те времена назывался большой каменный монастырь. Первое упоминание об обители датировано 1225 годом.

Монастырь основан сыном литовского князя Тройната, занимавшим высокую должность при дворе князя Миндовга, где он и познакомился с епископом Лаврентием Туровским. Епископ Лаврентий, по Киево-Печерскому Патерику преподобный Лаврентий Затворник, был «муж сильный в молитвенном общении с Господом и в борьбе с бесами». От него будущий Елисей и принял крещение, от него же получил начальный иноческий опыт, духовные наставления и дар борьбы с бесами. Общение с епископом, природные способности и дар Божий позволяют ему создать в безлюдных неманских местах большой каменный мужской монастырь – Лаврашев, где Елисей был первым настоятелем. В числе его братии был и князь Войшлек, живший в особом месте. Елисей был убит 23 октября (5 ноября по н.ст.) 1250 года своим бесноватым послушником, который избавился от беса прикосновением к его телу. На протяжении 250 лет мощи Елисея лежали в монастырской церкви, источая множество исцелений.

Языческое окружение и активность католической церкви способствовали формированию в монастыре своеобразного миссионерского центра, где монахи-миссионеры набирались сил между своими проповедями, писали летопись, переписывали книги, лечили больных.

По мнению историков, в Лаврашевом монастыре была создана Новогрудская летопись, которая до нашего времени не сохранилась, но вошла в состав Галицко-Волынской летописи. Есть также мнение, что знаменитая Ипатьевская летопись, если не целиком, то в значительной части принадлежит летописцам Лаврашева монастыря.

1В 1329 году было написано Лаврашевское Евангелие. Книга на сегодняшний день находится в частной библиотеке-музее Чарторийских в Кракове. Это рукописное служебное Евангелие без разделения на слова, писанное цветными красками, с иллюстрациями и дарственными вкладными записями 14-16 веков.

Известно, что мощи Елисея не позволили крымским татарам разорить монастырь в 1505 году. Когда враги подошли к монастырю, то увидели на его территории огромное количество всадников. Это видение так сильно подействовало, что татары повернули назад, вместо того чтобы двигаться на Польшу, как предполагали. Такое чудо послужило поводом для канонизации преподобного Еслисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно(?) в 1514 г. При повторном нашествии татар мощи Елисея и монастырские ценности спрятли в землю. Во время нашествия все монахи были перебиты, а монастырь сравняли с землей.

Правопреемником Лаврашева монастыря стал монастырь Лавришевский, построенный в деревне Лавришево. Первоначально устроенный как православный монастырь, он впоследствии становится униатским и перестраивается. До настоящего времени от него сохранилась только одна церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, в народе называемая Лавришевская.

14 июня 1913 г. на месте древнего Лаврашева монастыря с освящением монастырского храма возродилась монашеская жизнь. Было создано Лавришево подворье Минского Архиерейского Дома, состоявшее из монастырского храма, освященного в честь пророка Елисея, и братского корпуса. 25 сентября 1915 года все было разрушено кайзеровскими немецкими войсками.

Постепенное возрождение обители начинается с 1997 года, а уже 12 августа 2000 года была освящена церковь во имя Елисея Лавришевского. К 12 августа 2001 года были построены колокольня и братский корпус. Началась монашеская жизнь.

 Монах Феодосий (Забелин).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.