«Вышел сеятель сеять…»

1Что общего между словом и семенем, сердцем и землей? В своей проповеди протоиерей Геннадий Повный объясняет, как эти слова связанны друг с другом и почему именно их Господь выбрал для своей притчи.

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

В одном из евангельских чтений мы слышим притчу Господа нашего Иисуса Христа о семени и сеятеле. «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав эту притчу Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8,5-8).

Христос часто поучал притчами, чтобы народ, Его слушающий, мог лучше понять и запомнить те спасительные истины о Боге, мире и человеке, которые Он пришёл возвестить роду человеческому.

Но вот ученики Христовы не поняли смысл услышанной притчи и спрашивают Христа, что она означает. И Христос разъясняет им, что семя – это Слово Божие, а сердце человеческое – земля.

Одно семя упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные налетели и поклевали его. Это сердца легкомысленные и беспечные. В таком сердце не держится Слово Божие, хотя сердце может быть и добрым и мягким по своей природе. Такие люди приходят в храм Божий, но по привычке. Такие люди участвуют и в молитве в храме Божием, но без внимания и без усердия. Они молятся только наружно, но не душой. Спаситель добавил, что к таким сердцам «приходит диавол и уносит слово, чтобы они [люди] не уверовали и не спаслись» (Лк. 8,12).

Слышит такой человек заповедь Христову: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его…» (Мф. 6,33), а диавол спешит навести другую мысль: сначала подумай о себе, позаботься о своём потомстве, о своей семье, а потом успеешь подумать о Царстве Божием. И верит этому такая душа, слушая советы невидимого врага нашего спасения.

Раздаётся другое грозное слово Божие: «Если не покаетесь…погибнете» (Лк. 13,3), а лукавый внушает другую мысль: милостив Господь, и успеешь ты ещё покаяться, и простит Господь твои грехи. И верит беспечная душа голосу диавола. Семя слова Божия не может дать корня, ростка и священного плода в такой легкомысленной душе.

Иное семя слова Божия падает на каменистую почву, слегка покрытую землёй. Но не может семя пустить корня и на этой почве, ибо нет в достатке доброй земли и нет влаги, которые могли бы содействовать прорастанию семени. Это – души, которые слушают, может быть, и с радостью слово Божие, но в которых нет истинной любви ко Господу Богу, нет готовности ради любви ко Христу и к ближнему принести жертву, если это потребуется. Это те, которые, как говорит Спаситель, «временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8,13).

Св.Иоанн Златоуст пишет о таких людях: «Я, говорит такой человек, люблю людей, но как только мне скажут обидное слово, то самый лучший друг мой станет моим самым страшным врагом. Я люблю молитву, но если меня позовут для какого-нибудь развлечения, я оставлю молитву и пойду туда, куда меня зовут. Я делаю добро, но если меня постигает беда, я озлобляюсь и на Бога и на людей». Это каменистая почва сердца человеческого, которая не приносит плода.

«Иное [семя] упало между тернием, и выросло терние и заглушило его…» (Лк. 8,7). Терновник – это заботы, это богатство, это наслаждения житейские. Господь осуждает не удовлетворение необходимых нужд в земной жизни человека. Этого Господь не осуждал никогда и не может осуждать, ибо Он знал и знает, что мы живём на земле и имеем свои земные потребности. Поэтому христианство всегда благословляло заботы человека о своем земном материальном благополучии. Св. Церковь всегда радовалась радостью людей, когда умножалось их земное благосостояние. Но, вместе с тем, Св. Церковь, как чадолюбивая мать, не переставала и не перестаёт напоминать нам о том, чтобы среди земных забот, среди земных радостей и огорчений никто и никогда не забывал о том, что нас ожидает жизнь вечная, к которой мы должны готовить себя здесь, в короткие десятилетия жизни земной. И Господь осуждает в этой притче все то, что заглушает и саму мысль о смерти. У человека состоятельного Он осуждает не богатство, а его скупость, его жадность, у человека бедного – ропот, зависть, озлобление, т.е. всё то, что подавляет в человеке духовную, благодатную жизнь, какой должен жить каждый из нас, чтобы достойно приготовить себя к жизни будущего века.

И наконец, иное семя упало на добрую почву и принесло свой богатый плод (Лк. 8,8). Это такое доброе и чистое сердце истинного христианина, которое слушает Слово Божие и хранит его как драгоценное сокровище. Это такое состояние души верующего человека, когда всё то, что повелевает Господь – это непреложная воля Божия; а всё то, чего не повелевает Господь, – это зло, которое ведёт к вечной погибели. Такой человек не только знает, что Господь прославляет смиренных, кротких, чистых сердцем, милостивых, миротворцев, но он и сам стремится быть смиренным, кротким, чистым, милостивым, миротворцем, ибо только приобретя эти добродетели, можно унаследовать Царство Небесное.

И пусть никто не думает, что у этого человека диавол не стремится похитить слово Божие из его сердца. Враг нашего спасения ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Но не слушает его наущений христианин, ибо научился из слова Божия распознавать козни диавольские и узнал, как нужно бороться с грехом и страстями. Он личным трудом, подвигом поста и молитвы, таинствами церковными, постоянным чтением слова Божия препобеждает врага нашего спасения и не позволяет ему похищать из своего сердца слово Божие. И делает это он постоянно, т. е., как говорит Христос: «…приносит плод в терпении» (Лк. 8,15).

Отцы, братья и сестры! Семя слова Божия всегда сеялось, сеется и будет сеяться в сердцах всех людей и приносить плод. Слово Божие всегда живо и действенно, оно есть слово «жизни» (Фил. 2,16), слово животворящее, которое дарует людям вечную блаженную жизнь. Что это так – свидетельствуют многочисленные факты из истории.

Некогда юный Антоний Египетский услышал слово Божие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим … и следуй за мной» (Мф. 19,21). И, не медля, он уходит в пустыню. Там подвизается в трудах поста и молитвы и становится великим учителем монашества – великим святым.

Вот ученый язычник Афинагор приступает к чтению слова Божия, чтобы его опровергнуть, но благодать Божия, действующая в слове Божием, касается его души, и он становится усердным защитником Христовой истины. Так спасительно действует слово Божие. И мы, отцы, братья и сестры, как чада Святой, Соборной и Апостольской Церкви должны всегда со вниманием слушать слово Божие и постоянно его читать и изучать для того, чтобы мы могли сохранять его в своём сердце.

Всякий из нас может и должен найти время читать слово Божие – постоянно, т. е. хотя бы каждый день по главе. В храме оно читается краткими частями, а дома можно читать больше и пространнее. И чем больше мы будем читать слово Божие, тем больше станем обновляться духом, крепнуть, освящаться и расти для жизни вечной.

Но спросит кто-нибудь, почему мы должны читать слово Божие постоянно. Может быть, достаточно прочесть его один раз? Ответ на этот вопрос даёт Свт. Иоанн Златоуст. Он пишет: «…ты постоянно находишься в боевом строю и получаешь непрерывные удары, поэтому и больше нуждаешься во врачевстве. И жена раздражает тебя, и сын огорчает, и другие домашние приводят в гнев, и враг строит козни, и сосед клевещет… и со всех сторон окружают нас многие случаи и поводы то к гневу, то к заботам, то к унынию и печали, то к тщеславию и гордости, и отовсюду несутся бесчисленные стрелы. Посему нам постоянно нужно всеоружие ПИСАНИЙ».

И много есть подобных обстоятельств, которые осаждают нашу душу, а потому нам нужны Божественные врачевства, чтоб мы могли и врачевать раны, уже полученные, и предотвратить ещё не полученные, но угрожающие, издали обессиливая и отражая дьявольские стрелы постоянным чтением Божественных Писаний. Ибо невозможно, невозможно спастись никому, кто не упражняется постоянно в духовном чтении (чтении слова Божия).

Запомним, отцы, братья и сестры, это наставление Вселенского учителя Церкви Христовой и станем всегда и постоянно читать и изучать слово Божие. И да поможет нам в этом благом делании Господь наш Иисус Христос в Троице славимый, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и во веки веков. АМИНЬ!

 Протоиерей Геннадий Повный, 
преподаватель Минских Духовных Школ, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.