На пути к Богу

Отец Георгий делится своими мыслями о проблемах современного общества и необходимости исполнения современным человеком заповедей, как условия нормальной жизни современного человека.

Каждое новое поколение людей пытается по-своему осмысливать наследие предыдущих поколений, проводить своеобразную ревизию научного опыта, культурного наследия, общественно-политического устройства, религиозных взглядов. Те моменты, на которые раньше не обращали никакого внимания, могут в следующем поколении приобрести сверхактуальность. И наоборот: то, что ранее составляло стержень общественой жизни и мысли, в последующем теряет свою былую значимость. Сам по себе этот процесс можно назвать вполне естественным и даже необходимым. В нем залог развития нашего общества. Но есть во всем этом и весьма серьезная угроза. Наш мир существует, основываясь на неких фундаментальных законах. Это относится как к законам физики, так и к законам социального бытия. Очень опасно забывать и невозможно игнорировать, например, закон гравитации, как невозможно игнорировать и фундаментальные нравственные устои жизни человеческого общества. И то и другое может привести к катастрофе. Человек, забывший о земном притяжении, скорее всего разобьется. Человек забывший о нравственности, скорее всего станет подлецом, предателем или преступником. Современный мир изменяется стремительно. И современный человек привыкает менять свои взгляды, едва ли не так же легко, как меняется, например, мода. Каждый сезон дарит что-то новое: то, чем внешне можно выделиться из общей массы. Но меняет ли внешняя оболочка внутреннее содержание? Да и как бы в таком стремлении к новому не поколебать фундаментальных основ нашей жизни? Современность ставит вопрос еще острее. А существуют ли вообще такие незыблемые основы? Христианство дает однозначный ответ: да, такие основы есть, и они даны нам Тем, Кто создал этот мир, его гармонию и законы, Тем, Кто призвал к жизни человека – БОГОМ. Скептик скажет: «кто может знать какие законы установил Бог?» Одна религия учит одному, другая другому. Кто-то руководствуется одними заповедями, кто-то другими. У каждой религии своя истина… Увы, человечество раздробленно, мы не можем придти к единству. Но это, все же, не лишает ВСЕМОГУЩЕГО ТВОРЦА и БОГА возможности сохранить и донести до человечества свою истину. Если Бог Абсолют, то у Него для этой цели имеются абсолютные возможности. И если Бог – Единый, то у Него не может быть двух, трех, десяти истин. Истина, как и Бог, лишь одна. Человеку, живущему в мире множества религий, нужно серьезно подойти к вопросу об истинной вере, истинной религии, истинных нравственных ориентирах.

Заповеди – правила движения по жизни.

С точки зрения христианства, истина, которую Бог доносит до нас, выражена в Библии – Книге, написанной людьми, которым Бог открывался непосредственно. Фундаментальная нравственная основа, данная Богом человечеству, содержится в библейских ЗАПОВЕДЯХ. Бог сообщает человеку незыблемые законы человеческой жизни. Человек свободен следовать или не следовать им. Господь лишь предупреждает, что нарушение этих вселенских законов приведет к катастрофе. Очень упрощенно заповеди можно сравнить с правилами дорожного движения. Нравится тебе или нет – они есть, и именно они обеспечивают порядок на дороге и твою личную безопасность. Ты можешь, конечно, ехать со скоростью 120 км/ч, там где стоит ограничение 40 км/ч, но тем самым ты подвергаешь себя и других огромной опасности. Часто мы относимся к заповедям, как к чему-то такому, что Бог или религия придуманы для того, чтобы намеренно и искусственно ограничить человека, так сказать испортить ему жизнь и лишить удовольствий. Правда в том, что заповеди нужны не Богу, они нужны нам. Это то, благодаря чему наша жизнь может не превратиться в хаос, то, благодаря чему мы сможем избежать катастрофы.

Основных библейских заповедей десять. Каждая из них определяет правильное отношение человека к Богу (это первые четыре заповеди) и к другим людям (остальные шесть). Эти правила были записаны в Библию пророком Моисеем, после того, как ему открылся Бог на горе Хорив. Эти заповеди записаны в двух библейских книгах: в книге Исход (20 глава) и в книге Второзаконие (5 глава).

Первая – значит главная.

Формулируя конституции, законы, правила, инструкции на первое место всегда ставят то, на чем основано все последующее. Это то, без чего не может быть в принципе ни закона ни правила. Первая из десяти Божиих заповедей звучит так:

«Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов».

В чем же фундаментальная важность этой заповеди? Важность ее, думается, в вопросе Бога к каждому из нас: принимаешь ли ты Бога, как своего Господина или нет? Готов ли ты следовать воле Бога, Его промыслу о тебе, подчиняться Ему? Если нет, то все последующие заповеди для тебя не имеют смысла. Эта заповедь – призыв признать Единого Бога своим Отцом, Господом и Владыкой, признать Его безраздельную, абсолютную, неделимую ни с кем и ни с чем власть. И самое, пожалуй, тяжелое для нас в этой заповеди — согласиться с тем, что моя воля и мои желания второстепенны по отношению к Воле и Промыслу Бога. Мы призваны ВСЕЦЕЛО довериться и подчиниться Небесному Отцу. Логика нашей жизни зачастую такова, что на первое место мы ставим наши личные цели, потребности, желания, проблемы. Здесь же на первое место для нашей личной и общественной жизни ставится Воля Бога и ее первоочередное исполнение. Свое личное подчиняется Божьему и переноситься на второй план. Ничто в этом мире не может быть главнее Бога. Ничто не должно становиться вместо Бога на это первое и главное место.

 

Автор: протоиерей Георгий Рой

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.