Свято-Тихоновский Университет

У нас в гостях побывала делегация Православного СвятоТихоновского Государственного Университета (г. Москва) во главе с деканом факультета социологических наук Рязанцевым Игорем Павловичем. В промежутках между встречами со студентами и преподавателями мы успели задать нашему гостю несколько вопросов.

Игорь Павлович, расскажите, пожалуйста, как появился Ваш факультет и с какой целью он создавался?

Наш факультет появился из социологического исследования «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви», проведенного в 2005 году и по-новому показавшего облик российской молодежи. До этого исследования журналисты любили использовать термин «потерянное поколение», но масштабный опрос все расставил по своим местам. Также опрос обнаружил в Церкви необходимость таких прикладных социальных исследований. И в ответ на такую потребность родился факультет социальных наук.

Наш факультет своими исследованиями как бы отвечает современной общественности на вопрос: «А что такое современная Церковь?». Для внутрицерковных же нужд мы говорим: «Что такое современное общество с точки зрения интересов Церкви, каковы его проблемы?» И вот, миссия нашего факультета – быть мостиком, одним из многих мостиков, между Церковью и обществом.

Вы могли бы рассказать про этапы становления самого университета?

О том, как вставал на ноги университет, я слышал от патриархов университета: это была непростая, но очень интересная и яркая страница истории образования в Русской Православной Церкви. Поначалу это были кружки по изучению Священного Писания в квартирах московской интеллигенции. После кружков появились катехизаторские курсы. После них, в 2002 году, появился на свет богословский институт, который получил имя Патриарха Тихона. Это было замечательное время в истории Русской Православной Церкви – время воцерковления огромного числа людей. Обращение к вере и интерес к богословскому знанию по своим масштабам поражал. На этом всеобщем интересе к богословским знаниям и родился университет. Он создавался как учебное заведение, дающее богословские знания для мирян. Обычно такое образование было уделом будущих пастырей.

Какие цели ставит сейчас перед собой университет?

На годичном акте в 2009 г. наш университет посетил Святейший Патриарх Кирилл. В своей речи он сказал, что миссия нашего университета – в воспитании православной интеллигенции. На мой взгляд, это очень точное и ясное указание на сверхзадачу, которую должен решать Свято-Тихоновский университет.

Наша задача, как раз, готовить не пастырей, а православную интеллигенцию, задача, которую мы решаем, на мой взгляд, с большим или меньшим успехом. Это христиане, которые не просто словом, но и делом, каждодневной своей жизнью, трудясь в самых разных структурах, и образовательных, и государственных, и в бизнесе, могут свидетельствовать о Христе. Для людей такое свидетельство является наиболее убедительным, потому что уступить, проявить сострадание, обнаружить сочувствие, быть человеком с необходимым уровнем деловой этики, в конце концов, человеком, которому можно доверять – не это ли есть каждодневное свидетельство о Христе православного человека людям далеким от Церкви.

Что делает университет, чтобы студенты получили богословское образование?

В университете было принято замечательное решение, которое в течение всех лет существования университета реализовывалось в виде дополнительной образовательной программы, которую изучали все студенты университета. Студенты в течение двух-трех лет изучают богословские дисциплины. Если говорить о социологии, которой занимаюсь, то мы видим богословское образование не как самостоятельное, несвязанное с основной образовательной программой, а как глубоко проникающее в другие дисциплины.

На вершине богословско-ориентированных социологических дисциплин стоит курс «Богословие основания социальных наук», в котором содержатся элементы догматики, христианской антропологии, нравственного богословия, библеистики, которые вводят студентов в область пограничного знания между богословием и теоретической социологией. Затем этот предмет продолжает курс «Христианской социологии», который дает богословские основания социологического знания, знания о современном обществе. И, наконец, мной этим летом будет подготовлен курс «Социологии православия», который будет принадлежать к числу разрабатывавшихся в течение нескольких десятков лет курсов по конфессиональным социологиям, которые читались в университетах Западной Европы.

К вам поступают не только из Москвы. Сколько иногородних учится в вашем университете?

Иногородних у нас около 70% и 30% студентов из Москвы и Московской области. В университете представлены Сибирь, Дальний Восток, Центр, Урал, Поволжье. Есть также Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Украина, Латвия, т.е. все республики бывшего Советского Союза. У нас такой интернациональный студенческий коллектив, но это не мешает нам жить хорошо и дружно, помогать друг другу.

Конкурс при поступлении большой?

В этом году заявлений от студентов было в 2 раза больше, чем мы могли набрать. Мы набрали группу социологов – 20 человек и экономистов – 26 человек.

Профессиональный уровень обучения у вас высокий?

Университет обеспечивает очень высокий уровень профессиональной подготовки. Между нами говоря, наш университет можно считать филиалом МГУ в Русской Православной Церкви. На историческом факультете — в основном преподаватели истфака МГУ, филологи – это филфак МГУ. Мои коллеги из Социологического факультета Московского университета помогают. Приглашаются специалисты с Экономического факультета МГУ. Так же у нас достаточно сотрудников, которые работают в институтах Российской Академии Наук, т.е. мы привлекаем самых квалифицированных специалистов.

Как организована практика у ваших студентов и все ли ваши выпускники находят рабочие места?

Сразу начну со второго вопроса. Мы еще ни одного выпуска в полном смысле слова не сделали. Через два года у нас будут первые результаты, и мы сможем сказать, как они устроились и где работают. Нашему факультету, не забывайте, три года. Только начался четвертый год нашего существования, но мы все делаем, чтобы наши студенты в будущем могли чувствовать себя уверенно. Например, с завершением первого же года обучения у нас начинается практика.

Экономисты проходят практику на крупнейших предприятиях РосКосмоса. Также НПО «Квант», НПО «Планета» приняли на практику наших студентов. Это предприятия самого современного и наиболее устойчивого сектора российской экономики. В этом году у экономистов была практика в одном из храмов Москвы: они помогали с экономической точки зрения рационально выстроить хозяйство прихода.

Студенты-социологи работают в крупнейших международных исследовательских структурах, существующих в Москве: ГФК «Русь», Немецкий институт маркетинговых исследований, имеющий отделение в России и занимающий в мировом табеле о рангах 4-ое или 5-ое место, Nilson Research (американская исследовательская структура), Левада-Центр в Москве, ComCone (известный исследовательский институт). В первый же год, летом, они знакомятся с механизмом, с помощью которого собирается социальная информация.

Мы проводим наши собственные проекты, каждый из которых отвечает интересам Церкви: «православное кино», «религиозный фактор конфликтов в мегаполисе», «православная молодежь сегодня», «приход православной церкви в Германии, Беларуси, России», т.е. мы не только образовательная структура, но и исследовательская, которая полностью ориентирована на нужды Русской Православной Церкви.

Наши первокурсники после практики пришли и сказали: «Вот теперь мы поняли – что такое социология!» Это очень важно. Они видят всю эту огромную машину, а потом, в течение оставшихся трех лет, постигают самое главное и самое сложное – как проинтерпретировать, как объяснить, что стоит за цифрами? Здесь начинается философия, история социологии, методология социологического исследования, частные отраслевые социологические дисциплины и т.д. Это, как раз, самое тяжелое.

И последний вопрос. Каким Вы видите ваш факультет через 5-10 лет?

Я уверен в том, что мы ту сверхзадачу, которую перед собой ставили, – быть эффективным экспернтым и образовательным сообществом, стоящим на перекрестке путей между Церковью и обществом, сможем реализовать в большей степени, чем сегодня. Общество и государство должны лучше представлять, что такое современная Русская Православная Церковь. А Церковь должна точнее представлять, что такое современное общество. Вот это то, к чему мы стремимся, и, надеюсь, через 10 лет наш факультет сможет в большой мере эту задачу решать.

Спасибо, Игорь Павлович! Мы очень рады, что Вы нашли время зайти к нам.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.