Тишина там, где мир в душе…

Материал подготовил Родион Альховик

В рубрике «Обитель» мы продолжаем знакомить Вас, дорогие читатели, с белорусскими монастырями, и сегодня мы беседуем с настоятельницей Свято-Ксеньевского монастыря в деревне Барань Борисовского района — игуменьей Василиссой.

Матушка, расскажите, пожалуйста, немного о Вашем монастыре. Давно ли образован монастырь, кто до Вас руководил монастырем, сколько было насельниц?

Монастырь образован в 2002 году. Я приехала сюда в сентябре 2003 года. До моего приезда в СвятоКсеньевский монастырь здесь были две настоятельницы: инокиня Людмила и игуменья Фомаида. Состояние монастыря было довольно плачевным. После отъезда последней настоятельницы из насельниц осталось только две молодые сестры. Одна сестра серьёзно болела, а вторая несла очень много послушаний. Сегодня этих сестёр в нашем монастыре уже нет, они ушли. Одна из них подвизается при Лавришевском монастыре, собирает пожертвования, другая в миру.

Как Вы оказались в монастыре Блаженной Ксении Петербургской?

Я была насельницей СвятоЕлизаветинского монастыря в городе Минске. Несла различные послушания: собирала пожертвования со скарбонкой, посещала третий интернат при Республиканской Клинической Психиатрической Больнице в посёлке Новинки, трудилась на торговых точках, расписывала керамику. Елизаветинский монастырь был для меня родным домом. Приехав с очередной командировки ночью ко мне зашла настоятельница, матушка Евфросинья, и сказала, что меня зовёт духовник монастыря, отец Андрей Лемешонок. Состоялось маленькое собрание. Батюшка сказал, что есть сельский маленький монастырь и владыка митрополит Филарет попросил выделить из нашего монастыря сестру, чтобы его возглавить. Батюшка с матушкой помолились и предложили мне поехать туда старшей сестрой.

Расскажите о своей семье, откуда Вы родом?

Родилась я на Украине, в Черниговской области, в городе Соснице. Это места, в которых даже в застойные времена многие храмы были открыты. Семья наша была верующей, хотя открыто об этом никому не говорилось. Отец был военным, мама работала журналисткой. В семье было трое детей. Кроме меня, ещё брат и сестра. Я была старшей. Несколько раз в году нас возили в разные храмы в другие города и причащали. Мой дедушка по отцу до и после революции был регентом и хранителем сундука полковой церкви. Бабушка была сильной молитвенницей и открытым человеком. В доме у бабушки висели иконы и всегда горела лампадка. По ночам она молилась. Всё это происходило перед нашими детскими глазами и оставляло неизгладимые впечатления.

Мама моя никогда не ела мясной пищи, ежедневно ничего не вкушала до трёх часов дня. А если она что-то просила у Бога, то в этот день во рту у неё не было ни крошки.

Мама давала какой-то обет Богу, ограничивая себя ежедневно таким образом?

Я точно не знаю. Но и сейчас, в свои 83 года, мама ведёт довольно активный образ жизни. Ездит в Киево-Печерскую Лавру на богослужения, молится дома, помогает людям. Двери нашего дома всегда были открыты для всех. И сейчас она или готовит кушать, так как двери по-прежнему открыты для всех, или молится, спит очень мало. Многие сестры Елизаветинского монастыря, которые были на Украине, в нашем доме, знают добрую бабушку Наталью, до сих пор заезжают или звонят мне и просят, чтобы я позвонила маме и попросила помолиться.

Что Вы заканчивали, кем трудились в миру?

Я закончила Черниговский Педуниверситет, Исторический факультет. Преподавала в школе, летом ездила в пионерские лагеря вожатой. Вышла замуж, у нас родилось трое детей. С мужем жизнь не сложилась и мы разошлись.

Чем сейчас занимаются Ваши дети?

Старшая дочь, Анна, пишет иконы. Она училась в Петербургской Духовной Семинарии на отделении иконописи. Вторая, Наталья, регентует в д. Щёмыслицы, Минской области.

Сын – скульптор. Как Вы оказались в СвятоЕлизаветинском сестричестве?

Я была прихожанкой Петро-Павловского собора, и через год после образования при Петро-Павловском соборе Елизаветенского сестричества в 1997 году я стала сестрой милосердия. В это время в сестричестве было около двенадцати сестер. Меня благословили посещать третий интернат в Республиканской Психиатрической Больнице в пос. Новинки. За каждой из нас было закреплено отделение. Сначала ходить в интернат было трудно: у меня были самые тежелые больные – лежачие и колясочники. Но со временем Господь дал великую радость от общения с этими людьми. Интернат стал для меня как дом родной.

Храма в Новинках в это время еще не было?

Тогда уже началось строительство Свято-Елизаветинского храма в посёлке Новинки и начал оформляться, на месте гипнотария в больнице, храм Святой Блаженной Ксении.

Какие еще послушания Вы несли в сестричестве?

Самым моим любимым послушанием было стоять со скарбонкой. Особенно нравилось стоять на Северном кладбище, потому что кладбище — это то место, где нет лукавства. Затем начались поездки на православные выставки в Польшу, Словакию, на Украину. Кроме этого меня назначили старшей сестрой в интернате в Новинках. Приходилось заниматься организационными вопросами.

Думали ли Вы уже тогда о монашестве?

Мне казалось, это недосягаемая мечта, такая высота, которой могут достигнуть только ангелы. И себя я считала настолько недостойной, что даже не просилась в монастырь.

Как же вы туда попали?

Однажды, беседуя со мной матушка Елизавета (первая настоятельница Свято-Елизаветинской обители) спросила меня, хочу ли я монастырь? Я ответила, что не могу, потому что у меня дети. Но со временем, я стала задумываться о монашестве. Дети уже были самостоятельные. Через год после пострига матушки Елизаветы на исповеди у отца Андрея я спросила: «Можно ли мне пожить в монастыре?». Он благословил. Для меня это было большой радостью. Когда я пришла в монастырь, то облачили меня не сразу, так как моя младшая дочь воспротивилась.

Как остальные родственники отреагировали на Ваше решение?

Мама благословила, а остальные дети отреагировали спокойно.

Они были устроены в жизни и у них были свои заботы. Как происходило Ваше переселение в обитель?

Я пошла на послушание в монастырь и просто не вернулась домой. Иначе я просто не оторвалась бы от семьи. Помню момент, когда приехал митрополит Филарет для совершения пострига инокинь, и благословлял наших сестер-трудниц на послушническое облачение. И только я одна осталась в мирском, в связи с протестом моей дочери. После облачения сестер владыка Филарет с отцом Андреем выходили через нижний храм и, проходя мимо, остановились возле меня. Отец Андрей объяснил владыке мою ситуацию. После некоторого молитвенного молчания, владыка Митрополит благословил меня на монашество и произнес незабываемые для меня слова: «Дети молятся за родителей, а родители за детей». После облачения у меня было чувство единожды правильно принятого в жизни решения, полная тишина в душе и присутствие Божие.

Как дальше развивались события Вашей жизни?

Дальше пошли трудовые будни. Были и скорби и радости, нестроения и утешения, обычная монастырская жизнь. Всё потихоньку налаживалось, обустраивалось.

И в один из таких будничных дней Вам предложили стать настоятельницей Свято-Ксеньевского женского монастыря?

Для меня это было неожиданно. Я чувствовала свое недостоинство, понимая, что это крест очень тяжелый. Но, с другой стороны, я смотрела на лица отца Андрея и матушки настоятельницы и думала, что они скажут владыке, если откажусь. После недолгой беседы с отцом-духовником и матушкой настоятельницей я сказала: «Как благословите». Отец Андрей спросил: «А ты как хочешь?». Я сказала, что поеду.

Ваше первое впечатление от Свято-Ксеньевского монастыря?

В этот монастырь меня привёз владыка Филарет. И первое, что меня поразило, это то, что его никто не встречает, хотя, знают, что он приедет. И когда мы подошли к храму, открылась дверь, вышла послушница и вручила владыке небольшой букетик.

И всё таки что-то надо было менять?

В первый же день после того, как митрополит уехал, мы отслужили Всенощное бдение, а на следующий день утром — Литургию.

До Вашего приезда сюда часто ли совершалось богослужение в монастыре?

Божественная Литургия совершалась 1 раз в неделю, ежедневно читались акафисты.

На сегодняшний день, какой распорядок богослужений?

Ежедневно служиться полный суточный круг богослужений. Три раза в неделю совершается Литургия. В те дни, когда Литургии нет, мы служим Изобразительные. Каждый день читаются 4 акафиста в честь покровителей храмов расположенных на территории монастыря: Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Георгия Победоносца и праздника Покрова Божией Матери. Кроме этого, каждая из насельниц читает Псалтирь по часу или два (кто сколько может) и поминает записки поданные на Псалтирь.

Сколько лет храмам, которые находятся на территории монастыря, и в каком они состоянии?

Когда я сюда приехала шесть лет назад, то храмы хотя и были недавно построены (им сейчас около 10 лет), но служить в них было очень трудно, потому что крыши текли, стены промерзали, было очень холодно и сыро, случались электрические замыкания. До такого состояния храмы дошли изза того, что во время строительства не хватало денег, и в итоге на всём экономили. Поэтому, когда мы сюда приехали, то практически всё пришлось менять: крыши, купола, кресты, окна, двери, электропроводку. Стены утеплялись, было проведено отопление.

Были ли на этой территории храмы в начале ХХ века?

Да, на территории сегодняшнего монастыря находилась очень древняя Покровская церковь. После революции её закрыли, а в 1945 году снесли бульдозером и построили школу. Постепенно, из-за отсутствия рабочих мест, люди стали уезжать, деревня уменьшалась, школа перестала наполняться детьми и была закрыта. И когда появился монастырь, то это здание отдали обители. К этому времени оно находилось в полуразрушенном состоянии, было заросшее деревьями. Немного обустроив это помещение, туда заселились сестры. Когда я сюда приехала, корпус, в котором живут сестры, находился в плачевном состоянии. Печки старые, коридор ледяной и неотапливаемый. Поэтому, в первую очередь, был сделан ремонт этого здания: печки переделаны, отремонтирована крыша. В нём стало по-домашнему уютно и тепло. Но три года назад, в ноябре месяце, случился пожар, и корпус сгорел. Слава Богу, все насельницы успели выбежать. Пожар был настолько молниеносный, что спасти практически ничего не удалось. В огне сгорели также и сбережения, которые мы собирали на блоки для нового корпуса. Но, нужно было обустраиваться. Многие люди узнали о пожаре и откликнулись на нашу беду. Тут же пошли пожертвования, и за короткое время Господь воздал нам в десять раз больше того, что мы потеряли. Буквально в том же месяце мы вырубили лес и очистили территорию для нового корпуса.

Само строительство идёт непросто, очень много трудностей. Некоторые вещи приходится переделывать по 2 раза. Но мы надеемся, что с Божьей помощью скоро заселимся в новый корпус.

Какие у Вас отношения на сегодняшний день с дочерью, которая не хотела отпускать Вас в монастырь?

Сейчас Наталья часто приезжает в нашу обитель, помогает нам петь на клиросе. Многие мирские люди думают, что монастырь – это тишина, покой и созерцание.

В каком ритме сегодня живёт Ваш монастырь?

В нашем монастыре трудно. Здесь нет никаких бытовых удобств. А так как сестер в обители мало (всего 10), то каждой приходится нести сразу несколько послушаний: и просфорочки печь, и храмы убирать, и службу уставлять, петь и читать на клиросе. Поэтому у нас каждая сестра — на все руки мастер. Спать ложимся мы очень поздно, часто за полночь, встаём рано (утреннее богослужение начинается летом в 4.45, зимой — в 5.45). Сестры устают, но тишина там, где мир в душе. Живем мы дружно, помогая и молясь друг за друга.

Приезжают ли в ваш монастырь девушки, чтобы проверить себя, попробовать свои силы, многие ли хотят остаться?

Приезжают, но не часто и не много. Любушка приехала по благословению своего духовника из Киева пожить здесь на время Великого поста, сейчас – это мать София. Вот недавно приехали две девушки проверить себя и — остались: мать Мария и мать Елена. Ещё одна девушка присматривается, даст Бог, останется. Много приезжает болящих людей, пожилых, немощных, но пока у нас нет условий и возможностей их принять в обитель, ухаживать за ними. Есть люди, которые только начинают воцерковляться, и иной раз креститься правильно не умеют, а уже просятся в монастырь. И, когда спрашиваешь, что побудило их на такое решение, – отвечают, что проблемы дома или какие-то неприятные жизненные обстоятельства. Предлагаем просто пожить, помолиться.

Где сейчас живут богомольцы, когда приезжают в монастырь?

Когда несколько человек, то мы расселяем их по кельям, в которых живут сестры: другого места у нас нет. А если приезжают целые паломнические группы, то устраиваем их в Покровском храме на полу.

Какие отношения у Вас с местным населением?

Когда я сюда приехала, то некоторые сельчане говорили: «Вот, вы тут понаехали, жить нам мешаете». Но со временем отношения с местным населением стали налаживаться, сейчас многие местные жители у нас работают. Также приезжают верующие люди и покупают здесь дома. Одна из проблем, которая нас беспокоила – это местный клуб, который прилегает к территории монастыря, и в котором по выходным и праздничным дням устраивались дискотеки с соответствующими последствиями – громкая музыка, ругань, мат, драки. Но, наверное, Господь услышал наши прошения и молитвы – дискотеки прекратились, и сейчас клуб хотят отдать монастырю. Если всё будет хорошо, то в здании клуба мы планируем сделать трапезную для паломников.

Рядом с монастырём есть святой источник, как давно он появился?

Источник древний. Пожилые сельчане рассказывали, что в нашей деревне было три источника. И раньше, в начале ХХ века, много людей приходило и приезжало на подводах, чтобы набрать воды из этих источников, многие получали исцеление. В наше время остался один источник. Год назад была сделана купель. Очень много людей приезжает, чтобы окунуться в святом источнике и набрать воды.

Случались ли исцеления на источнике в наше время?

В одной семье, которая выехала из Беларуси в США, родилась больная девочка, которая не могла ходить. Они откуда-то узнали, что у нас есть источник блаженной Ксении, и приехали сюда, жили по-соседству какоето время, ходили в храм, причащали ребёнка, брали водичку из источника и омывали ребёнку ножки. Купели у нас в то время ещё не было. Через некоторое время они прислали нам письмо, в котором благодарили за молитвы и сказали, что девочка пошла. Похожий случай был с ребёнком из Баранович. Было много случаев исцеления почек и головных болей.

Сама Блаженная Ксения являет чудеса на этом месте, как-то помогает вам?

Одно из чудес, которое явила матушка Ксения, произошло во время пожара в нашем корпусе. Когда мы пришли на пепелище, то увидели, что металлический сейф, в котором хранились лекарства и медикаменты весь деформировался, а икона Святой Блаженной Ксении, которая стояла на сейфе, осталась практически невредимой. Сейчас эта икона находится в Свято-Ксеньевскм храме. А вообще, работы у нас много, и Блаженная Ксения постоянно посылает нам каких-то помощников.

Вы говорите, что приходится преодолевать много трудностей, искушений. Не было ли у Вас сомнений по поводу выбранного Вами монашеского пути?

Ни сомнений, ни смущений по поводу моего выбора никогда не было. Для меня монашество — это радость, и я только задаю себе вопрос: «Почему не раньше?». Но, с другой стороны, Богу видней, наверное, когда душа была готова, тогда и взял к Себе в обитель.

Что бы Вы хотели пожелать людям, которые подвизаются в монастырях или хотят стать на стезю иночетсва? Монастырь – это большая семья. Поэтому, как и в семье, хотелось бы пожелать людям, которые выбрали монашеский путь, преданности тому монастырю, в котором ты живешь, дел любви и во всем полагаться на Господа, Который привёл в монастырь и заботится о тебе каждую минуту и днём, и ночью.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.