Гость из-за океана

Материал подготовил Палатников Сергей

Интервьюируемый Антоний Уильямс, студент Духовной семинарии в Джорданвиле (США)

Среди гостей, посетивших студенческий семинар, проходивший в Духовных Школах в ноябре прошедшего года, кроме студентов ВУЗов из Беларуси и России, оказался студент Духовной семинарии из… США. Удивившись его хорошему владению русским языком, мы попросили его рассказать о жизни православных в Америке.

Как получилось, что человек, живущий в США, решает поступить в Духовную семинарию? Большинству верующих людей из славянских стран довольно трудно совместить в сознании устоявшийся стереотип американского образа жизни и существование в США Православной Церкви?

В действительности Православие в Америке растет. Почти ежедневно новые люди принимают крещение в православных храмах. Что касается лично меня, то нужно сказать, что, по милости Божией, мой отец – православный священник, а мой брат уже окончил семинарию. По правде сказать, мне было скучно дома, однако, я не хотел поступать в какое-либо светское учебное заведение, потому что не интересовался светским образованием. Папа предложил мне поступить в семинарию, сказал, что там я буду изучать богословие, историю Церкви, заведу новых друзей. Таким образом я принял решение поступать в духовное учебное заведение.

А как твой отец стал православным священником?

Мой отец не из русской эмиграции, как это было бы логично предположить. Он американец. Его отец, то есть мой дедушка, был священником Англиканской Церкви. Мой дядя нашел для себя Православие (я точно не знаю как), от него и мой отец узнал о Церкви. Потом он нашел книгу «Путь паломника». В ней описывается путешествие паломника по святым местам России, который носит с собой «Добротолюбие» и в своих рассказах его описывает. Моему отцу это очень понравилось, он сам нашел в библиотеке «Добротолюбие» на английском языке. Прочитав книгу, он решил креститься в Православной Церкви. Ему предложили занять место священника на небольшом приходе. Он согласился.

Расскажи, каким образом ты смог так хорошо выучить русский язык?

На приходе, где служил мой отец, было много русских бабушекэмигранток, и я часто слышал их русскую речь. Мой отец тоже немного говорил с ними по-русски. В 12 лет я начал самостоятельно изучать русский язык, затем я 3 года слушал курсы в нашем местном университете, потом в 18 лет поступил в семинарию, где также изучал русский язык еще на протяжении двух лет.

Что тебя удивило, когда ты приехал в Беларусь?

Меня удивило большое количество храмов. В Америке редко бывает несколько православных храмов в одном городе. Даже не в каждом штате есть православные храмы. А еще ждал снега, но пока не дождался (смеется). Я ожидал, что все будут общаться по-белорусски, и я не услышу русский язык, но ошибся.

Мы знаем, что в Джорданвиле семинария находится при монастыре, и студенты участвуют в жизни монастыря. Расскажи, как живут монахи в Америке?

Ну… живут тихо (смеется), несут различные послушания. В числе братии есть молодые и пожилые. Есть у нас отец Иов, очень старый, ходит с помощью двух палок, но несет послушание в огороде, ездит на тракторе. Монахов не очень много, чуть больше десяти.

Монастырь занимается миссионерской деятельностью?

У нас есть редакция, мы издаем журнал о Православии. Но активной миссионерской деятельности монастырь не ведет. Есть у нас семинарский хор, мы ездим по разным приходам США, собираем пожертвования на монастырь и семинарию.

Мы заметили, что ты знаком с современной российской музыкой…

В Америке живут современные русские люди. В последнее время в семинарии увеличилось количество учащихся из России. В этом году к нам приехали студенты из Санкт-Петербурга, из ТроицеСергиевой Лавры. Почти каждый год приезжают студенты из российских семинарий.

Что тебя пугало, когда ты еще не знал, куда едешь, и что ты ожидал увидеть?

Когда я сказал одному человеку о поездке в Минск, то он сказал мне: «Там еще коммунизм» (смеется). Меня пугала сама поездка. Я не очень люблю путешествовать. Я только раз в жизни ездил заграницу, в Канаду. Я немного волновался, боялся, что потеряюсь, немного заблудился в московском аэропорту. Вышло так, что мой багаж продолжил без меня путь в Англию. Но в Москве меня встретили мои брат и сестра.

В Русской Православной Церкви в Америке традицию закладывали эмигранты, и именно благодаря их усилиям возникла семинария. Скажи, сформировалась ли какая-то богословская преемственность преподавателей семинарии?

Большие труды к созданию семинарии приложил профессор Николай Тальберг – он был одним из первых. А также преподавали: владыка Аверкий (Таушев), отец Михаил Помазанский, владыка Лавр. И теперь есть преподаватели в монашеском сане. В настоящее время приезжают и преподаватели из России. У нас два профессора окончили Московскую Духовную Академию – это Сергей Сергеевич Кирюхин и Игорь Евгеньевич Каменный.

Скажи еще, каков средний возраст прихожанина православного храма в Америке? Каково соотношение возрастных групп среди прихожан?

Трудно сказать. В храмы ходят люди различных возрастов. Много детей приводят. Приходят молодые американцы, которые нашли для себя Православие.

Скажи, часто ли американцы, которые раньше сталкивались с Христианством или были атеистами, принимают Православие?

Это зависит от человека. Я думаю, многие недовольны своей верой, потому что для них обычной вещью является ходить каждое воскресение в церковь и молиться, но этим все и исчерпывается. Есть американцы, имеющие более высокий уровень образования, интересующиеся историей Церкви. Однако, таких немного. Для большинства это неважно. Они ходят в храм по традиции, потому что так делали их родители.

А как к православным относится нехристианское общество?

Отличается ли отношение к православным от отношения к католикам? Обычно, когда люди впервые слышат о Православной Церкви, они сразу отождествляют ее с Католической Церковью. Поэтому ты сразу должен объяснить разницу в догматах и то, что православным священникам разрешается жениться.

Что бы ты хотел пожелать нашим студентам?

Я хотел бы пожелать Божьей помощи, успехов. Также хотелось бы видеть студентов Минских Духовных школ у нас в Джорданвиле в гостях.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.