Идеал или идол

Материал подготовили: Черноморд Антон, Палатников Сергей

С точки зрения орфографии, слова «идеал» и «идол» имеют небольшое различие. В современном обществе эти понятия очень часто путают и даже отождествляют. С точки зрения христианства, два этих слова несут совершенно противоположную смысловую нагрузку… Для того, чтобы получше разобраться с тем, какое смысловое наполнение имеют эти слова, мы поговорим с психологом Ларисой Аркадьевной Мартыновой, старшим преподавателем кафедры психологии и гуманитарных дисциплин Минского Областного Института Развития Образования.

Добрый день, Лариса Аркадьевна! Давайте разберемся в терминах: чем так необходимый в жизни общества идеал отличается от понятия кумира?

Добрый день! Само понятие «идеал» подразумевает совершенное воплощение чего-либо. Психологическое понятие идеала все-таки относительно условно. В одном из моих исследований люди описывали свое «идеальное Я», «реальное Я» и «возможное Я». Представьте себе, что описания первого, второго и третьего отличались многими характеристиками. «Идеальное Я» всегда было более «порядочным» и «высоким». Наверное, поэтому очень важно наполнить бытие позитивными и высокими идеалами, на которые человек может опереться в разные периоды жизни. В понятии «кумир» важное значение имеют такие составляющие, как объект восхищения и поклонения, языческий оттенок отношения к объекту. Мне кажется, часто, подразумевая кумира, говорят об идеале, и наоборот.

Как могут меняться мировоззренческие идеалы у человека в течение жизни?

Я думаю, что они могут меняться в связи с основными жизненными периодами, с возрастными кризисами. Мировоззренческие идеалы могут радикально поменяться от «подросткового кризиса» (12-13 лет) до «юношеского» (17-18 лет). От кризиса «ранней взрослости» (около 30 лет) до кризиса «середины жизни» (около 40 лет) изменения не столь радикальны. Семейные кризисы также могут повлиять на развитие мировоззренческих идеалов. Большое значение имеет появление в жизни человека конкретных людей с иными воззрениями на мир. И, конечно, множество людей идет по жизни с единым, неменяющимся, хранимым в стенах семьи духовным опытом.

Почему феномен кумироподражания распространен, в основном, в среде молодежи?

Наверное, сначала будет уместно нарисовать социально-психологический портрет подростка. Представьте себе молодого человека, который переживает такую биологическую, психологическую, а значит, и духовную перестройку, какую в своей жизни вряд ли еще будет переживать. Подросток как бы принадлежит двум культурам: он больше не хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что еще не стал взрослым. Яркими чертами такого положения являются: эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но, порой, приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей (в признании, поддержке). В свою очередь, пренебрежение взрослых к подростку – все это влияет на рост у него асоциальных чувств: обиды, гнева, озлобленности, агрессивности, аутоагрессии. Известно, что чувство одиночества подростком переживается сильнее и болезненнее, чем взрослым.

Взрослым важно понять: общение – главная потребность подростков. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение со сверстниками, а учебная деятельность отходит на второй или пятый план. Общение – это источник информациии эмоционального контакта в значимой группе сверстников.

Мне кажется очень важной выявленная психологическая особенность подросткового сознания – противоречивое переплетение двух потребностей: обособление – с одной стороны, и потребность в принадлежности, включенности в какую-то группу – с другой. И если ребенок находит такую группу, то принимает ее философию, атрибутику, характерное поведение. Представляете, как важно, в какую именно группу попадет молодой человек? Это может быть «Православный клуб следопытов», но может и неформальное сообщество неонацистов.

Влияет ли окружающее человека общество на формирование образов для подражания у молодых людей?

Влияет, в первую очередь, ближайшее окружение человека, так называемая микросреда. Для подростка это родители, возможно, дедушки и бабушки, иногда тети и дяди, близкие по возрасту к ребенку, но постарше. Очень часто это учителя любимых предметов, тренеры, педагоги внешкольных учреждений. Не в меньшей степени, а зачастую, и в большей, влияет макросреда – школа, улица, группа сверстников, СМИ. Важно отметить, что в картине мира подростка позицию «значимый взрослый» (а это один из важнейших факторов развития личности) может чаще занимать старший товарищ по спорту, а не папа, мама или двоюродная сестра. К сожалению, родители «сдают позиции» значимых взрослых в жизни своего ребенка-подростка именно в этот возрастной период. Чаще всего из-за того, что они не поддерживали понимающие, близкие отношения с сыном или дочерью. Когда я консультирую семью по проблеме взаимопонимания с подростком, иногда выясняется, что родители совершенно не знают внутренней жизни своего собственного ребенка. Кого он любит, уважает? Что он получает от игр, за которыми просиживает часы? Когда именно этот книжный, киношный, компьютерный персонаж стал ему милее, чем папа с мамой, и т.д.? И вот, образцом для подражания становятся не родители, а группа сверстников, в которой нет контроля, но есть старшие товарищи, и где можно найти ответы на все вопросы. А СМИ информационно поддерживают интересный для подростка образ жизни. И хотя роль родителей, как примера для подражания, снижается, они могут быть для подростка источником эмоционального тепла и поддержки.

Влияют ли личностные факторы на формирование идеалов или выбор кумиров для подражания?

Можно предположить, что в какойто степени влияют: более эмоциональный, открытый человек легче заводить новые знакомства. У него больше шансов войти в какую-либо группу, увлечься кем-то и, в случае разочарования, относительно безболезненно разорвать отношения. Ранимый, застенчивый подросток часто бывает одиноким, но, если с кем-нибудь сближается, то это оставляет неизгладимый след в его душе. Вопрос в том, кем окажется этот значимый человек, какие идеалы он исповедует. Наверное, к личностным факторам, которые влияют на попадание подростка в «группу риска», можно отнести эмоциональную неуравновешенность, повышенную тревожность, агрессивность, ведомость, слабые семейные связи, невоцерковленность и др.

Является ли причиной распространения подобного феномена духовный вакуум современного секулярного мира?

Да. Одной из важных причин. Согласно отечественным исследованиям, современной молодежи присущ такой социально-психологический феномен сознания, как «стремление к благосостоянию, во что бы то ни стало». В то же время, отмечается низкий уровень значимости идей при общения к культуре, вере, познания себя и развития своих способностей. Я считаю, что это последствие распространения культуры потребления.

Накладывает ли кумироподражание необычный отпечаток на поведение человека-подражателя?

Во внешности, в стиле одежды, в оформлении жилища человека присутствуют атрибуты, свидетельствующие о причастности к культу. В поведении возможны подражания мимике кумира, жестам, походке, манере разговора. Что-то со временем стирается, что-то остается. Отпечаток можно заметить и в выборе профессии, хобби.

Насколько долговечным может оказаться выбранный кумир для подражания?

Приведу конкретный пример. У меня есть опыт работы с «готами». Ребята отвечали на мои вопросы дословно так: «Мое увлечение готикой связано с появлением в моей жизни конкретного человека. А сильными объединяющими моментами являются: музыка, идеи, желание сделать что-то вместе, возможность получить одобрение от «своих», затеряться в толпе «похожих», чтобы избежать оценки взрослых; стиль в одежде». Спрашиваю: «Долго ли собираетесь придерживаться идей и атрибутики?» – «Скорее всего, до момента, пока не начну работать и не заведу собственную семью».

Обязательно ли это явление в психическом развитии личности?

Мне кажется, стремление души человека к поиску идеала имеет место в нашей жизни объективно. Главное, чтобы рядом были духовно крепкие неравнодушные люди, которые помогли бы выбрать единственно верный выход – Божий путь. Родителю или педагогу важно выбрать такие искренние поведенческие стратегии, которые вызовут у ребят потребность «смыть грим» идолопоклонства.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.