Имя на всю жизнь

Автор: священник Александр Богдан

О том, как выбрать имя ребенку при Крещении, расскажет иерей Александр Богдан. Ответ очень прост: пусть имя, которое родители выбрали своему чаду при его рождении, и будет наречено при Крещении. То есть, если супруги хотят назвать своего сына Костей, а дочку Аней, не нужно изобретать велосипед и придумывать какое-то дополнительное имя.

У нас существует традиция называть своего ребенка в честь какогонибудь святого или святой. Вообще, это очень хорошая традиция. Только мало кто интересуется, как она появилась. Приведу цитату из книги протопресвитера Александра Шмемана «Водою и Духом»: «В прошлом имя каждого христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Из этого интуитивного ощущения святости имени развилась традиция давать ребенку имя какого-нибудь святого, т. е. имя, уже «реализованное» как святое какимлибо христианином. Это делалось не просто из стремления обрести небесного покровителя; скорее, традиция эта была плодом живого опыта Церкви как «сообщества святых», уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека».

Получается, что можно сделать и так, и этак: можно сначала придумать имя, а потом посмотреть, какие святые есть с этим именем, а можно, наоборот – в честь конкретного святого или святой назвать своего карапузика. Только непонятно, почему многие родители выбор имени своему ребенку приковывают к календарю. Тщательно высматривают, память каких святых празднуется в день рождения или в день Крещения малыша, чтобы только не назвать каким-нибудь «неправославным» именем. И это в лучшем случае! А бывает и так, что приходит в храм папаша, интересующийся только именем, но нисколько не осознающий, что за каждым именем стоит конкретная личность, которая прославила Бога тем или иным подвигом. Родители просто выбирают понравившееся имя и думают, что сделали все «по-православному». А что это за святой или святая, в честь которой названо чадо, интересует далеко не многих. Комично также выглядит, когда потом покупают «именную» иконку и даже не посмотрят, что на ней изображен совсем не тот или не та, в честь кого было названо их чадо.

Верующим родителям, которые понимают, чьи имена печатаются в календаре, можно посоветовать следующее. Как известно, в день рождения вашего ребенка может праздноваться память только тех святых, имена которых могут совсем не нравиться. И тут как раз нужно напомнить, что выбор имени по календарю является всего лишь традицией, но никак не каноном. Церковным канонам надо следовать, а традиции желательно соблюдать.

Слышал я также еще и следующую версию того, почему детей нужно называть «по календарю»: «Если назвать именем святого, память которого празднуется в день рождения, то этот святой будет небесным покровителем». Вроде, все верно. Но давайте разбираться! Почему вашему ребенку должен покровительствовать тот или иной святой? Кто его об этом просит? Никто? Очень плохо, что никто. А ведь в утреннем молитвенном правиле есть молитва святому, имя которого носишь: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз [я] усердно к тебе прибегаю…». Понятно, что младенец еще не может «усердно прибегать» к святому, имя которого носит. А что мешает это сделать его родителям?..

Помню, перед началом очередного Крещения в храме ко мне обратилась мама ребенка и попросила их Леночку крестить с другим именем. Возможные варианты были: Вера, Надежда, Любовь или София. Как выяснилось, дочка родилась в день памяти этих святых мучениц, но маме очень хотелось назвать свою малютку Леной. Вот мама и решила, так сказать, чтобы и овцы остались целыми, и волки сытыми, в паспорте записать имя Елена, а в Церкви окрестить с «календарным» именем. Я объяснил, что теоретически так сделать можно, но только как это будет выглядеть практически? Дома, в школе, во дворе все будут называть ее Леной, а в церкви ей надо будет называть на Исповеди и на Причастии себя другим именем. Самое интересное, очевидно, произойдет во время Венчания, когда соберутся все родственники, друзья, незнающие про мамину «аферу», и услышат совсем другое имя. Да и сам жених, если заранее не будет предупрежден, весьма удивится, что обвенчали его не с Еленой, а с некой Верой или Надеждой. К счастью, та мама согласилась, чтобы дочку ее крестили с именем Елена.

Еще одна наша прихожанка рассказывала мне, что ее дочка сразу после родов была реанимирована и находилась в крайне тяжелом состоянии. Бабушка, не долго думая, договорилась со священником, чтобы быстрее крестить младенца с именем Феодора, так как был день памяти преподобной Феодоры. А родители очень хотели назвать дочку Анечкой. Девочка осталась жива, и теперь мама, когда приносит свою Анюту ко Причастию, называет имя Феодора, как и положено. Бабушке, конечно, низкий поклон и огромная благодарность за то, что она не растерялась и обо всем договорилась. Но право выбора имени надо было оставить родителям, а не просто поставить их перед фактом.

Непонятно, откуда взялось понятие о так называемом «тайном» имени. Можно услышать следующее: «В древности у христиан были тайные имена, которые они называли только в Церкви, а в миру каждый называл себя другим именем». Лично я ни в одной книге по истории христианства не встречал никакого упоминания о «тайных» именах. Думаю, это некий миф, придуманный непонятно кем и зачем. Но, даже если предположить, что такая практика на самом деле была у первых христиан, то это вовсе не значит, что именно так должно быть и в нашем XXI веке.

Совсем по-другому дело обстоит с именами, которых нет в православных святцах. Например, сейчас многие любят называть своих дочек Дианами. В таких ситуациях некоторые дают при крещении созвучные имена, например, Дария. Но я знаю одного священника, который окрестил девочку именно с именем Диана. Сделал он это не от безграмотности, а по рассудительности: во времена первых христиан, которые тоже крестились, еще не было святцев – те появились позже и не перестают пополняться. Не так давно еще не было в православном календаре имени Виктория, а теперь – есть. Кто знает, может, со временем, и Диана появится. А пока святой с таким именем нет в нашей Церкви, то можно выбрать любую другую небесную покровительницу, например, ту же мученицу Дарию.

Впрочем, есть имена, с которыми вряд ли какой-нибудь священник согласится крестить ваше чадо. Например, имена, придуманные в советское время: Октябрина, Майя, Вилена, Владлен, Мелс и др. Дорогие родители, какое бы имя вы ни придумали своему ребенку, в любом случае, при крещении ему будет дан Ангел-хранитель, который станет его покровителем.

В завершение, приведем еще одну цитату из книги отца Александра Шмемана «Водою и Духом»: «Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная Личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы. Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности». Соотнося его со Святым Именем Божиим, Церковь показывает, что каждое имя свято, т. е. освящено человеческим именем Самого Христа. Она показывает, что во Христе имя каждого человеческого существа есть имя чада Божия, сотворенного и предназначенного для личного общения с Богом, личного участия в вечном Царстве Божием, а не для растворения в некоей безличной «нирване». Мое имя — это мое «Я», которое Бог творит, обращаясь к нему, как к «Ты», и которое поэтому Он Сам являет как Личность, как Святое Имя, как «Ты» вечной любви и единения. Если для Церкви, для всех ее святых, для всего ее опыта Христос Сам присутствует в Своем имени Иисус, если это Святое Имя есть для нас присутствие, единение, радость, сила, то это происходит потому, что имя есть таинство личности, явление, дар самой ее сущности. Имя Христа освящает и делает святым мое имя, делает его выражением, таинством моей личности во Христе на веки вечные. И чинопоследование восьмого дня – будучи даром мне моего имени во Христе и в Его Святом Имени – есть, таким образом, дар мне той самой «личностности», сотворенной Богом, которая должна быть восстановлена в Крещении и спасена для Царства Божия».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.