Кумиры Римской Империи

Автор: Пыка Татьяна

Апостольская проповедь, распространяясь в Римской империи, встретилась с развитой системой языческих верований, каждое из которых по-своему восприняло христианство. «Не сотвори себе кумира…» — такими словами начинается Вторая заповедь, данная Богом Моисею на горе Синай. Еврейское слово, переведённое в русской Библии как «кумир» – «pesel» – означает, кроме того, «идол» или «изваяние».

Эта Заповедь была дана народу еврейскому в противоположность идолопоклонству египтян, с которым то и дело сталкивались евреи. Но несмотря на существование достаточно ясной Заповеди Божией, люди продолжали поклоняться и служить идолам и кумирам.

Многие пророки писали обличительные речи против греха идолопоклонства. Так, очень яркой и замечательной представляется речь пророка Иеремии: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер. 10:2-5).

Однако, коль красноречивы не были бы описания кумиров, Вторая заповедь не ограничивается только запретом поклонения идолам, но имеет намного более глубокий внутренний смысл, наиболее полно раскрытый уже в эпоху Нового Завета.

В Дидахе, или Учении Двенадцати апостолов, давалось следующее предупреждение: «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство», а значит подталкивают человека к нарушению второй ветхозаветной заповеди.

Даже наиболее ранний из известных памятников христианской письменности катехитического характера подчеркивает и назидательно предупреждает каждого, что ко греху идолопоклонства ведут различные предзнаменования, предсказания, а также занятия астрологией, магией, чародейством.

И это предупреждение вовсе неслучайно, ведь подобные практики, несмотря на их пагубные последствия, были широко распространены в Римской империи в первые века нашей эры. И если в Дидахе встречается лишь предупреждение относительно подобных деяний, то в дальнейшем появляется их законодательное запрещение, которое нашло свое отражение в Кодексе императора Феодосия II, представляющем собой уникальный памятник правовой мысли Римской империи. Этот первый законодательный сборник конституций римских императоров был издан 15 февраля 438 года и являл собой ценнейший источник сведений об истории римского права: в нем нашли отражение те изменения, которые произошли в государственной, социальной, религиозной жизни Римской империи. Кодекс состоит из 16 Книг, и шестнадцатая Книга полностью посвящена вопросам, связанным с «церковным» правом. Обратимся к тем конституциям, которые содержатся в Кодексе, и рассмотрим развитие отношения римского государства к тем губительным религиозным практикам, которые, по меткому указанию Дидахе, «ведут к идолопоклонству», а значит, нарушению Второй ветхозаветной заповеди.

Несмотря на то, что в религиозной системе римского государства существовали самые разные боги, ответственные за различные жизненные ситуации, этого римлянам казалось недостаточно, потому они прибегали к помощи темных сил, зачастую совсем не во благо ближнему (например, с целью причинить тому материальный вред). Именно такими зловредными целями магическая практика и отличалась от богослужебных обрядов. Средствами магов выступали заклятия, зелья из трав и частей животных, магические жертвоприношения, при которых нередко убивались люди, в особенности, дети. Понятно, что государство не могло терпеть такого положения вещей.

Первая конституция, связанная с запретом магии, относится к правлению императора Константина Великого (321 г. по Кодексу императора Феодосия II). Она определяет следующее: «Нужно с полным правом карать и наказывать строгими законами дела тех, кого обнаруживают причастным к магическим практикам, козням против здоровья людей или склонению невинных душ к разврату». В толковании к этой конституции уточняется: «Да будут колдуны, а также те, кто практикует заклинания или подстрекательства бедствий или те, кто затуманивают рассудок людей обращением к демонам, наказаны всеми видами наказаний» (CTh IX, 16, 3).

Запрет магии повторяется ещё раз императором Констанцием II в конституции 356 года (CTh IX, 16, 5), а затем и в 357 году (CTh IX, 16, 6). В 364 году императоры Валентиниан и Валент кроме занятия магией особо запрещают ночные жертвоприношения демонам или вызов их через различные заклинания, обещая за совершение подобных деяний смертную казнь (CTh IX, 16, 7).

Кроме магии в Римской империи были широко распространены и прочие практики. Так, услугами особых знахарей-предсказателей – гаруспиков – можно было пользоваться официально. Гаруспики были даже в особенной чести у римлян, как самые сведущие люди в истолковании знамений. При императорах они занимали особое положение и даже образовали специальную коллегию. Они считались специалистами по рассматриванию внутренностей жертвенных животных и угадывания по ним воли богов. Не менее искусны были они и в толковании смысла знамений, а также в поиске различных способов умилостивления богов. Однако деятельность их не отличалась особой честностью. Первый законодательный запрет гаруспиков относится к февралю 319 года, когда император Константин издает следующую конституцию. Приведем цитату:

«Да не приблизится ни один гаруспик к порогу чужого дома, даже по другой причине (не для предсказаний), но да не принимают (более) дружбу людей подобных, какой бы старинной она не была. Гаруспик, который приблизится к дому другого человека должен быть сожжен живым и тот, кто его позвал подстрекательством или подарками, должен быть сослан на остров после конфискации имущества…Что же касается обвинителя в этом преступлении, мы полагаем, что он не доносчик, но он заслуживает награды» (CTh IX, 16, 1).

Как мы видим, эта конституция достаточно ясно указывает на запрет личных встреч с предсказателямигаруспиками, а также на наказание, которое понесут те, кто осмелится вступить с ними в какое-либо соглашение.

А уже в мае 319 года вышло дополнение, в котором наказание предполагалось уже не только для гаруспиков, но и для всех, кто им содействует (CTh IX, 16, 2).

Интересно также появление и развитие астрологии в Римской империи: вначале в Риме появились халдеи-астрологи, предсказывающие по звездам судьбу человека, удачу или неудачу в разных обстоятельствах жизни. И если сначала они были приняты в Риме сухо, то постепенно вошли в моду и широко распространились даже на официальном уровне. Чтобы как то остановить этот процесс, в 370 году императоры Валентиниан и Валент издают конституцию следующего содержания:

«Да прекратиться подготовка астрологов. Так как если будет обнаружен кто-то, публично или лично, как днем, так и ночью, предающийся этому запретному заблуждению, оба (и астролог, и обратившийся к нему) должны быть подвержены смертной казни. Это же касается и изучения астрологии или обучения астрологии кого-то» (CTh IX, 16, 8).

Гадание, в свою очередь, также было широко распространено и использовалось преимущественно для угадывания воли богов. Подобные практики не отличались честностью: очень часто астрологи и гадатели обманывали людей, поступая так, как было выгодно, подтасовывая необходимые им результаты гаданий.

В ответ на размах подобных лживых практик в январе 357 года император Констанций II издает ещё одну конституцию:

«Да никто не обращается за советом ни к гаруспику, ни к астрологу, ни к прорицателю. Да прекратятся порочные занятия предсказателей и прорицателей. Халдеи, маги и все прочие, кого называют колдунами, ввиду широкого распространения их злодеяний, пусть не затевают более ничего подобного. В самом деле, да будет подвержен смертной казни и поражен карающим мечом тот, кто откажется подчиняться этим предписаниям» (CTh IX, 16, 4).

Таким образом, мы проследили постепенное ужесточение мер по отношению к людям, практикующим губительные идолопоклоннические практики. Кроме того, примечателен тот факт, что со временем от астрологов, магов и прорицателей государство стало требовать не только отречения от их «гнусных занятий», но также и обращения к христианской вере (CTh IX, 16, 11, 16, 12). Это свидетельствует о возрастающей роли христианства, которое медленно, но верно распространялось в империи, получая все больше прав и привилегий от государственной власти.

Для справки:

ДИДАХЕ, или Учение Двенадцати апостолов (полное название: «Учение Господа, преподанное народам через Двенадцать апостолов»), новозаветный апокриф, который в древности иногда причисляли к каноническим книгам. Первоначально считалось, что книга относится к апостольскому времени, вернее, к рубежу 1 и 2 веков. Более верным представляется более поздняя датировка — первая половина 2 века, хотя окончательно вопрос не решен. Памятник является собранием отдельных наставлений и может быть разделен на 2 части. Первая (гл. 1-6) содержит нравственные заповеди, а вторая (гл. 7-10) посвящена вопросам церковной жизни. Дидахе отражает ту стадию церковной истории, когда еще существовали странствующие апостолы и пророки, когда чин Евхаристии отличался большой простотой. Однако в Дидахе упоминаются уже и епископы, которые управляют общинами. Книга представляет собой род катехизиса, в который вкраплены назидательные, в том числе и евангельские, изречения. (Из «Библиологического словаря» свящ. А. Меня)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.