Призрак успеха

Автор: Палатников Сергей

Одно из составляющих качеств психологического портрета современного человека – его стремление к успеху. Слово «успех» присутствует на знамени всех начинаний, в рекламных роликах самых различных организаций. Издается специальная литература, посвященная развитию успешности, проводятся тренинги, помогающие людям в продвижении к успеху. Успешность – лозунг нашего времени. В общем смысле под успехом понимается осуществление каких-то устремлений, требующих затраты определенных усилий. Однако оценка успешности в различных ситуациях может быть самой разнообразной. Попытаемся привести простой пример: хороший учитель вряд ли будет обращать внимание на очередную «пятерку» стабильного отличника, но в то же время, внимательно отнесется к «четверке», которую вдруг получает двоечник.

Обычно успех оценивается в трех «номинациях»: по количеству усилий, вложенных в достижение цели, по длине пройденного пути и по степени достижения того, на что были направлены усилия. Каждый из нас фокусирует свои усилия на том, что является первостепенно важным в жизни. Для одного человека абсолютным жизненным приоритетом является семья и близкие люди, для другого – сфера профессиональных интересов, для большинства же современных людей, особенно молодых, понятие успеха так или иначе связано с деньгами. К чему бы в итоге не вел путь – к власти, комфорту, удовольствиям – все стремления сводятся к стяжанию материальных благ, и достижение цели оценивается универсальным денежным эквивалентом. Для того, чтобы проиллюстрировать стремление современного человека к постоянному стяжанию, как нельзя лучше подойдет легенда из древнегреческой мифологии о фригийском царе Мидасе: согласно мифу, этот царь получил от богов способность превращать в золото все, к чему прикасался. Но после того, как все вещи вокруг стали кусками мертвого желтого металла, и сама любимая царская дочь превратилась в куклу из золота, обезумевший Мидас взмолился к богам, чтобы они забрали назад этот ужасный дар. Мудрые древние греки знали немало о «роковых страстях» человеческой души, в том числе, о страсти к деньгам, которая в эпоху античности считалась психической болезнью.

Попробуем разобраться с вопросом об «абсолютной» успешности, который представляется нам весьма неоднозначным. «Маленьким» успехом можно назвать все что угодно (вспомним пример со школьными оценками), понятие же «успешный человек» имеет гораздо более широкие грани: оно предполагает цельную человеческую жизнь, состоявшуюся в своем главном устремлении, достижение которого требовало большого количества отдельных «маленьких» успехов. Если применить вопрос об успехе к духовной сфере, то для христианина главное жизненное устремление может быть направлено только к Царству Небесному. И все остальное, как бы масштабно оно ни выглядело, должно служить этому стремлению, будучи в сравнении с ним только «маленьким успехом». Может ли христианин положительно ответить на вопрос о том, считает ли он себя успешным человеком? Сам вопрос звучит вызывающе. Меру нашей подлинной «успешности» знает только Господь, и со всеми своими земными успехами мы можем оказаться совершенно «неуспешными» пред лицом Всевышнего. Для христианина вопрос об успешности напрямую связан с вопросом о том, достоин ли человек Царствия Небесного. И здравый в духовном отношении человек наверняка воздержится от любого ответа на этот вопрос.

Вопрос о том, вписывается ли какой-то конкретный наш личный успех – в семейной, или профессиональной, или творческой жизни – в систему христианского мировоззрения, решается в зависимости от того, приближает ли он человека к осуществлению главной цели жизни или нет. Многие современные люди видят перед собой только временные цели, достижение которых приносит им удовлетворение, успокоение, кажущиеся им шагами к подлинному успеху. Для таких людей чаще всего затруднительно бывает понять христианскую цель человеческой жизни. Но движение к успеху вне перспективы Царства Небесного неизбежно становится движением по замкнутому кругу. Можно стремиться как к удовлетворению страстей и бесконечному стяжанию материальных благ, так и к самым высоким земным целям – семейной любви, высокому творчеству, но, если эти цели занимают абсолютное положение, то подобное стремление ни к чему не приведет.

Успех неизбежно требует жертв, как и всякий объект, который становится главной целью и подменяет собой Бога. Думается, не стоит приводить какие-то доводы для того, чтобы показать недопустимость для христианина любых жертв, которые не направлены на служение Богу и ближнему. Однако, если речь идет о главном успехе в жизни – осуществлении стремления к Богу, то ради такого успеха необходимо жертвовать всем.

Поэтому, кстати, честный бизнес возможен только тогда, когда его главная цель – деньги – не является абсолютной. И настоящее творчество возможно только тогда, когда оно не является самоцелью, но талант творить, полученный свыше, приносится в дар Богу и ближнему. Потому и истинная семейная любовь возможна только тогда, когда она воспринимается как подвиг самоотречения ради любви к другому, а не как способ создания возвышенной, духовно комфортной среды существования для себя самого. Вспомним известные Евангельские слова: «Ищите прежде Царства Небесного, и все остальное приложится вам». Промежуточные и маленькие успешные свершения неизбежно придется принести в жертву успешному осуществлению цели №1 христианской жизни. Любые попытки примирить христианское мировосприятие и стремление к горделивому идолу успеха современного массового сознания неизбежно потерпят крах, так как в корне противоречат смиренному духу Евангелия.

Значит ли это, что христианин не может быть красивым, богатым, здоровым и творческим человеком? В том-то и парадокс, что вовсе не значит. Ведь если у человека есть главная и абсолютная цель в жизни, то все маленькие и частные «успехи» будут служить ей и вести человека все время вперед. Тогда и сбудутся слова Спасителя о том, что «все остальное приложится вам», и жизнь наполнится абсолютным и подлинным смыслом.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.