Прочность, польза и красота

Материал подготовила: Елена Саунина-Гойко

Сегодня в рубрике «Экран» мы обратим наш взгляд на театральные подмостки. Есть и повод для этого: открытие Камерного духовного театра в Минске. Об этом мы поговорим с художественным руководителем театра Натальей Башевой.

Как возникла идея создания Камерного духовного театра?

Много лет мы сотрудничаем с Издательством Белорусского Экзархата. С Вячеславом Бабковым мы знакомы с 2003 года, когда я была главным режиссером ТЮЗа, и у нас были совместные проекты. Через много лет я познакомилась с Владимиром Грозовым – это человек, на котором лежит уйма ответственности, целая махина издательского дела. Оказалось, его также интересовали вопросы духовности, нравственности и культурны. Я поняла, что это просто кладезь замечательных идей, творческих и духовных, основанных на нравственности и морали; человек, думающий о связи поколений, интересующийся самыми различными вопросами помимо Издательства.

По Божьему Промыслу все совпало: встретились люди, возникла идея создания Камерного духовного театра. Составляющие для этого были все: был главный координатор всех идей — Владимир Грозов, было творчество, и у меня много было людей, интересующихся духовными вопросами. С годами многие актеры, режиссеры, музыканты, вообще, творческие люди, задумываются о смысле жизни, о предназначении человека, о связи поколений, о том, что мы, наверное, не зря живем, что надо оставить какой-то след после себя. И вот появилась возможность собрать этих людей вместе. Когда мы стали собираться, говорить об этом, мечтать, предполагая, что это, может быть, и нереально. Но: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20).

Мы собирались и говорили об очень важных вещах: о Боге, о том, какая может быть связь между «служителями Мельпомены» и служителями Церкви, думали, в каком виде возможно сотрудничество театра и Церкви. Когда мы начали обсуждать это, осознали, сколь многих людей волнуют духовные вопросы: им хочется сказать о каких-то очень важных вещах, и они очень благодарны, за возможность поговорить по душам.

К официальному открытию театра, которое состоится в мае, Вы шли целый год?

Да, весной прошлого года мы презентовали наш театр общественности. За это время у нас появились разные проекты: театральные постановки для детей, подростков и взрослых, различные социальные проекты. Сейчас мы готовы открыться как полноценный Камерный духовный театр.

А почему театр называется Камерным?

Камерный – потому что это маленький театр, предполагающий разговор со зрителем по душам. Это камин, свечи, библиотека и разговор до тех пор, пока не свалит сон. Разговор, который часто происходит в гостиной, на кухнях, когда людям просто хорошо вместе, потому что мы говорим на общие, дорогие каждому, темы.

Где располагается театр?

Благодаря Издательству Белорусского Экзархата и лично Владимиру Грозову у нас появилась площадка на ул. Берестянской: камерная, уютная, располагающая к разговору по душам. Отсюда не хочется уходить. Не всем дается такая возможность реализовать душевные чаяния и стремления. Дай Бог нам принести пользу на этом поприще.

Это первый в нашей стране Духовный театр. На какую возрастную аудиторию Вы рассчитываете?

В России духовных театров много. Есть детские духовные театры или, например, театр «Глас» для взрослых. У нас нет возрастной специализации: например, в репертуаре есть сказки для самых маленьких детей.

Расскажите, пожалуйста, чем спектакль Камерного театра для детей отличается от спектакля любого другого театра?

Возьмем, к примеру, «Красную шапочку»: вопросы взаимоотношения добра и зла, верности и предательства, любви и дружбы. Спектакль у нас тематический: он приурочен к Светлому Празднику – Пасхе Христовой. Красная шапочка идет к бабушке, потому что она заболела, а пасхальные куличи излечивают от любых болезней. Перед спектаклем у нас идет урок-рассказ по Евангелию о рождении и жизни Господа Иисуса Христа, о том, почему этот Праздник называется Светлым Воскресением Христовым.

Это не значит, что мы говорим только о Боге, Библии и Евангелии. Хотя это святое! Мы просто делаем на это главный акцент. Многие классические произведения основаны на тех нравственных моральных устоях, которые присходят из духовной церковной традиции.

Как принимают Вас зрители, ведь Вы представляете им классические произведения через призму веры? Как была воспринята, например, «Красная шапочка»?

В начале спектакля в достаточно ненавязчивой форме идет рассказ об Иисусе Христе, о Евангелии – вещах очень интересных, серьезных, давних. Оказывается, более 2 тысяч лет назад появился Кто-то, Кто рассказал, что такое добро и зло, почему нельзя делать зло и надо делать добро. Постепенно сюжет переходит в сказку, рассказывающую нам о хорошей девочке, которая переживает за болеющую бабушку. Кстати, в начале сказки мы выгоняем Волка, но он потом приходит к нам из другой сказки. Спектакль интерактивный, дети участвуют в представлении. В сказке появляется Заяц, влюбленный в Красную шапочку, и ей приходится делать выбор между импозантным Волком и добрым, верным Зайцем. Она проходит через эти испытания и делает правильный выбор. И Волка в конце спектакля дети прощают за его поступки! Именно потому, что Бог сказал, что всегда надо прощать – и ты будешь прощен. Дети это понимают, сопереживают, болеют, участвуют, помогают: они готовы выбежать на сцену и помочь Красной шапочке. Так как спектакль наполнен духовностью, то мы видим 100% эффект и отдачу от маленьких и взрослых зрителей.

Какие темы Вы затрагиваете в спектаклях для подростковой аудитории?

Много лет, работая в ТЮЗе, я пыталась пробить остросоциальный проект «Файер вол». Хотим мы это осознавать или нет, но в нашем обществе молодые люди чувствуют себя одинокими. Это социальная проблема. С молодыми людьми нужно разговаривать, и театр просто обязан принять в этом участие.

В Камерном духовном театре есть проект «Сила жизни» при поддержке Комитета образования Мингорисполкома – это проект на тему подросткового, молодежного суицида; спектакль «Черное пальто» по рассказу Людмилы Петрушевской. Мы уже были во многих городах Беларуси, успешно ездим по школам и гимназиям Минска.

Как находятся темы для спектаклей?

Когда-то мы были в Рязани на Международном фестивале «На пороге юности» со спектаклем «Синий автомобиль». После спектакля ко мне подошла группа старшеклассников, и ребята протянули мне рассказ Людмилы Петрушевской. Они попросили меня это поставить, потому что им это интересно. Прочитав рассказ, я подумала, что у нас замечательные, умные, взрослые, думающие дети, умеющие научить нас, взрослых, как жить и как спасать свои души. Главное – им немножко помочь. Им нужно дать понять, что мы с ними рядом, что мы с ними наравне, что мы их любим и что они нам нужны. Проблема наших подростков в том, что они думают, что не нужны никому: ни родителям, которые их любят, но много работают, ни школе, ни учителям. Вы только представьте: Беларусь занимает третье место в мире по подростковому суициду! Это страшно!

Как подростки воспринимают Ваши постановки? Нет ли у них отторжения, ощущения, что их «опять лечат», присущего их возрасту? Спектакли для подростков тоже затрагивают тему духовности?

Конечно, социальный проект сложен изначально. Естественно, подростки, приходя, думают, что им все понятно. Тема суицида, значит, опять их будут «учить – лечить»… Но когда ребята понимают, что разговор серьезный, что дети и взрослые в этом разговоре стоят на одном уровне, они начинают чувствовать себя полноправными участниками мероприятия. Мы постепенно подводим детей к этому: у нас работает целая группа экспертов-психологов, социальных педагогов, юристов, священников, сотрудников детской комнаты милиции.

Вначале демонстрируется тематический видеофильм, достаточно жесткий. Мы начинаем с ребятамисерьезный, взрослый, откровенный разговор, который постепенно перерастает в спектакль. Актеры не сразу выходят и играют роли: они находятся на сцене как личности, которых тоже коснулась эта проблема и затронула эта боль, – не лично, а через знакомых. Постепенно разговор по душам превращается в спектакль. Рассказ Людмилы Петрушевской поражает: девушка, совершившая суицид, попадает в своеобразное чистилище, где ей дается второй шанс. Она вспоминает, что есть близкие люди, которым хуже, чем ей: мать и умирающий дедушка, и только она может им помочь. Девушка начинает чувствовать ответственность, понимает истинность любви. И тогда она находит в себе силы выбраться оттуда не только сама, но и спасти еще одну душу. К концу спектакля, в момент катарсиса, в зале много очистительных слез.

Это миссионерский проект: мы много ездим для того, чтобы поговорить как можно с большим количеством людей о проблемах, которые переживает наше общество.

Ваши спектакли отличаются тем, что Вы стараетесь не только озвучить проблему, но и вызвать зрителя на диалог. Для чего это?

Очень важно, когда зрители, пережив такие моменты, включаются в разговор после спектакля. Им важно выговориться, и они раскрываются в спорах, беседах. Кстати, после спектакля мы общаемся со зрителями в режиме online. Выявляется столько проблем, которых мы, взрослые, даже предположить не можем, дети рассказывают разные страшные случаи. На это уходит море энергии, устаешь очень. Но если хоть один человек из пришедших что-то поймет и сможет помочь себе или другому – наша миссия выполнена. А это происходит часто, и не потому, что мы такие хорошие, а потому, что это необходимо обществу. Проект очень сложный.

Какие еще проекты на социальные темы есть в театре?

Вторая ласточка – это проект на тему наркомании, также миссионерский. Очень много планов у нас в этом направлении. Еще нам хочется поговорить на тему ранней беременности, но не потому, что это беременность, – о целомудрии. У нас исчезли из обихода такие понятия, как целомудрие, честь, достоинство. Когда мы говорим на эти темы с людьми, то нам приходится как бы чуть-чуть извиняться. Представьте, до чего мы дошли!

Расскажите, пожалуйста, о духовно-просветительском проекте «Слуцкое Евангелие».

«Слуцкое Евангелие» – вторая реликвия по исторической значимости после Креста Евфросинии Полоцкой. Издательством Белорусского Экзархата было выпущено факсимильное издание, за которое коллектив был удостоен Премии Президента РБ «За духовное возрождение». Это – событие для всей страны.

В Духовно-просветительском центре православной культуры есть замечательный мужской хор «Благовест». Мы объединили свои усилия, и это вылилось в совместный проект: театрализованную презентацию «Слуцкого Евангелия».

У нас на сцене оживают образы ХVIв.: сложные политические интриги тех времен, князь, написавший это Евангелие, его дочь – София Слуцкая. Тематические духовные песнопения в исполнении хора «Благовест» вплетены в постановку, а Сергей Гранович, художественный руководитель хора, исполняет роль монаха Малахвея, духовника князя Слуцкого.

Это не единственный Ваш совместный проект с хором «Благовест»?

«Яблони в воскресенье» —музыкально-поэтическая программа, в которой актеры Духовного камерного театра и артисты хора «Благовест» исполняют музыкальные и поэтические произведения духовного содержания. Звучат произведения разных авторов: Пушкина, Тютчева, Толстого, Ахматовой, песнопения иеромонаха Романа и инока Всеволода.

В стадии проекта спектакль о духовных святынях Белой Руси и о великих духовных просветителях нашей страны.

Чем Вы готовы порадовать взрослую аудиторию?

В данный момент мы готовим к выпуску спектакль для взрослых о любви «Весенняя сказка дождя». Мы живем в огромном городе, ходим в толпе на работу и с работы, общаемся или не общаемся, спорим, ругаемся, любим или ненавидим, живем на одной лестничной площадке и даже не здороваемся при встрече. Чужие друг другу люди! Мы такие разные, но хотим, чтобы нас любили, и хотим отдавать свою любовь. Об этом мы и говорим.

Чем отличается Духовный театр от светского?

Мы этим живем. В Камерном духовном театре работают люди, которых волнуют душевные и духовные вопросы. Сюда приходят не за длинным рублем, а по велению души, потому что у каждого есть, что сказать, чем поделиться. Об этом не всегда можно говорить в обычном театре. Мы работаем для того, чтобы люди чувствовали, что их понимают. Мы здесь получаем отдохновение души.

Вы серьезно и разносторонне отнеслись к подбору репертуара Камерного духовного театра. Когда же состоится официальное открытие театра?

В середине мае мы готовимся к официальному открытию Центра Духовной культуры, где будут проходить не только спектакли Камерного духовного театра, но и встречи по интересам, лектории, клуб творческой интеллигенции, социальные, культурные и просветительские проекты.

Вы много гастролируете по республике. А можно ли увидеть Ваши спектакли на сцене Камерного театра?

Мы обязательно будем выступать на своей площадке. У нас есть камерная сцена, зал на 60 мест.

Ваш репертуар уже сформирован или есть еще проекты, которые ожидают зрителя?

14-15 мая у нас ожидается премьера спектакля «Карлик-нос» по Гауфу во Дворце детей и молодежи.

Это высокодуховный христианский автор. В спектакле мы акцентируем внимание на том, что такое добро и зло, затрагиваем очень важные семейные вопросы: связи поколений, милосердия. Верим мы в это или не верим, есть силы небесные и темные, но то, как мы поступим, зависит от нас. Мы видим мальчика Якоба и возникает вопрос: «За что ему такое наказание? За что какая-то старуха сделала его карликом, превратила в урода?» Потом понимаем: он был эгоистичным, наглым и избалованным красавцем, который не понимал цены любви, радости, взаимоотношений в семье. Бог послал ему такие испытания, чтобы он стал замечательным, чистым человеком, нашел любовь и спас остальных.

Как бы Вы озвучили кредо вашего театра?

По первой профессии я архитектор. В архитектуре есть золотое правило: польза, прочность и красота. В деятельности театра – то же самое. Мы надеемся, с Божьей помощью, так оно и будет.

Мы желаем Вашему театру душевных сил на пути к духовному просвещению! Спасибо за интересный разговор.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.