Забытое имя

Автор: Г. Э. Щеглов, магистр церковной истории

В России и после установления безбожной советской власти продолжали работать на благо Церкви люди, вера и решимость которых не поколебалась с приходом нового режима. Об одном из таких людей мы и узнаем сегодня.

В начале XX столетия заметный вклад в исследование церковной истории Беларуси внес Платон Стефанович Горючко. Его перу принадлежат десятки публикаций, посвященных, главным образом, истории Могилевской епархии, а также истории воссоединения белорусских униатов конца XVIII – начала XIX столетий. Между тем, о самом исследователе практически ничего неизвестно. О нем нет совершенно никаких сведений в справочной литературе, и биография его до настоящего времени не стала объектом исследования. Предлагаемая вниманию читателя статья представляет собой первую попытку хотя бы кратко очертить жизнь и труды историка.

Родился Платон Стефанович предположительно в 1876 году в местечке Чечерск Рогачевского уезда Могилевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Гомельском Духовном Училище, а затем в Могилевской Духовной Семинарии (1889–1896). Как лучший выпускник он был направлен для продолжения учебы в С.- Петербургскую Духовную Академию, где учился в исторической группе.

Литературную деятельность П. С. Горючко начал еще на академической скамье. С 1897 года печатаются его заметки в известной петербургской газете «Новое Время», а в 1898 году в «Историческом Вестнике» выходит небольшой исторический очерк о Симбирске

В 1900 году П. С. Горючко заканчивает учебу в Духовной Академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырская деятельность Преосвященного Анастасия Братановского». В том же году он определяется псаломщиком в церковь при русской миссии в Гааге (Голландия). Заграницей Горючко находится, очевидно, до 1906 года, в последние годы неся служение псаломщиком при храме Свт. Николая в Штутгарте. В это время в «Церковных Ведомостях», «Новом Времени», «Могилевских епархиальных ведомостях» публикуются его заметки о церковной жизни в Европе. Как ни странно, но именно на время пребывания заграницей приходится самый плодотворный период исследовательской и литературной деятельности историка. С 1901 года начинают активно печататься его многочисленные статьи в различных периодических изданиях, преимущественно, епархиальных.

Приезжая в Россию во время отпусков, П. С. Горючко все свободное время посвящает церковноисторическим исследованиям: много работает в столичных и провинциальных архивах, библиотеках. Собранный материал он обрабатывает уже заграницей и в виде статей пересылает в редакции. Горючко издает материалы и документы, связанные с биографиями Могилевских Архиереев: Святителя Георгия (Конисского), Епископа Афанасия (Вольховского), Епископа Илариона (Кондратовского), Архиепископа Анастасия (Братановского); публикует многочисленные материалы по истории духовенства, учебных заведений, монастырей и храмов Могилевской и Полоцкой епархий. Особое место, как уже упоминалось, занимают материалы, касающиеся воссоединения белорусских униатов конца XVIII – начала XIX столетий.

Практически все статьи Горючко выходят отдельными оттисками, экземпляры которых автор неизменно отсылает в Императорскую Публичную Библиотеку, а также с дарственными подписями своим учителям – профессорам С. А. Соллертинскому и П. Н. Жуковичу.

Главным трудом П. С. Горючко, которому историк посвятил многие годы, стало исследование жизни Архиепископа Анастасия (Братановского), начатое еще на академической скамье. Хотя в 1902 году в Астрахани выходит его монография о Преосвященном Анастасии, работа на этом не заканчивается и продолжается еще не один год.

Вернувшись из заграницы, П. С. Горючко в ноябре 1906 года поступает на службу в Министерство Народного Просвещения и награждается чином надворного советника, а вскоре и орденом Св. Станислава III степени. Известно, что в 1908–1909 году он служит преподавателем истории и географии в НиколаевскоАлександровской женской гимназии в Белостоке. В 1910 году переезжает в Петербург, где устраивается преподавателем немецкого языка в 1-е реальное училище имени Александра II, а через несколько лет начинает также преподавать в частном училище при лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове.

В 1912 году ему жалуют орден Св. Анны III степени, а затем – знак в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

Ко времени переезда в Петербург П. С. Горючко по каким-то причинам совершенно прекращает исследовательскую и литературную деятельность. Что побудило его к этому, неизвестно. Семьи, кажется, у него не было.

Известно, что Платон Степанович жил в Петербурге (Ленинграде) до 1931 года, занимаясь преподавательской деятельностью. Как сложилась его дальнейшая судьба, где и когда он умер, где похоронен – на эти вопросы пока нет ответа: Горючко сошел со сцены жизни в полной безызвестности. Однако, воскрешая его забытое имя, мы отдаем дань памяти человеку, потрудившемуся, хоть и недолго, на ниве церковноисторической науки, и внесшему вклад в разработку церковной истории Беларуси.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.