Забытое имя

Автор: Г. Э. Щеглов, магистр церковной истории

В России и после установления безбожной советской власти продолжали работать на благо Церкви люди, вера и решимость которых не поколебалась с приходом нового режима. Об одном из таких людей мы и узнаем сегодня.

В начале XX столетия заметный вклад в исследование церковной истории Беларуси внес Платон Стефанович Горючко. Его перу принадлежат десятки публикаций, посвященных, главным образом, истории Могилевской епархии, а также истории воссоединения белорусских униатов конца XVIII – начала XIX столетий. Между тем, о самом исследователе практически ничего неизвестно. О нем нет совершенно никаких сведений в справочной литературе, и биография его до настоящего времени не стала объектом исследования. Предлагаемая вниманию читателя статья представляет собой первую попытку хотя бы кратко очертить жизнь и труды историка.

Родился Платон Стефанович предположительно в 1876 году в местечке Чечерск Рогачевского уезда Могилевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Гомельском Духовном Училище, а затем в Могилевской Духовной Семинарии (1889–1896). Как лучший выпускник он был направлен для продолжения учебы в С.- Петербургскую Духовную Академию, где учился в исторической группе.

Литературную деятельность П. С. Горючко начал еще на академической скамье. С 1897 года печатаются его заметки в известной петербургской газете «Новое Время», а в 1898 году в «Историческом Вестнике» выходит небольшой исторический очерк о Симбирске

В 1900 году П. С. Горючко заканчивает учебу в Духовной Академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырская деятельность Преосвященного Анастасия Братановского». В том же году он определяется псаломщиком в церковь при русской миссии в Гааге (Голландия). Заграницей Горючко находится, очевидно, до 1906 года, в последние годы неся служение псаломщиком при храме Свт. Николая в Штутгарте. В это время в «Церковных Ведомостях», «Новом Времени», «Могилевских епархиальных ведомостях» публикуются его заметки о церковной жизни в Европе. Как ни странно, но именно на время пребывания заграницей приходится самый плодотворный период исследовательской и литературной деятельности историка. С 1901 года начинают активно печататься его многочисленные статьи в различных периодических изданиях, преимущественно, епархиальных.

Приезжая в Россию во время отпусков, П. С. Горючко все свободное время посвящает церковноисторическим исследованиям: много работает в столичных и провинциальных архивах, библиотеках. Собранный материал он обрабатывает уже заграницей и в виде статей пересылает в редакции. Горючко издает материалы и документы, связанные с биографиями Могилевских Архиереев: Святителя Георгия (Конисского), Епископа Афанасия (Вольховского), Епископа Илариона (Кондратовского), Архиепископа Анастасия (Братановского); публикует многочисленные материалы по истории духовенства, учебных заведений, монастырей и храмов Могилевской и Полоцкой епархий. Особое место, как уже упоминалось, занимают материалы, касающиеся воссоединения белорусских униатов конца XVIII – начала XIX столетий.

Практически все статьи Горючко выходят отдельными оттисками, экземпляры которых автор неизменно отсылает в Императорскую Публичную Библиотеку, а также с дарственными подписями своим учителям – профессорам С. А. Соллертинскому и П. Н. Жуковичу.

Главным трудом П. С. Горючко, которому историк посвятил многие годы, стало исследование жизни Архиепископа Анастасия (Братановского), начатое еще на академической скамье. Хотя в 1902 году в Астрахани выходит его монография о Преосвященном Анастасии, работа на этом не заканчивается и продолжается еще не один год.

Вернувшись из заграницы, П. С. Горючко в ноябре 1906 года поступает на службу в Министерство Народного Просвещения и награждается чином надворного советника, а вскоре и орденом Св. Станислава III степени. Известно, что в 1908–1909 году он служит преподавателем истории и географии в НиколаевскоАлександровской женской гимназии в Белостоке. В 1910 году переезжает в Петербург, где устраивается преподавателем немецкого языка в 1-е реальное училище имени Александра II, а через несколько лет начинает также преподавать в частном училище при лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове.

В 1912 году ему жалуют орден Св. Анны III степени, а затем – знак в честь 300-летия царствования Дома Романовых.

Ко времени переезда в Петербург П. С. Горючко по каким-то причинам совершенно прекращает исследовательскую и литературную деятельность. Что побудило его к этому, неизвестно. Семьи, кажется, у него не было.

Известно, что Платон Степанович жил в Петербурге (Ленинграде) до 1931 года, занимаясь преподавательской деятельностью. Как сложилась его дальнейшая судьба, где и когда он умер, где похоронен – на эти вопросы пока нет ответа: Горючко сошел со сцены жизни в полной безызвестности. Однако, воскрешая его забытое имя, мы отдаем дань памяти человеку, потрудившемуся, хоть и недолго, на ниве церковноисторической науки, и внесшему вклад в разработку церковной истории Беларуси.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.