Записки миссионера

Автор: диакон Сергий Тимошенков

Часто приходится беседовать с людьми, которые серьезно задают очень неудобные вопросы. «Почему мир несправедлив? Почему страдают невинные? Почему нет ответа на наши молитвы?» Почему, почему, почему?..

Зная, что чаще всего волнует взрослых людей, я стараюсь соответствующим образом направлять и свои беседы с молодежью: делаю, так сказать, прививку заранее от мучительных вопросов зрелого возраста. При этом, прежде, чем сказать какой-нибудь тезис христианского мировоззрения, подбираю к нему как можно больше возражений и критики. Соответственно, ищу и контраргументы, чтобы быть готовым к любым спорам и возражениям.

Но однажды я оказался заложником собственного «оружия»…

Прорабатывая десятки раз в голове каждую тему беседы, я привык относиться к тезисам примерно так, как повар относится к пищевым ингредиентам, и стал пользоваться ими так, как слесарь пользуется своими инструментами. Вполне естественно, что после этого известные мне аргументы потеряли для меня легкий налет некоей… трансцендентности, что ли? Исчез и балласт авторитетности их возраста и авторства: теперь всякое утверждение для меня стало иметь ценность исключительно само по себе, благодаря своему содержанию, а не сопутствующим сведениям.

Весь арсенал ответов на «сложные» вопросы христианства был у меня в прекрасном состоянии: я знал, в каком случае и какой довод лучше применим, что воспримется собеседниками полностью, а что не подойдет в данной ситуации вообще… Но такой подход неизбежно привел к знанию не только сильных сторон каждой апологетической мысли, но и ее недостатков. Впрочем, это нисколько не смущало (ведь мы в жизни часто прощаем недостатки себе и тому, что нам дорого).

Но однажды меня, что называется, «переклинило». Был некий период, когда и без того высокое напряжение жизни по разным причинам увеличилось в несколько раз. Размышляя над всем происходящим, я решил попробовать провести разъяснительную беседу сам с собой. Но когда те вопросы, на которые приобрел навык убедительно, правдиво и – главное – понятно отвечать, стали передо мной, я не нашел ни одного полностью удовлетворяющего меня ответа! Ничто из того, что знал, не казалось мне абсолютным – во всем я уже находил изъян либо раньше, когда готовился к выступлениям, либо сейчас!

Признаться, я оказался совершенно не готов к этому. Привыкший быть во всеоружии знания, хитрости и логики, я оказался не то что незащищенным перед самим собой, но даже абсолютно голым! Обнаружив такое положение вещей, я даже на какое-то время перестал говорить с людьми о чем-либо, связанном с христианством: я считал нечестным учить тому, в чем сам хотя бы на долю процента не до конца разобрался.

Спасаясь от надвигающегося разочарования, я искал ответ всеми силами мозга и души. Но становилось только хуже («Остапа понесло!»). Я, признаться, уже подумал, что «все!» – сейчас будет разваливаться моя вера, которую когда-то я так непросто приобрел»…

Но весь этот шквал сомнений прервал один звонок. Звонил мне ночью неблизкий знакомый, который, вроде, и хочет прийти к христианству, но никак не может бросить остатки языческого гнилья, которые прицепились к его сердцу. Я слушал его, мягко говоря, странные речи минут двадцать, пока совершенно ясно не понял (уже в который раз!) одной вещи: с Богом, в христианстве быть безмерно лучше, чем без Него и непонятно где. Ушла сверлившая душу боль непонимания, и я снова смог взглянуть на небо свободными от пелены претензий и слез недоумения глазами…

Нашел ли я ответы на мучавшие меня вопросы? Думаю, что в привычном смысле нашего ограниченного правилами логики мышления – нет. Скорее, я их прочувствовал. Но главная вещь, которую я вынес для себя из этого урока – это собственным опытом проверенное знание того, что разум может заблудиться без сердца. Как, впрочем, и сердце без разума.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.