Жива ли Заповедь?

Автор: Игумен Арсений (Соколов), Португалия

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), – так звучит Вторая заповедь из десяти.

Казалось бы, давным-давно разрушены в Европе и на Руси кумирни, свергнуты истуканы и никто не приносит «жертвы бездушным» (Пс. 105:28). Так актуальна ли для нас эта Заповедь? Еще как актуальна!

Что такое идолослужение? Самое простое и ясное определение идолопоклонства может быть таким: это поклонение твари вместо Творца. Когда кому-то или чему-то воздаются божественные почести, приличествующие одному лишь Создателю и Хозяину мира – это и есть идолослужение. Большего оскорбления Богу нанести невозможно. Об избавлении от этого греха молит псалмопевец: «От умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Пс. 18:14). Из трех великих преступлений, на которые способен человек – идолослужение, убийство и блуд – идолослужение является большим. Это не просто развращение, а – великое развращение. Во вселенной есть лишь один суверенный Царь и Владыка – Господь Бог, ее создатель. Все творение призвано служить и поклоняться Ему. И никому иному. Вот лишь некоторые примеры актуальности второй заповеди.

Когда певец Иосиф Кобзон в одном из интервью на вопрос, верует ли он в Бога, отвечает: «Мой единственный бог – это моя мама», — это не что иное как кумиротворчество. Из собственной матери этот «певец социализма» сделал себе кумира для поклонения. Нет сомнений, чтить родителей, конечно, надо: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12), — гласит Пятая заповедь. Но это почитание не должно быть безумным и безграничным. Сравним высказывание Кобзона со словами Спасителя Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37a);

Когда родители исполняют любую прихоть своего чада, когда это чадо повелевает ими – это тоже кумиротворчество. Близкие люди делают своему обожаемому ребенку самое великое зло, которое только можно сделать: превращают его в божка. Обычно такие несчастные дети, подрастая, начинают презирать своих родителей и, когда те становятся немощными, просто отбирают у них все, что те имели, а самих их отправляют в дома престарелых. Такова горькая плата родителей за обоготворение собственных детей. Здесь уместно привести вторую половину вышеприведенного высказывания Христа: «И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37b); Для обжоры богом является собственное брюхо. О таких Писание говорит: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме» (Фил. 3:19). Обжора ради того, чтобы вкусно поесть и сладко попить, готов предать и продать всех окружающих его людей;

Таков же и сребролюбец. Деньги стали богом для многих, но особенно это свойственно старикам. Многие люди преклонного возраста, как сказочный Кащей, «над златом чахнут». Наверное, этот крен – бессознательная попытка защититься от приближающейся смерти. Защита эта, конечно же, тщетна – никого и никогда богатство не спасало ни от болезни, ни от смерти. Даже султана Брунея, в жилище которого все, в том числе, канализационные трубы, сделано из чистого золота. «У савана нет карманов», как говорят испанцы. Расплата сребролюбца за привязанность к деньгам и вещам – потеря надежды. Поэтому и говорится: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от истины» (1Тим. 6:10);

XX век стал веком спорта. Миллионы людей на планете оставили поклонение Всевышнему и поклонились спортсменам. Футболисту Пеле принадлежат тщеславные слова: «Я стал знаменитей Иисуса Христа»;

Эстрадных певцов и артистов экрана поклонники так и называют – кумиры. В Португалии, например, имеется даже телепередача «Idolos», посвященная прославлению «идолов» массовой культуры;

Самыми настоящими кумирами, боготворимыми идолами становятся для толп своих приверженцев яркие политические деятели. Если дряхлые мумии Ленина и Мао уже ни у кого не вызывают религиозного восторга, то перед живыми политическими лидерами многие и сегодня готовы лизать прах и ползать на четвереньках;

Да что там говорить, даже светлые понятия «Родины», «народа», «нации» для многих, в том числе, порой, для тех, кто позиционирует себя православным, стали кумирами. Национализм – одна из распространеннейших болезней в современной церковной и околоцерковной среде. Боготворящие собственный народ забывают о том, что Церковь Христова по природе своей не просто многонациональна, но и, что еще важнее, – наднациональна, и в ней «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11). Неизвестный христианский автор II века выразил это так: «Каждая чужбина для нас – родина; каждая родина – чужбина» («Письмо к Диогнету»). Когда приходится выбирать между верностью Богу и верностью родине, националист выбирает второе. Такие формулы, как «Мы русские, (поэтому) с нами Бог!», «Gott mitt uns» весьма далеки от христианства. Националист никогда не откликнется на призыв Бога, прозвучавший когда-то к «отцу всех верующих» (Рим. 4:11) Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1);

Гуманизм – еще одна форма идолопоклонства: «Все во имя человека, все во благо человека». Эта формула подразумевает: «В том числе – и Бог». Будучи эгоистом, гуманист он не может самозабвенно служить Богу – он полагает, что это Бог должен служить ему, его личным, порой, вполне «духовным», интересам. В центре мира у гуманиста – он сам, поэтому Бог, если и нужен гуманисту, то лишь как «золотая рыбка» для исполнения собственных планов и желаний. Гуманитарные катастрофы и тоталитаризм минувшего века наглядно показали гибельность для человечества гуманистических идей. Эти идеи укоренены в гордыне: «Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру», «Полетим на Альтаир, завоюем звездный мир». Человек, полагающийся на себя, а не на Бога, с неизбежностью теряет опору собственного существования, теряет гуманность, человечность;

Из всего самого доброго и святого можно сотворить кумир. Когда Богородицу объявляют «богиней» и «соискупительницей», получаются богородичные ереси и секты, такие, как «Богородичный центр» и «Белое братство». Когда из страстотерпца царя Николая делают «искупителя России», получается мерзкое «царебожничество». Когда духовным цетром христианского культа перестает быть Триединый Бог, культ перестает быть христианским.

Только в жертвенном служении Богу – исцеление от всех форм идолопоклонства. Мир устроен не нами, не нужно пытаться переиначить его на свой лад. Всему в этом мире – свое, назначенное Создателем, место. Никто и ничто не может занять место Творца и Владыки мира.

Первое послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова завершается призывом: «Дети! храните себя от идолов» (1Ин. 5:21). Послание адресовано христианам, не язычникам. И не от поклонения ваалам и астартам, зевсам и артемидам предостерегает апостол любви своих читателей, но – от воздаяния божественных почестей тем, кто не Бог. От гипертрофированности, чрезмерности почитания творения Божия, от поставления твари на место Творца.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.