100 лет русскому храму

Автор: Протодиакон Павел Бубнов

История Православной Церкви складывается из отдельных «малых» историй – епархий, монастырей, приходов – церковных объединений и общин, в которых верующие во Христа в молитве и таинствах встречаются со своим Создателем – Богом. История православного прихода в г.п. Россь Волковысского района в чем-то похожа на истории тысяч православных приходов по всему миру, а в чем-то и уникальна. 11 сентября 2011 г. исполнилось 100 лет со времени освящения храма в честь Святой Живоначальной Троицы в г.п. Россь Гродненской епархии.

С самых давних времен вера Христова коснулась сердец жителей селения Россь, первое письменное упоминание о котором относится к 1410 г. Давность тех событий не позволяет определить точную дату постройки в Росси первого православного храма. Еще в середине XIX века историки затруднялись сказать что-либо определенное по этому вопросу. Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 г., когда в одном из документов упоминается церковный колокол, хранившийся в свирне (хозяйственной постройке). Таким образом, можно однозначно утверждать, что в 1569 г. в Росси уже существовал православный храм, а построен он был значительно раньше. Инвентарь имения 1571 г. содержит указание, что деревянный храм был освящен в честь святого пророка Ильи, в иконостасе находилось 11 икон, в храме – 3 больших и 5 маленьких икон. На колокольне было 2 колокола, а приходской священник владел двумя волоками земли. По косвенным данным можно с уверенностью утверждать, что первый православный храм в Росси находился возле усадьбы владельцев, при дороге из Росси в Красносельск, где к настоящему времени сохранился заброшенный пейзажный парк.

В XVII в. росских прихожан постигла печальная участь подавляющего большинства православных Речи Посполитой – более чем двухвековое униатское пленение. После того, как владельцы Росси принимают католичество, в 1611 г. православный храм был разобран и перенесен в деревню Огородники (в наст. время – ул. Советская в г.п. Россь на месте современного православного храма), а на его прежнем месте построен деревянный католический костел. В 1745 г. православный деревянный храм был отремонтирован. В метрической книге Росской Троицкой церкви за 1778-1826 гг. (хранится в Литовской государственном историческом архиве в г. Вильнюсе), указаны настоятели прихода в эти годы: священник Казимир Йодковский (до 1809 г.) и священник Симеон Малевич (с 1810 г.), который, очевидно служил в приходе и после 1826 г.

Вторая половина XIX века ознаменовалась для прихода временем настоятельства священника Иосифа Скабаллановича, который окормлял приход в течение 48 лет (1843-1891, скончался в 1899 г.) Об отце Иосифе известно, что он окончил курс Литовской духовной семинарии. С 1856 г. церковным старостой прихода был крестьянин Иван Шовчок, который был освобожден от трудовой повинности в пользу Росской помещицы Софьи Неселовской. Польское восстание 1863 г. не обошло стороной и местечко Россь. В это время здесь проживал отставной фельдфебель (соотв. современному званию старшина) российской армии Петр Степанович Кузьмин, прихожанин Свято-Троицкой церкви. В ночь на 17 августа за отказ примкнуть к находившемуся в Росси отряду повстанцев он был повешен на одном из тополей на базарной площади. 18 августа его тело было погребено на приходском кладбище.

В 1863 г. деревянная СвятоТроицкая церковь была отремонтирована на средства прихожан и с помощью губернских властей, однако этот ремонт не смог значительно улучшить внешний вид старого и ветхого храма.

В 1867 году в Росском православном приходе насчитывалось 2625 прихожан. В описании 1867 г. также указывается, что в Росском приходе приходская церковь деревянная, крытая гонтом, «по давности неизвестно когда и кем построена, находится в середине местечка и огорожена каменной из булыжника оградой, в которой устроена колокольня… Наружный вид церкви не соответствует православному храму» — такими неутешительными словами оканчивается описание.

В 1879 г. количество прихожан Росского прихода составляло 2630 человек. Старая ветхая деревянная церковь все меньше соответствовала нуждам растущего прихода, и потому в умах священнослужителей и прихожан родилась мысль о строительстве нового просторного каменного храма, нужда в котором была уже ясна всем. Для организации этого большого и ответственного дела нужны были свежие силы. Очевидно именно поэтому в 1891 г. многолетний настоятель прихода священник Иосиф Скабалланович уходит на покой, а место настоятеля занимает его сын – Александр Иосифович Скабалланович, рукоположенный во священника в том же 1891 г.

О плачевном состоянии росского храма мы находим свидетельство в письме, направленном в декабре 1894 г. в адрес Гродненского губернатора от имени Росского церковно-приходского попечительства при Свято-Троицкой церкви, главная цель деятельности которого состояла в возведении нового храма. В этом документе указывается, что церковь в Росси существует «с незапамятных времен», а в настоящее время пришла в совершенную ветхость и грозит разрушением. Кроме того, при этой церкви почти нет никакой утвари, иконостас стар и не соответствует православному храму». Ситуация в Росси осложнялась еще и тем, что ветхий православный храм стоял недалеко от прекрасного каменного римокатолического костела. Костел этот к тому времени стал центром епарихального паломничества к чудотворной статуе Спасителя, к которой в отдельный дни на богослужения собиралось до 10 000 человек. В письме указывается, что количество прихожан составляет более 3000 человек, и все они находятся в крайней бедности и потому не могут поддерживать храм в должном состоянии или построить новый.

Несмотря на плачевное состояние главной святыни прихода, к концу XIX века на высоком уровне находилось образовательное дело. В приходе действовали народное училище с 120 учащихся мальчиков и 20 девочек, 3 церковные школы (в Вехотнице, Новой и Плебановцах) с 54 учащихся мальчиков и 10 девочек. В церковной собственности находилось 85 десятин 546 сажень земли. Размер годового государственного жалованья причту составлял 486 рублей.

В 1900 г. из состава Литовской епархии была выделена и образована Гродненская епархия, в состав которой вошли, в том числе, и приходы Волковысского уезда. Вскоре после этого произошла смена настоятеля Росского прихода. Священник Александр Скабалланович прослужил в Росси 10 лет, после чего согласно решению Преосвященного Епископа Гродненского Иоакима (Левицкого) он был перемещен на должность настоятеля Болотской церкви Кобринского уезда.

До февраля 1902 года место священника Росской церкви было вакантным, пока 6 февраля решением Преосвященного Епископа Гродненского Иоакима (Левицкого) священник Белосельской церкви Брестского уезда Аркадий Самойлик был перемещен, согласно его прошению, на место настоятеля Росской церкви. Аркадий Самойлик родился в 1868 г. и еще во время учебы в семинарии, в 1897 г. был рукоположен во диакона и затем во священника и служил на различных приходах. 5 апреля 1902 г. ко дню Святой Пасхи священник Аркадий Самойлик был награжден правом ношения набедренника. 20 мая того же года, резолюцией Преосвященного в должности церковного старосты Росского прихода был утвержден крестьянин Александр Кормчик.

Печальным событием в личной жизни настоятеля прихода священника Аркадия Самойлика стала смерть в 1903 году его супруги Надежды Филипповны и сына Георгия. Немым напоминанием об этой трагедии является надмогильный памятник, до сих пор сохранившийся в церковной ограде за алтарем храма.

Большим событием в жизни Росского прихода 1903 года стал визит правящего архиерея – Преосвященного Епископа Гродненского и Брестского Иоакима (Левицкого). Согласно хронике этого визита, в ходе которого владыка посетил 32 прихода Волковысского уезда, 1 мая в Росском храме Епископ Иоаким возглавил служение Всенощного бдения, которое прошло в «самой торжественной обстановке и множестве молящихся». После богослужения владыка роздал молящимся около 1000 нательных крестиков. За богослужением псаломщик Росской церкви Иван Новаш, который нес послушание псаломщика с 1893 г., был награжден посвящением в стихарь. По плану визита предполагался ночлег Преосвященного в Росси и Божественная литургия 2 мая в Петро-Павловском храме г. Волковыска .

В 1905 г. число росских прихожан достигло 3868 (1908/1960). Приходу принадлежало 85 десятин земли, ежегодная государственная субсидия причту составляла 509 рублей, а братские доходы – 550 рублей. При приходе действовали 2 церковно-приходских школы с 88 учащихся, 3 школы грамотности с 62 учащимися, 1 училище Министерства народного просвещения со 131 учащимся и приходское училище с 30 учащимися. Большое участие в образовательном процессе в Росси принимал и приходской священник Аркадий Самойлик, в связи с чем дважды, в 1905 и 1908 гг., он получал благодарность от Гродненского епархиального училищного совета «за усердные и полезные труды по церковно-школьному делу».

В 1901 г. Святейший Синод утвердил разработанный в Гродно проект строительства новой каменной церкви в местечке Россь. В 1908 г. произошла закладка нового каменного храма, и началось его строительство. Одновременно старый деревянный храм, который позже будет перенесен на кладбище, продолжал действовать. На строительство нового храма Святейшим Синодом было выделено 15600 рублей, еще 4000 рублей собрали прихожане. Торжественный чин освящения храма состоялся 11 сентября 1911 года.

К сожалению, к настоящему моменту не обнаружено никаких документов, касающихся церковной жизни в Росси в период Первой мировой войны. Единственным материальным памятником той поры являются сохранившиеся до настоящего времени могилы неизвестных русских солдат, похороненных на церковном погосте. В середине 1990-х вблизи могил был установлен памятный крест с ошибочной надписью «Здесь покоятся военнопленные жертвы Второй мировой войны», а в некоторых исторических очерках можно найти информацию, что в этом захоронении покоятся останки немецких солдат Первой мировой войны. Однако надписи на могильных камнях на польском языке «Неизвестный (солдат) русской армии. 1915 г.» говорят сами за себя – в ограде православного храма похоронены русские православные воины Российской императорской армии, погибшие в результате боевых действий на территории Волковысского уезда в августе 1915 г.

Следующее документальное свидетельство о жизни Росского прихода относится к 1921 г., когда на служение в Россь прибыл священник Киприан Климуц, в 2011 г. прославленный в лике святых Белорусской Православной Церкви как священномученик Киприан, пресвитер Ятранский . Таким образом, росские прихожане обрели еще одного молитвенника, жизненный путь которого был связан со служением в Свято-Троицком храме.

Неизвестно как долго продолжалось служение священномученика Киприана в Росси, но уже в 1925 г. новым настоятелем прихода стал священник Феодосий Детеевский. К этому времени территория бывшего Волковысского уезда оказалась в составе возрожденной Польши в качестве Волковысского повета. Гродненскую епархию в составе Польской Православной Церкви с 1923 г. возглавлял епископ Алексий (Громадский). С 1 февраля 1931 г. распоряжением правящего архиерея священник Феодосий Детеевский был перемещен на место настоятеля Озерской церкви Гродненского уезда, а бывший настоятель этого храма – протоиерей Владимир Кудрявцев – на место настоятеля Росской Свято-Троицкой церкви. Отец Владимир недолго задержался в Росси, и вплоть до 1934 г. настоятели Росского храма часто менялись. В сентябре 1932 г. протоиерей Владимир Кудрявцев был переведен на приход в Клещели, а обязанности настоятеля Росского храма исполнял священник Петр Исаар, затем священник Андрей Кучук. В декабре 1932 г. указом ВысокопреосвященнейшегоАлексия, Архиепископа Гродненского и Новогрудского, на должность настоятеля Росского прихода и Волковысского благочинного был назначен протоиерей Константин Михайлов.

Целая эпоха в жизни прихода связана со служением в нем протоиерея Романа Лотоцкого, которого один из его современников охарактеризовал как «достойнейшего во всех отношениях пастыря и человека». Роман Прокопьевич Лотоцкий родился 1 октября 1892 г. в г. Богуславе Киевской губернии в семье священника, по национальности – белорус. Окончил Жировицкое духовное училище, учился в Литовской духовной семинарии до 1914 г. В связи с военными действиями эвакуировался и окончил Нижегородскую духовную семинарию в июне 1915 г., по окончании учебы нес послушание столоначальника Нижегородской духовной консистории. По неподтвержденным данным в годы Гражданской войны воевал на стороне белых армий. В 1923 г. осел в г. Бельске (в наст. время на территории Белостокского воеводства Польши), где вступил в брак с Леонилой Онуфриевной Забродской (р.1902 г.). 26 октября 1923 г. Епископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским) рукоположен во иерея к Милькановичской церкви Слонимского уезда. 14 сентября 1934 г. произошло историческое назначение отца Романа новым епископом Гродненским и Новогрудским Антонием (Марценко) настоятелем Росской Свято-Троицкой церкви.

Почти в одно время с отцом Романом служение в Росском приходе проходил псаломщик, позже диакон и священник Михаил Житко. С 27 октября 1931 г. старостой прихода (председателем церковного комитета) являлся крестьянин дервени Красное Село (в наст. время – г.п. Красносельский) Иоаким Григорьевич Телеш, который в 1935 г. был награжден похвальным листом. В 1935 г. для церкви были приобретены три колокола, наибольший – весом 256 кг. В 1938 г. приход посетил правящий архиерей – Епископ Гродненский Савва (Советов). В 1944 г. во время боевых действий сгорела церковь на кладбище, построенная там из материала от разобранного в 1908 г. храма.

Согласно приходским документам, накануне Великой Отечественной войны общее количество прихожан достигло 4000 человек. В 1945 г. у Великопостной исповеди было 2277 человек, было совершено 82 Крещения, 7 венчаний, 71 погребение и 2 присоединения к Православной вере. 7 июля 1947 г. приход посетил правящий архиерей – Епископ Гродненский Варсонофий (Гриневич). В этом же году особой комиссией была изъята церковная библиотека. Еще ранее, в 1940 г. были изъяты метрические книги за 1838-1938 гг., и по состоянию на 1945 г. в церкви оставались метрики за 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 гг., копии которых в 1946 г. были сданы в Волковысский РайЗГС.

Служение протоиерея Романа Лотоцкого в Росском приходе продолжалось 44 года до октября 1978 г., когда он по состоянию здоровья был почислен за штат и вскоре, в марте 1979 г., скончался. Отец Роман похоронен в Росси на поселковом кладбище. Во многом благодаря личности отца Романа Росский храм оставался открытым все годы советских послевоенных гонений на Церковь, когда были закрыты большинство храмов в Волковысском районе.

С октября 1978 г. по ноябрь 1993 г. настоятелем Троицкого храма г.п. Россь являлся протоиерей Павел Коржич – в настоящее время настоятель Никольской церкви г. Волковыска. За время настоятельства отца Павла в приходе была открыта Воскресная школа, построена кирпичная церковная сторожка, подготовлены стройматериалы для строительства церковного дома, проведено газовое отопление, отреставрирован иконостас.

В конце 1993 г. настоятелем СвятоТроицкого храма в г.п. Россь был назначен протоиерей Виктор Колосовский. За время настоятельства отца Виктора были осуществлены масштабные ремонтные и строительные работы. Полностью заменена кровля и частично кровельные конструкции церкви, заменены все три купола, трижды проведен ремонт внутренней отделки храма, построена новая котельная, построен церковный дом, осуществлено благоустройство территории вокруг храма – вырублены старые деревья, замощена дорожка из тротуарной плитки, посажены декоративные деревья и цветники. Полностью отремонтирован каменный забор с западной стороны и въездные ворота. Усердием отца Виктора храм украсили 4 резных дубовых киота, резная дубовая гробница и сень над плащаницей. Положена плитка на солее и в алтаре, заменены все окна в церкви, церковном доме и церковной сторожке.

В новопостроенном церковном доме проходят занятия воскресной школы, а с 2004 г. – ежегодная общеепархиальная воскресная школа, в которой в июне-июле каждого года в несколько смен отдыхают до 50 детей со всей Гродненской епархии.

С 2001 г. протоиерей Виктор Колосовский определением Преосвященого Епископа Гродненского и Волковысского Артемия несет послушание настоятеля и строителя храма Преподобного Серафима Саровского в Исправительной колони № 11 г. Волковыска.

Еженедельно отец Виктор, а также протоиерей Андрей Бородулин (настоятель прихода Великомученика Георгия Победоносца в г.п. Красносельский) и священник Александр Вечорко (настоятель Крестовоздвиженской церкви д. Колонтаи), посещают заключенных для проведения духовных бесед. Также в колонии ежемесячно совершается Божественная литургия. При тюремном храме действует библиотека и видеотека, в которых заключенные могут в отсутствие священнослужителей продолжать свое духовное совершенствование.

Подытоживая очерк истории православного прихода в Росси нельзя не отметить знаковые фигуры – священномученика Киприана (Климуца), священника Иосифа Скабаллановича, прослужившего в приходе 48 лет, протоиерея Романа Лотоцкого, окормлявшего Росскую паству 44 года. 100 лет украшает Россь благолепный Троицкий храм, в который стекаются православные со всей округи.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.