Как зовут Бога?

Автор: Монах Никодим (Генералов).

Рассуждая о имени Божием и неправильном его употреблении нельзя обойти вниманием народ, который был носителем божественных обетований. Как же понималось и использовалось имя Божие в ветхозаветном Израиле?

Ветхозаветное отношение к Имени Божию не может быть отделено от восприятия имени как такового, безотносительно называло ли оно человека, народ, событие, несло в себе конкретный или обобщающий смысл.

Как уже было упомянуто в предыдущей статье, на Древнем Востоке имя почти отождествлялось с именуемым предметом.

Творение и наречение имени в библейском повествовании связаны неразрывно: «И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1:3-5). Так же получают свои имена небо, земля, моря (Быт. 1:8-10). И что как не образ Божий проявляется в человеке когда «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19).

По мнению святителя Филарета, митрополита Московского: «Адам предварительно имел знание общих свойств и законов существ, и применяя к сему общему знанию то, что находил опытом или ближайшим рассматриванием, давал им имена, изображающие естество их». Имя не просто обозначение чего-то, оно выражает сущность именуемого и неразрывно с ним связано. Именно поэтому Имя Божие и присутствие Бога в созданном Им тварном мире в Ветхом Завете неотделимы друг от друга. «Непосредственные богоявления – редки, внутренние действия Божии — таинственны: самый прямой путь к Богу – молитва, а средоточие ее есть призывание имени Божия: присутствие Божие мы можем ощутить, прежде всего, в Его имени; Бог открывается нам в своих именах, следовательно является нам как имя», — так характеризует ветхозаветное восприятие имени Божия Сергей Сергеевич Верховский.

Богопознание есть стремление к ведению имени Божия. Именно об этом свидетельствует библейское повествование о борьбе патриарха Иакова у потока Иавок в книге Бытия: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно.) И благословил его там» (Быт. 32:24-29).

Для патриарха Иакова, так же как и для патриархов Исаака и Авраама Бог, от Которого они получили обетования и заветам Которого следовали конечно же не оставался безымянным. Как и для всего ветхозаветного израильского народа для них имена представляли Бога таким, каким Он проявлялся в Своих свойствах по отношению к созданному Им миру и человеку. Касаясь этого вопроса митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «В Ветхом Завете встречается не менее ста наименований Бога, таких как םיהלא) Elohim — «Бог»), ינדא) Adonay — «Господь мой»), לא ידש) El Shadday — «Бог всемогущий», или «Всевышний», буквально «Тот, Кто на горе»), תואבצ) Zebaot — «Саваоф», «[Господь] воинств»)». Но только одно имя в Ветхом Завете было открыто во время богоявления и стало восприниматься как собственное имя Бога. Откровения этого имени был удостоен Моисей на горе Хорив, оно описывается в книге Исход: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:13,14).

Слово Сущий является переводом соответствующих еврейских הֶיְהֶֽא רֶׁשֲא:текста библейского слов אֶֽהְיֶה‘) еhye ’ăšer ’еhye – эхйэ ашер эхйэ) буквально значащих «Я есть, который я есть» или же «я есть, הֶיְהֶֽא Слово». пребуду я которым – эхйэ представляет собой 1 лицо единственного числа имперфекта глагола היה» быть». Архаическая форма корня этого глагола – הוה , производное от этой формы корня слово הוהי – третье лицо единственного числа имперфекта «kal» глагола היה , значащее по мнению большинства исследователей «он есть», «он будет», стало наиболее почитаемым именем Божиим в Священном Писании Ветхого Завета. В масоретском тексте оно встречается 6823 раза, но как оно произносилось и читалось мы модем сейчас только предполагать.

Митрополит Иларион (Алфеев) так раскрывает суть данной проблемы: «После вавилонского плена, во всяком случае, не позднее III века до Р. X., евреи из благоговения перестали вообще произносить священное имя Яхве, которое стало восприниматься как nomen proprium, как собственное имя Бога. Лишь однажды, в день Очищения (Yom Kippur), первосвященник входил во святое святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех же прочих случаях его заменяли на ינדא) Adonay) или другие имена, а на письме обозначали четырьмя согласными הוהי) YHWH — так называемый священный тетраграмматон), которые, однако, не произносили: даже комбинированное обозначение Adonay Yahweh (Господь Яхве) читалось как Adonay Elohim (Господь Бог)».

Третья заповедь Синайского Закодательства употребляет именно это имя Божие: «Не произноси имени Господа (הוהי ,(Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). И свидетельством исполнения этой заповеди и благоговейного отношения к имени Божию является по существу все Священное Писание Ветхого Завета.

Даже храм, построенный Соломоном был храмом имени Бога. При перенесении ковчега завета из скинии в храм он сказал: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» (3 Цар. 8:17-19).

Все это было следствием обетования данного во время Синайского богоявления: «Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Исх. 20:24). Имя Божие, как видим, стало знаком освящения и близости к Богу. По словам псалмопевца: «Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена; все народы ублажат его. Благословен Господь Бог… И благословенно имя славы Его» (Пс. 71:17 — 19).

Имя есть знамение присутствия Божия и трепетное, наполненное благоговейным страхом отношение к нему и есть по то, что является спасением и освящением для всего мира. В этом и состоит по существо учения Ветхого Завета об имени Божием.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.