Опасный интерес

Автор: Синкевич Михаил

До этого мы говорили о нарушении Третьей Заповеди словами. А как можно нарушить эту заповедь делом? Ведь неправильное отношение к предметам, особенно церковного характера, тоже может стать неисполнением Божественного установления. О таких ситуациях, на который стоило бы обратить внимание христианам мы и поговорим.

Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, был распространен практически у всех первобытных народов. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Черты фетишизма сохранились до нашего времени в виде амулетов, оберегов, талисманов.

«Дорогие участники форума! Когда я читала впечталения паломников об одном монастыре, меня поразило почти языческое отношение к святыням, кстати, свойственное не только православным, но и католикам. Я не говорю о символических обычаях, таких, как посыпание головы пеплом или приготовление куличей. Это – символы и обряды. Но зачем разбирать по кусочкам камень или дерево, связанные с каким-либо святым? Или набирать в каждом монастыре святой воды из источников в бутылках? Это что — магия? Или такие своеобразные сувениры? Зачем это нужно? Кажется, достаточно просто попить воды из источника. Не больше. А превращать это в религию… Религия должна быть живой, а эти засушенные веточки или цветочки как объект всеобщего упования на спасение, я не понимаю».

Как-то раз, в бесчисленных блужданиях по интернет-пространству, я набрел на данную тему, обсуждаемую на одном православном форуме. В сознании мельком проскочили неоднократно пережитые недоумения, подобные приведенным выше: «бои» бабушек в храмах на праздник Крещения Господня за агиасму (Крещенскую воду), сопровождающиеся бранью и толкотней под общий шум бьющегося стекла; суровые мужчины с двадцатилитровыми канистрами и бидонами, с просьбами дать им воды из того сосуда, который освящал батюшка. Оказывается, там вода «святее»! Давка в очереди за просфорами или освященным хлебом после вечерни, или артосом… Даже вопросы паломников монастыря после экскурсий: «Скажите, а где тут можно купить «слезы Богородицы»?» После минутного остолбенения и вопроса о том, что это вообще такое, паломница рассказала меня, что это некие камушки, которые, как выяснилось, с избытком продают у стен многих обителей (заметьте, у стен, а не внутри их!), приписывая им целебные и благодатные свойства! Не без стыда сознаюсь, что в этот момент мне захотелось немножко похулиганить: посоветовать набрать где-нибудь на чердаке собора или на колокольне «перьев Архангела» (прости, Господи!), которые с избытком оставили пернатые друзья, или же – купить закопченную изнутри бутылку с шикарной этикеткой «Тьма Египетская!»… Вспомнился мне и камень Жировичского монастыря, едва не уничтоженный в 16 веке любителями православных сувениров, и липа, обнесенная оградкой по той же самой причине. И бесчисленные напульсники с иконками, и кольца, и всякие маслица, и довольные паломники, которые закупились всем этим «под завязку» уезжают из обители домой счастливые и удовлетворенные, с чувством выполненного «религиозного» долга, как будто стали они на ступень выше в своем духовном развитии.

И где-то далеко-далеко за всем этим, в самом конце очереди из маслиц, колечек и браслетиков, скромною, неприметной тенью обрисовывается фигура Христа… Христа, Который предлагает Свои Тело и Кровь, предлагает нам быть с Ним и в Нем, войти в Его Царство: «Ядый мою Плоть и пияй Мою Кровь – во Мне пребывает, и Аз в нем» [Ин. 6, 56]. Так вот, что самое главное! Быть со Христом и во Христе! И, когда все становится на свои места, и правильно расставляются приоритеты, тогда мы начинаем осознавать, что или, правильней – Кто именно нам, христианам, необходим в первую очередь. Тогда мы можем отвести соответствующее место всем этим православным святынькам, вовсе не исключая их из нашей жизни. В свете того, что жизнь со Христом – самое главное, вдруг приходит понимание, что эти самые святыньки – лишь небольшие инструменты, которые нам служат лишь напоминанием о первостепенном – о Боге.

Чтобы глубже понять суть данной проблемы, обратимся к иконоборческому периоду, одной из причин которого явился протест части Церкви по отношению к нездоровым явлениям в обществе христиан. Вопрос об иконопочитании весьма созвучен с вопросом об отношении христиан к различным «святынькам», а грань между здоровым отношением к последним и идолопоклонством довольно тонка. В период от появления христианства до VII Вселенского Собора (именно на нем было определено православное отношение к святым образам и степень почитания их) часты были случаи грубого суеверия, связанные с иконами, например, одни считали, что для спасения души достаточно только украсить ими храм, другие нашивали их на платья и видели в этом знак особого благочестия, брали иконы в восприемники при Крещении детей, соскабливали краску с образов и использовали ее как лекарство, или же добавляли в Евхаристическую чашу. Некоторыми христианами иконы воспринимались как некие божества… Бывали случаи, когда сами священники использовали иконы вместо престолов и служили на них Литургию. В итоге все вылилось в иконоборчество как массовый крайний протест некоторой части Церкви против подобных явлений. В этой связи, соборным церковным сознанием было выработано определение, выражавшее именно православное отношение к данной проблеме: «Мы не почитаем икон как богов и не возлагаем на них надежды. Если перед нами икона Христа, мы говорим: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помоги нам и спаси нас!», а если – икона Пресвятой Богородицы, то взываем: «Пресвятая Богородица, будь Заступницей перед Сыном Твоим!». Без икон в Церкви не обойтись. Что книга для грамотных, то икона для не умеющих читать, что слово для слуха, то икона для глаз. Они хорошее наглядное пособие для проповеди Слова Божия».

Примерно таким же должно быть и отношение православных христиан к «предметам из иконной лавки»: не они дают нам благодать, не они спасают нас и вводят в Царство Небесное, это – лишь небольшие «инструменты», вспомогательные средства на пути к нашей главной и основной цели: спастись, войти в Царствие Господне и достичь Богоподобия, насколько это возможно.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.