Встречаем по одежке

Автор: Вероника Гугенхаймер

Сегодня практически невозможно узнать православную христианку в светском обществе по внешнему виду. Длинные юбки и платки, видимо, стали уделом лишь послушниц в монастырях, некоторых матушек и воспитанниц духовных учебных заведений. Все остальные современные православные женщины и девушки одеваются более демократично даже в церковь, используя всевозможные вариации своего гардеробного набора.

К счастью, сегодня православная женщина уже не ассоциируется внешне с «чем-то блекло-бесформенным, небрежно замотанным в платок». Канули в лету предрассудки о том, что православным вовсе не обязательно следить за собой. Растянутые свитера серо-болотного цвета, длинная юбка и платок, замотанный не только на голове, но и на шее – эти атрибуты уже давно не являются визитной карточкой православной женщины. Однако, «не носить брюк и обтягивающую одежду, не красить ногти и лицо, и помимо этого всегда покрывать голову» – такие требования предъявляют к современным сёстрам по вере отдельные представители (зачастую в преклонном возрасте) в любой православной общине.

Как бы ни менялась мода, или что бы там не говорили о стереотипах внешнего вида, утверждение «встречают по одёжке» по-прежнему актуально. Ведь отношение человека к самому себе, выражает и то, во что он одет, и как следит за собой.

Относительно внешнего вида апостол Павел пишет, «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2, 9). Интересно что подразумевал апостол, говоря о «приличном одеянии»? Наверняка, одежду аккуратную, внешне простую, не вызывающую и не маскарадную.

Какая же должна выглядеть эта женская одежда?

В первую очередь, православный «дресс-код» следует принципам скромности, опрятности и церковной тактичности. Что же оно в себя включает? Юбка или платье, по длине закрывающее колено. Верхняя часть одеяния – рукава ниже локтя, никаких декольте. Одежда не должна обтягивать фигуру, и исключать различные надписи и картинки неприличного содержания. Также не рекомендуется носить одежду с изображением христианских символов и икон, а также символики, враждебной христианству.

Активные споры в православных кругах продолжаются сегодня по поводу ношения женщиной брюк. Единственной цитатой из Библии, затрагивающей этот вопрос, является: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Исходя из этого, начинаются выяснения того, являются ли брюки женской одеждой, ведь их же покупают не в мужских отделах магазинов. К тому же существует много других предметов гардероба, в которые одеваются оба пола. Это и пиджаки (жакеты), футболки, носки и т.д. А если вспомнить эпоху Возрождения, то тогда мужчины носили ещё и чулки, которые потом стали исключительно женской одеждой. Сложно нам, христианам, правильно понять это повеление Господа, ведь во времена Христа одежда мужчин и женщин практически ничем не отличалась. Разве что цветом, качеством и украшениями тканей. Кстати, священническое облачение сегодня напоминают ту старинную одежду.

Что же касается одежды в храме, то у нас в православной традиции всё же нет такого обычая надевать брюки в храм. Конечно, сегодня многочисленным «бедным» женщинам, не имеющим в своём шкафу юбчатых вещей, в храмах предлагают накидки, фасоном напоминающие юбку, а также и платки на голову. Зачастую эти «куски ткани» можно взять в специальных ящиках у входа в церковь.

И всё же, идя в православный храм, женщина (девушка) обязана соблюдать эту маленькую условность – надевать юбку и платок. При этом одежда вполне может быть красивой и современной. Чтобы не смущать никого своим внешним видом, необходимо стараться соблюдать правило «золотой середины», дабы не выделяться своей чрезмерной простотой или роскошью. Однако нельзя забывать, что верующие люди ходят в церковь для молитвенной встречи с Богом, а не для демонстрации своих или созерцании чужих нарядов. К сожалению, об этом очень часто забывают «церковные бабушки» и другие агрессивно настроенные прихожанки, когда делают замечания дамам в штанах. Одёргивая и зачастую обижая людей, яростные «юбкоборцы», видимо, даже и не подозревают, что тем самым творят грех по отношению к ближним.

Надеть платок – духовное делание?

Нашим православным славянским женщинам не позволительно пребывать в храме с непокрытой головой. Этот обычай восходит к библейской цитате: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая (1 Кор. 11, 5). Далее апостол Павел дополняет, что покрывать голову необходимо «для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). И не надо здесь многих слов для убеждения, надо просто верить в то, что помимо всего прочего сотворённого Господом, существуют и Ангелы!

Стоит ли православной женщине покрывать голову всегда? Пожалуй, каждая решает этот вопрос самостоятельно, исходя из жизненных обстоятельств. Кстати, раньше платок символизировал семейный статус женщины, со временем эта традиция сохранилась лишь в старообрядчестве и некоторых православных семьях.

Современная христианка стала другой?

Можно отчасти понять женщин, не привыкших ходить в церковь и соответственно, постоянно носящих брюки, им сложно в одночасье переделать себя как внутренне, так и внешне. Но куда сложнее понять дам, которые считают себя истинными христианками, но чей внешний вид нарушает гармоничное представление об их внутреннем совершенстве. Но не нам судить о них. Здесь очень важен вопрос воспитания и личностная культура самого человека.

Представьте священника, который идёт по многолюдной городской улице в рясе, ведь это же словно подвиг! Возможно, также и для современной православной женщины будет просто героизмом носить всегда юбки и покрывать при этом голову. А ведь на самом-то деле, нет никаких препятствий для этого – юбка уместна практически везде, кроме спорта. И выбор головных уборов сегодня впечатляет: шапки, шляпы, повязки.

Разумеется, одежда – это не показатель уровня духовности. Но, несмотря на то, что все православные очень разные, нас объединяет одно – вера в Бога, и следование Его заповедям! «Возлюби ближнего своего, как самого себя» – сказал нам Господь. А любить себя значит также и правильно относиться к своему внешнему виду. Нам, православным, надо постоянно учиться находить гармонию между собственно внешним и внутренним, никого не обижая и не смущая.

Что касается косметики, то и здесь важен принцип «золотой середины», всё хорошо в меру. Нет ничего плохого в том, что православные женщины помимо шампуней, кремов и прочего, пользуются, в том числе, и декоративной косметикой. Ведь неброский лак для ногтей, немного качественного макияжа на лице – элементарные основы «деловой этики», если, например, женщина – сотрудница банка, офиса и т.п. Таким образом, это является уместным завершением целостного образа внешнего вида женщины.

Нужны ли православным специализированные магазины православной одежды? Возможно, для некоторых – это весьма удобно, зайти в специализированный магазин и выбрать достойную одежду, не тратя время на поиск подходящих нарядов в других местах. Но всё же это крайность, к которой, на мой взгляд, не стоит часто прибегать. Сегодня вполне можно подобрать приличную одежду где угодно, соответствующую индивидуальным предпочтениям, фигуре и материальным возможностям. Хорошее чувство вкуса не позволяет одеваться человеку вульгарно. Некоторые миссионеры говорят, что одежда – это тоже одна из форм проповеди в наше время.

Что бы ни говорили сторонники неофитства, но всё же понятие «дресскод» для православной женщины существует. Другой вопрос, должен ли действовать он только лишь в церкви, или может выходить за рамки церковной ограды? – каждая решает сама. Но нельзя забывать, что выходя из храма, мы не должны переставать быть православными.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.