Заповедь молитвы

Автор: Протодиакон Павел Бубнов

«Не произноси всуе…» Обычно эти слова звучат для нас как еще один запрет, как стена, ограждающая мир священного от наших серых будней. Но стоит лишь на мгновенье задуматься над этим святыми словами, как в сознании сразу рождается вопрос: а как произносить?

По делу. По какому делу? Да как и в общении с человеком – обращаясь к другому, ты что-то хочешь сказать, попросить, выразить, поделиться радостью или горем. Или делаешь вид, что интересуешься, «поддерживаешь» разговор. Вот это последнее и есть то самое «всуе», т.е. напрасно, лицемерно, бесцельно.

Когда-то давно, когда не было интернета и скайпа, и мы звонили в другую страну или город по дорогой телефонной линии – родственники или мы сами часто говорили: «Что ты ерунду болтаешь, говори по существу, по делу, деньги идут!»

Связь с Богом тоже очень дорогая, ведь здесь мы говорим не о погоде и о ценах, а о самой нашей жизни, нашем будущем, нашем спасении. Всякий, кто называет имя Бога, «включает» линию связи. «Почему ты вызывал Меня, и ничего не говорил, «бросал» трубку?» — скажет Он потом тем из нас, кто произносил Его имя всуе, напрасно, без веры.

Вам нравятся телефонные хулиганы, звонящие 20 раз за ночь на ваш домашний или мобильник? А шпана, которая звонит в дверь и убегает? Бог не любит тех, кто так «играет» с ним. Вот так приходишь к пониманию того, что третья заповедь «Не произноси имени Господа Бога Твоего всуе» — это заповедь о молитве, заповедь о том, чтобы наше общение с Богом было настоящим, содержательным, живым. Какой же быть нашей молитве?

Славословие

Это слово хорошо известно старшим поколениям по тем многообразным культам личностей и партий, которые им навязывали в прошлом. Но и сегодня есть те, кто ждет славословия и кто готов славословить человека . В отношении же Бога мы больше привыкли укорять: «Почему Он допускает страдания? Почему умирают дети? Почему гибнут люди?» Между тем главное предназначение человека – славословить Бога как единственный источник всего существующего. От реализации этого предназначения именно человеку становится хорошо. Настоящее славословие Бога бескорыстно. Святые, умиравшие за веру, в последние минуты жизни славословили Бога.

Прошение

Основное содержание большинства наших обращений к Богу – просьбы. Он и Сам призывает нас: «Просите и дастся вам…». Да, мы просим у Него, но не всегда то, что нам действительно нужно и полезно. Мы нередко просим то, что может разрушить нас и нашу жизнь, и Он как мудрый Отец, не исполняет таких просьб.

А часто ли мы просим у Него мудрости и сил, чтобы исполнить заповеди о любви к врагам, о многократном прощении обид, о том, чтобы быть всем слугой? Не слишком ли часто мы просим Его помощи во всем, что можно назвать стремлением к жизненному успеху? «Сыне, дай мне твое сердце» — говорит Он нам, а мы отвечаем: «помоги хорошо сдать экзамен, и получше устроиться в жизни». «Приобрети Друга — Господа» — призывает нас Церковь в богослужебных песнопениях, а мы по-прежнему относимся к Нему лишь как к Распределителю земных благ.

Покаяние

Бог создал человека и открыл ему заповеди, исполняя которые, человек приближается к настоящему счастью. Нарушая заповеди Божии, человек вредит в первую очередь себе. Потому и покаяние – отказ от ошибочного образа мыслей и действий – только на благо самого человека. Когда мы говорим «прости меня, Господи, я понял, что был неправ перед Тобой и теперь хочу стать лучше», мы действительно, по слову Евангелия, радуем Бога. Он радуется тому, что теперь, после покаяния, наша жизнь на самом деле «налаживается». Покаянная молитва радует Бога.

Благодарение

С детства мама учит нас говорить «спасибо» в каждом подобающем случае. Когда мы становимся взрослыми, то уже знаем, что за каждую оказанную нам существенную услугу принято «благодарить». И вдруг Церковь открывает нам, что мы должны всегда за все благодарить Бога – «и за скорбь, и за радость». Мы узнаем, что самое главное Таинство и самое главное богослужение Православной Церкви называется «Благодарение». Как и чем мы можем поблагодарить Бога, можем ли мы сделать ему что-то приятное? Святитель Иоанн Златоуст писал, что «для Бога среди всех видимых вещей нет ничего равного человеку, потому что небо и землю он создал для него, и находит более удовольствия в обитании с ним, чем на небе». Мы можем благодарить Бога лишь одним – своим общением, своим вниманием, своим сердцем, отданным Ему. Как ученик, через двадцать лет приходящий с букетом цветом к своей учительнице, как взрослый сын, дарящий общение своим пожилым одиноким родителям. И хотя Бог не нуждается в нас, Он создал нас для радости общения с Ним.

Нам есть, что сказать Богу, и Он ждет, когда мы откроемся Ему, поделимся радостями и бедами, проблемами и успехами. Не будем заставлять Его ждать слишком долго.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.