ЗОЛОТО МОЛЧАНИЯ
Главный редактор Белых Геннадий
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Так звучит Третья Заповедь Моисеева законодательства. Вспоминая эту заповедь, мы чаще всего обращаем внимание на «божбу» и клятву. И не смотря на то, что со времени ее утверждения прошло больше трех с половиной тысяч лет, она до сих пор остается актуальной для человека, такого современного и образованного.
Как часто мы в обычных разговорах упоминаем Бога? Чаще всего это происходит на автомате – «Боже мой!», «Ах ты, Господи!», «О, Боже!». Восклицания же эти к делу никак не относятся. Сказать нам нечего, но сказать очень хочется.
А где же наше благоговение? Такими выражениями мы только показываем свое легкомысленное отношение к словам. Господь сказал: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37). И если Господь так строго говорит об обыкновенных праздных словах, что сказать, если мы этими праздными словами сделали Его имя, Его память? Все знают поговорку «молчание — золото», но иногда каждый ловит себя на мысли «лучше бы я молчал!». И думаем мы так относительно наших житейских реплик, что же говорить о словах священных, которые мы даже перестали в разговоре замечать.
И касается это не только людей светских. Людей, считающих себя христианами, это касается с удвоенной силой. Часто в разговоре между людьми Церкви слышно «Господи помилуй», «Бог даст», «Спаси Господи» и т.д. Но эти высокие слова, бездумно используемые в обыденной жизни, могут превратиться в благочестивые штампы заполняющие пустоту. Используя только внешнюю форму, мы начинаем забывать о содержании, забывать, что «свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9). И потихонечку употребление этих слов превращается в бездумный ритуал, в котором человек хочет только показать свое благочестие. К чему приводит такое отношение, можем наглядно увидеть в искажении со временем не только самих слов, но и их смысла. Все знают слово благодарности «Спасибо». Но кто вспоминает Бога, когда так благодарит?
Эта заповедь запрещает также клятву. И все, кто хоть раз слышал слова из Евангелия «не клянись вовсе» (Мф. 5:34), со всей своей ревностью, не разобравшись, начинают относиться к клятве как к «табу». А ведь этот запрет на употребление клятвы равносилен предыдущему запрету на употребление имени Божия. Но запрета на употребление имени Божия нет, как и нет абсолютного запрета на клятву. Нужно только посмотреть, кому были сказаны слова «не клянись». Они были сказаны в то время обществу, в котором употребление клятвы стало бездумным, а нарушение данных клятв регулярным. Благоговейную же, законную клятву эта заповедь не запрещает. Сам Бог в назидание нам употребил клятву.
Есть еще одна сторона этой заповеди. Страшная сторона, когда то, чем живет христианин, то, что должно служить мостом меду ним и Богом, может превратиться в нарушение Божественного установления. Сама молитва может стать в осуждение нам. Произнесение молитв без понимания может стать препятствием к исполнению этой заповеди.
И это только маленькая часть той глубины, которая открывается Третьей Заповедью. Попробуем же приоткрыть хоть немного ту широту, предлагаемую нам Богом для более осознанного следования Его установлениям.