Духовный алфавит архимадрита Ефрема

Игумен Ватопедской обители на Святой Горе Афон архимандрит Ефрем, (в миру Василий Куцу), родился на Кипре в городе Фамагуста в 1956 году. Закончил богословский факультет Афинского университета. В 1982 году принял монашество в братстве старца Иосифа в Новом Скиту на Афоне. В 1990 году, после того как братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, обитель была преобразована в общежительную и Старец Ефрем был избран ее первым игуменом.

11-13 ноября 2011 г. архимандрит Ефрем побывал в СвятоУспенском Жировичском монастыре и Минских Духовных школах. В течение двух дней отец Ефрем общался со священнослужителями, студентами Духовных школ, монашествующими. Все самое интересное, на наш взгляд, из бесед отца Ефрема мы предлагаем в виде Духовного алфавита.

БОГОРОДИЦА

Вы ощущаете на Святой горе особое присутствие Богородицы и Ее помощь?

Это первое, что там ощущается. Чувствуется, что Она, как наседка над птенцами. Но и это место, где вы живете (т.е. Свято-Успенский Жировичский монастырь), особенно Богородичное, знайте. Я во многих местах вашей страны еще не бывал, но это место очень отличается от Минска, здесь что-то другое. Умоляйте Богородицу, и Она исполнит все ваши просьбы. То, что этот монастырь был одним из немногих, которые не закрывались во время коммунистического режима, это неспросто.

БОГОСЛОВИЕ

Богословие это не такой простой предмет, как философия, юриспруденция или другие. Наука богословия непосредственно связана с опытным богословием. Не может человек стать богословом, если сперва не вкусит Бога Слова. И поэтому всегда в богословии самым важным является опыт, и опыт не изучения или чтения книг, а опыт духовный, вкус к духовной жизни. Как у тела есть чувство вкуса, чтобы различать сладкое и горькое, так и в духовной жизни существует духовный вкус. Об этом говорит пророк Давид: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33,8). И поэтому обязательно наряду с богословским знанием мы должны иметь и духовный опыт. Если ты богослов, то ты истинно молишься, если ты истинно молишься, то ты богослов, — говорит святитель Григорий Богослов.

Если у нашего сердца есть духовный вкус, тогда каждый раз, когда мы открываем уста и говорим, то вместе со словом исходит благодать, которая живет в сердце. И как раз эта благодать каким-то тайным образом создает в сердцах людей восприимчивость этого слова. Тогда это слово имеет силу менять людей, которые его слушают.

Даже если богословское сердце молчит, то благодать делает свое дело. Однажды пятеро молодых людей пришли к Антонию Великому. Четверо из них задавали вопросы святому и получали ответы. Лишь один ничего не говорил. Преподобный Антоний спросил его: «Ты все сидишь и молчишь. Нет ли у тебя какого-то вопроса или недоумения?». И что отвечает этот философ (то есть друг Премудрости Христа)? «Мне и того достаточно, что вижу тебя».

Подвизайтесь, читайте святых отцов и старайтесь опытным жизненным путем вписать в себя советы святых отцов.

ВЕНЧАНИЕ

К нам приезжают многие из России, у которых нет церковного брака, невенчанные. Согласно церковным канонам сейчас, когда Церковь свободна, и кто-нибудь живет в невенчанном браке, мы не должны допускать таких людей к Причастию. Мы должны их обязывать венчаться. Знаете, сколько людей к нам приезжают, просят Причастия и когда мы им отказываем, большинство из них, как только возвращаются – венчаются. Знаю одного, который в свои 85 лет повенчался.

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

Как привести человека в Церковь, если он отказывается ходить в храм и слышать о нем?

Людей в Церковь приводим не мы, а Бог. Если видите, что он не принимает слов, то просто молитесь о нем.

ДЕТИ

Нужно ли заставлять детей стоять в храме, с какого возраста?

Не мучайте маленьких детей, не приводите их к началу службы. Нужно с рассуждением смотреть. Когда мать 2-3-летнего ребенка приводит на трехчасовую службу, это для него мучение. Дети не могут выдержать больше часа. С семи лет немного могут, но не заставляйте. Смотрите, сколько выдержат, на столько и приводите, без принуждения. А мальчиков приучайте, чтобы прислуживали в алтаре — там время проходит быстро, там и пошутить могут.

Как детей которые отходят от церкви вернуть в храм?

Увещанием и молитвой. Любовью, не понуждением. Во-первых, примером нашей жизни.

С какого возраста дети должны соблюдать посты, среду и пятницу? Послабления?

С семи лет могут уже поститься. Зависит от ребенка. В начале может только не есть мяса, потом и от сыра отказаться, все зависит от характера каждого ребенка. Главное чтобы расположение у родителей было духовное, чтобы они хотели воспитывать так детей по духовным причинам.

ДИАЛОГ С ИНОСЛАВНЫМИ

Мы не против диалога. Иногда чувствуется, что люди испытывают перед диалогом страх. Мы, православные, не боимся и готовы к диалогу с представителями любых христианских конфессий, потому что Православие опытно переживает истину и дает истину тем, кто этого просит. Если предусловием такого диалога является осознание того, что наша Церковь — Единая, Святая, Соборная и Апостольская, то мы никаких диалогов не боимся.

ДУХОВНИК

Как выбрать духовника? Кто такой старец и чем он отличается от духовника?

Духовник – это тот, кто нас исповедует. К сожалению, есть в миру такие духовники, которые хотят делать себя старцами. Хотят, чтобы миряне слушали их во всем, чтобы на всякие мелочи брали благословение, обо всем осведомляли. Или запрещают идти к другим духовникам, требуют брать благословение, если хотят посоветоваться с кем-то другим. Это делают только монахи со своим духовным отцом, это не дело мирян. Все это в мирской жизни не существует. Зависимость от духовного отца – дело монашеское. Например, молодой человек идет исповедоваться к одному духовнику, потом по каким-то причинам этот духовник его не удовлетворяет. Без всяких трудностей он может идти к другому духовнику. На это даже не надо брать благословение. Это делает только монах, потому что он связан со своим духовным отцом через таинство пострига.

ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

То что замечается здесь, — это ностальгия людей по истинному, настоящему духовному слову. И видим, что постепенно Церковь встает на ноги. И со временем все будет лучше и лучше. Но все это мало-помалу делается и видна благодать здесь. А где присутствует благодать — бояться нечего. Могут быть недостатки, упущения, ошибки даже, нерадение, но все это со временем, когда благодать на месте, исправляется.

ЖЕНЩИНА

Ее главная роль это материнство. Во-вторых, как мироносица, чтобы помогали на приходах, на христианских мероприятиях. И чтобы активно участвовала в церковной жизни.

Можно ли беременным женщинам причащаться так же, как младенцам, без подготовки?

У бедных беременных женщин много крестов. Иногда они ночами не спят, потому что младенец ворочается во чреве. Поэтому да, им можно причащаться без подготовки. Надо делать им снисхождение, сколько можно. Поэтому апостол Павел говорит, что жена спасается чадородием, хотя в рождении ребенка принимают участие и муж, и жена.

ЖИВОТНЫЕ

Можно ли молиться о животных?

Это зависит от нашего отношения к животным. Знаю одного человека, который спит, ест, гуляет с собакой. И когда собака сдохла, он всех своих друзей угостил в честь памяти собаки. Таким людям не советую молиться кому-либо из святых. Это нездоровый подход к животным. Собаки для того, чтобы охраняли. А вообще, святой Модест Иерусалимский – покровитель животных, но в правильных рамках. Это тоже страшная болезнь, сентиментальное отношение к животным.

ИКОНОПИСЕЦ

Иконописцы, ваши руки пишут не простые лица. Скольких людей тронут написанные вами лики, сколько людей будут умиляться у икон, сколько получат благодать и силу. У нас есть один иконописец, который из-за возраста уже не может писать, отец Гервасий, очень духовный человек. Когда он писал иконы, то имел духовное общение с Богродицей, со святыми, иконы которых писал. Были случаи, что когда он писал иконы, чувствовал такую благодать, что останавливался, делал передышку, потому что не мог вместить столько благодати.

ИНТЕРНЕТ

Ножом можно резать хлеб, а можно и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, то хорошо. А если нет, плохо. Интернет разрешил мое давнее недоумение. Я всю жизнь недоумевал, как будет проповедано Евангелие всему миру? Через интернет! Все, больше нет недоумения.

КРЕЩЕНИЕ

Почему нужно крестить детей в младенчестве?

Если человек, крещеный в младенчестве, когда вырастет и не захочет за Богом ходить, кто ему помешает? Смотрите, благодать крещения свое сделает. Могут когда станут подростками, особенно этот период трудный, когда начинают сопротивляться там, свои теории выставлять и т.д. Но такие дети, которые в детстве вкушали благодати Христа, даже когда подростками отдалятся и сделают круг большой, все таки вернутся, в конце концов. И важно, что могут ваши дети иногда до 12-14 лет ходить в храм хорошо, но после начинают сопротивляться. Никогда не заставляйте ходить. Не говорите им много о Боге, а говорите Богу много о них.

КУРЕНИЕ

Является ли курение грехом?

Курение является грехом, т. к. это зависимость. Разве человек, который пленник дыма, совершает добродетель? Если он не совершает добродетель, то он совершает грех. Нет у человека нейтрального состояния. Тот, кто курит – раб курения. Кроме того, сигарета – это яд. Поэтому курение считается косвенным самоубийством.

ЛИЧНЫЙ НОМЕР

В паспорте гражданина Республики Беларусь, кроме номера паспорта есть еще и личный номер. В связи с этим в Свято-Успенской Почаевской лавре некоторые монахи не допускают православных Белорусов к исповеди и причащению. Как к этому относиться?

Это большая ошибка, что не допускают. Мы, конечно беспокоимся, и нам не безразлично, что происходит с паспортами. Но тот, кто берет паспорт с личным номером, не отвергается от Христа. Апокалипсис ясно обо всем говорит – там печать на руке и на челе. И доверяйте Церкви в таких темах серьезных, не думаю, что может ошибиться Священный Синод. Мне очень жаль, что люди некоторые самого себя ставят выше Синодов, выше решений Поместных Соборов.

Мы с современными паспортами приехали в вашу страну. Мы тоже люди Церкви и не думали и не думаем никогда отвергаться от Христа. Говорят «добро не добро, если не добром совершается». Поэтому святые отцы в первые ряды как самую высокую добродетель ставили дар рассуждения. У дьявола две крайности, вы знаете. И преувелечение и недостаток, отклонение от среднего пути – оба от дьявола. Он либо делает человека полностью безразличным, либо убеждает человека быть судьей всем, всех и всему. Зилотизм — сверхревностное поведение ему нравится.

Как относиться христианам к тому, что от них в обязательном порядке требуется сдача отпечатков пальцев?

Это тоже не отречение от Христа, если сдаем свои отпечатки пальцев.

МАТУШКА

Кто такой человек на самом деле, какое у него качество духовное понимаем тогда, когда живем рядом с ним. И с другой стороны, самая первая, кто оценит по достоинству жизнь священника — это матушка. Я очень часто наблюдаю, даже как бы можно сказать правило, что за каждым благоговейным и образцовым священником стоит благоговейная и богобоязненная супруга, матушка. Как Госпожа Богородица, которая была жизнью и смыслом первый христианской Церкви, Ее нигде почти не видно в Священном Писании, она жила в неизвестности. Так и за священником часто кроется хорошая матушка, которая из-за своей большой любви к супругу может даже иногда и обличать своего мужа, хотя и этому последнему это не совсем нравится. Но знаете, что и тогда правильно она поступает. И важно поэтому, чтобы и у священника и у супруги был один духовный отец. И то, что, во-первых, в чем должен стараться священник дома это, чтобы быть образцом духовной жизни для своей семьи.

В монастыре дух монастыря создает кто? Игумен, настоятель. Свет, Дух семье придает муж, а особенно когда он священник. Иногда может быть матушка благоговейная или может быть более благоговейная, чем муж. И не смотря на это весь ход семье, свет семье придает все-таки муж.

Молюсь смиренно, чтобы матушки хвалились тем, что являются женами священников и хочу, чтобы матушки были во всем «за» то, чтобы мужья становились клириками, а потом никогда им препятствия не создавали в совершении тех или иных иерейских обязанностей.

Несколько лет назад я был в Румынии по приглашению одной митрополии и в один из дней я присутствовал на диаконской хиротонии. И когда сразу после рукоположения архиерей произнес «Аксиос» («Достоин»), какая-то девушка преподнесла архиерею букет цветов. На мое недоумение мне ответили, что это – супруга дьякона, которого только что рукоположили. И этим она показала, что во всем согласна и радуется рукоположению своего мужа. И это у них оказывается обычай такой. И, знаете, я был тронут этим обычаем. Потому что думаю, что священник, который является богобоязненным и знает, что делает и кто он такой, тогда и на его семью приходит особенная благодать, особенный покров. И помогает эта благодать не только в личной семейной жизни ему, но и всему ему приходу.

В каждом приходе первой дамой, первой женщиной по чести является не жена старосты, а жена священника. Своей скромностью, благоговением. Когда вот такое поведение образцовое – все покрывает. Если есть какой-нибудь дар слова и своим словом может помочь другим женщинам, девушкам того же прихода, это конечно идеально. Я знал одну матушку безграмотную вообще. А у нее муж был очень гостеприимным. И без рассуждения каждый вечер приводил в дом свой 10-15 гостей и всем накрывал стол. Она с готовностью все время варила, готовила, накрывала стол и т.д. И была кончина блаженная у нее. Вы, так как живете в семье, не ждет Бог от вас больших аскетическиз и монашеских подвигов. Во-первых, что должно быть характеризовать, чертой вашей должно быть милость, снисхождение, братолюбие, любовь, чтобы старались делать приятно братьям. И этим, этим жертвенным духом придет благодать на Вас, чтобы жизнь Ваша была внимательна, чтобы оберегались от таких серьезных упущений и недалеко вы от Царствия Божия.

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ

Это действительно человек, который любит Церковь, и сердце его болит о Церкви.

МОЛИТВА

Во время Божественной Литургии рассеиваюсь умом, как быстро сосредоточиться на молитве?

Здесь очень легко. Уходит ум, сразу возвращаем. Мы должны стараться внимать словам, которые читаем. Старец Порфирий Кавсокаливит, современный нам святой, говорит: «Мы должны внимать каждому слову Божественной литургии, даже к частицам «и»». Но не удивляйтесь, что рассеивается ум. Ум – это бродяга вообще, он не стоит на одном месте. Как только уходит – возвращаем, и так – каждый раз, сколько бы он не уходил.

Вообще, человек на богослужении в храме – это как младенец в утробе матери, он получает все необходимое для жизни, он счастлив и полон сил.

Молитва дает отдых человеку, а не усталость. Когда в молитве есть напряжение – это признак нездоровой молитвы. Молитесь мирно, спокойно, без напряжения.

Нужно ли переводить богослужение на современный язык?

Во-первых, мы должны помнить, что духовное служение, которое мы приносим Богу, имеет черты видимые и невидимые. И наше участие в службах – это, прежде всего, не умственное участие, а именно сердечное участие. Многие ваши соотечественники приезжают на Святую гору. И многие часы сидят на службах, не понимая ни слова в богослужении, которое совершается на древнегреческом языке. Они также вкушают благодать, как и мы. Не думайте, что интеллектуальное непонимание это главная проблема. Слова тайных молитв, которые священник читает в алтаре, тоже никто не слышит. Я думаю, что у каждого перевода тоже будут проблемы. Более важно, чтобы у вас было благоговение и чувство благодати на богослужениях.

МОНАШЕСТВО

Как вы пришли к монашеству?

Меня нашла Божья благодать, и привела, как и всех. Я был студентов в Афинах. Там где я жил, на Кипре, не было монастырей, и монахов я в жизни не видел. Когда учился в университете, думал стать женатым священником. И когда приехал на Святую Гору, первый раз увидел этот образ жизни. Вначале он меня не впечатлил, но потом очень понравился. Я в монашестве основательно с 1981 года, 30 лет монашества и 22 года игуменства.

Сейчас уже не такие времена, когда в монастыри уходили бедные люди, чтобы получить хоть какое-то образование и кусок насущного хлеба. На Святую Гору сейчас приходят люди образованные, с университетскими дипломами. Есть среди них бывшие врачи, судьи… 80% афонитов имеют высшее образование. Монах отвергает не человеческую личность, а нездоровый дух мирской жизни. В монастырь идут из большой любви ко Христу. Монах с радостью служит ближнему, с радостью молится, с радостью постится — и облачается через это в дары Святого Духа. Когда монах становится свободным от страстей, тогда ему даются дары предвидения, рассуждения, пророчества и прозорливости.

Хотя монастыри и строятся вдали от обжитых мест, но монахи всегда вместе с народом Божиим. Монастыри не достояние только монахов. Монахи — лишь безвозмездные стражи святынь.

Если бы люди по достоинству оценили значение монастырей, закрылись бы многие психиатрические больницы. Сегодня человек в основном обращен к внешней жизни. Это не дает ему сил обратиться вовнутрь самого себя и обрести сокровище в самом себе. Когда люди в миру забывают молиться, тогда воздевают руки монахи и неустанно, неусыпно молятся за народ Божий.

Господь ищет повод помиловать мир – как добрый учитель, который задает ученику наводящие вопросы, чтобы поставить пятерку, — так и Господь – и находит в лице монахов и их молитвенного подвига этот повод.

ОДЕЖДА ЖЕНЩИН В ХРАМЕ

В этом вопросе со стороны священника нужно рассуждение. Однажды одна женщина неприлично одетая вошла в храм. Священник из царских врат прямо при всех ее обличил и унизил. Через 15 лет эта женщина нашла меня и сказала, что все эти годы она ни разу не вступала в храм. Женщины должны действительно прилично одеваться в храм, но это хорошо говорить в беседах наедине с отеческой заботой, как отец просить, не обличать. Очень легко из церкви кого-нибудь выгнать, а вот внутрь завести это трудно.

Один подросток прислуживал в алтаре и был действительно очень живого характера и шалун, и за какуюто провинность священник дал ему две пощёчины. Только когда ему исполнилось 28 лет, кто-то убедил его приехать на Святую Гору и тогда после многих бесед и просьб он опять начал ходить в храм. На это ушло больше чем 10 лет.

ПРИЧАЩЕНИЕ

Какая должна быть молитвенная подготовка мирян к исповеди и причащению?

Есть особенные молитвы перед причастием и исповедью. Но нужно и своими словами молиться Христу и Богородице. В этом нет большой науки.

РАСКОЛ

Почему афонский монастырь Эсфигмен находится в состоянии раскола?

Если диавол видит, что человек очень благоговейный, то смешивает чувства в его благоговении, повреждает его благоговение и вводит в заблуждение. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит: «Лучше тот, кто заблуждается и находится в Церкви, чем тот, кто считает себя правоверным и находится вне Церкви». Заблуждение – это страшно. Поэтому слушайте и не осуждайте Церковь.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУХА

Все что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет безошибочного человека. Бог не смотрит на результат, как на расположение человека. И когда расположение хорошее, тогда Бог это принимает. Даже если логически кажется что это ошибка.

СВЯЩЕННИК

Священники это органы и нервы Церкви. То, что рука благословляет хлеб и вино, они становятся Телом и Кровью – это совсем не простая вещь. И это совершает иерей, который удостоился великой благодати хиротонии, священства. На Святой Горе очень большое значение придается священникам, иеромонахам в монастыре. Там очень строгие критерии избрания в священный сан. Кроме нравственной чистоты, которая обязательно должна быть у кандидата, мы смотрим насколько у него есть смиренномудрие в сердце.

У священника должна быть такая жизнь духовная, чтоб вершиной его духовной личной жизни должны быть мгновения перед святым престолом. И потом появляется то, что называется «о Боге чувством». Это не психологическое и не эмоциональное какоенибудь состояние, а чисто духовное состояние.

Священник, когда начинает служить и жить благоговейно, начинает жить благоговейно не только в здании церкви, но и во всех выражениях его жизни. Его благоговение, вопервых, и благочестие должно выражаться в своем доме.

О Христе говорится, что начал сперва творить, а потом учить. И знайте, что сегодня у людей есть тоже постоянная жажда и вопрос: существуют ли сегодня богобоязненные люди, существуют ли святые священники сегодня, как раньше? И мы нашей личной жизнью, нашей личной опытной жизнью должны показать, что да, существуют сейчас такие, придите и увидьте. Не может, говорит, город на горе построенный спрятаться, скрыться.

СЛОЖНОСТИ ЖИЗНИ

Почему одним людям в жизни все дается легко, а другие должны пройти сложный путь, чтобы решить свои жизненные проблемы?

Я за вторых. Чем больше у тебя трудностей в жизни, тем больше благословения от Бога. Вспомните жизнь Христа и святых.

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

Насколько вам понравилось наше пение, и какое более приемлемое: Византийское, или радостное, услаждающее слух?

У нас на Афоне традиционное византийское, но мы уважаем местные традиции. Мне понравилось ваше пение, хорошо пели. И мне помогли. Не так важно, насколько вы с научной точки зрения поете хорошо, но большее значение имеет то, от какого сердца исходит пение.

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

Большим благословением является для регентов и певцов то, что вы находитесь на клиросе, помогаете служить Божественную Литургию. Бог принимает и пение от нас. Мой духовный отец, Иосиф Ватопедский, говорил мне: пение и благоухание обязательны для богослужения. И Бог дает свою благодать тому, которые поют с благоговением. Старец Ефрем Катунакский однажды когда пошел к нему в гости, был чем-то тронут. Сказал, что пришел в восхищение от молитвы. И слышал такие небесные пения, подобных которым не слышал на земле от самых лучших певчих. И спрашиваю: кто это, которые поют. И ответ такой: это спасенные души. И пение, и служение в храме, по сути тоже является более низкой ступенью священства. Мы должны все эти служения принять как особый дар Божьего благословения. Старец Иосиф, опять однажды говорил, что в Кириаконе, главном храме скитов, был пономарем. И когда прислуживал священнику, чувствовал благодать священника. Так горело благодатью сердце, что думал, что сам служил. Поэтому главное, чтобы у нас самих была правильная, внимательная и благоговейная жизнь. Тогда и Бог принимает наше пение, не возвращает нам, а поднимает на небеса. Святой Григорий Доместик видел, как Богородица раздавала певчим по золотой монете, когда они пели «Достойно есть». Это символизировало то, что Богородица награждает пение на богослужении.

Одна женщина прислуживала в храме святого Ферапонта, и часто видела святого наяву. Другая женщина прислуживала в храме Марины, и тоже много раз видела святую. Потому что в храмах, в которых мы прислуживаем, со всеми святыми особенная связь, и особенное их присутствие. Тот, кто лампады зажигает, тоже чувствует дерзновение перед святым.

Один подросток однажды рассказал мне как он зажигал лампаду в храме святого Георгия, в поле. И была у них материальная нужда, даже на хлеб не было денег. Родственники им не одалживали. И они начали с болью и со слезами просить у святого помощи. Святой Георгий явился на своей лошадке отцу, и сказал: вне храма есть большой камень. Переложите его в другое место и найдете под ним две золотые монеты и с этими деньгами переживете кризис. И так все и было. Почему все это он говорит? Как наградил Бог только за то, что зажигали лампады. Так что со всей душой и любовью пойте в храмах, убирайте, подбирайте с большой любовью. Ваше пение соединяется с пением ангелов. И не смотрите, как на вас смотрят другие, кто зашел и кто на вас смотрит. Внимайте словам, которые поете. И умиляйтесь тем, что ваше пение восходит к Богу и соединяется с пением небесных сил. Внимаете тому, чтобы у вас была чистая совесть перед тем, как идти петь. Не говорите и не шутите, когда поете. Не ссорьтесь на музыкальной почве между собой.

Всегда готовьтесь к службе, и музыкально, и духовно. Потому что когда готовы, будете петь с большей легкостью, и не будет накладок. В пении вы должны чувствовать свободу. Как для школьника – нет уроков трудных и не трудных, а есть те, которые выучили, и те, которые не знаем. И поэтому всегда пусть предшествует приготовление духовное и внешнее, прежде чем зайдем на алтарь пения. Это вам поможет в том, чтобы чувствовали благодать как легкий ветер, которые будет освежать и услаждать ваше сердце. И все ваше выражение будет меняться, вы будете служить Богу в гармонии, если вы благоговейны и боязненны, то вы будете трогать сердца тех, которые вас слушают, эту любовь вы будете передавать верующим. И будете способствовать тому, чтобы едиными устами и сердцем славили Бога. Первой жертвой божественного благословения будете вы. И после каждой литургии будете уходить удовлетворенные, радостные, наполненные божественной благодатью. Молюсь, чтобы благодать дала вам лечение, чтобы пели всей душой и всем сердцем, песнями и песнопениями духовными. Чтобы пели, по слову псалмопевца, до конца своей жизни. Как говорил Давид, буду петь своему Богу, пока буду жить.

ЧУДЕСА

Как нужно относиться к чудесам в иных вероисповеданиях?

Святой Георгий может творить чудеса и среди мусульман, Богородица может творить чудеса среди католиков. Это зависит от веры людей. Это не главное, что Бог сделает нам какое-то чудо. Для нас важно, насколько мы преуспеваем в деле исцеления падшей человеческой природы, а исцеление человеческой природы возможно только в нашей Святой Православной Церкви.

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Ювенальная юстиция – это вообще ошибка, бесовская штука. Что, дети будут говорить учителям как быть? Это не свобода личности. Это сравнение с землей всех ценностей. Не может нога стать головой. Дети незрелые, и потому должны слушаться старших. Какие свои права может отстаивать маленький ребенок? Ведь он ичего еще не знает в жизни. Кто из детей когда-либо учил своих учителей?

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.