Жизнь в молитве

11 ноября 2011 г. исполнилось сто лет со дня рождения Архиепископа Брестского и Кобринского Константина (Хомича). Вот уже 11 лет этого человека нет с нами, но память о нем жива в сердцах многих людей. Предлагаем вниманию читателей выдержки из книги «Жизнь в молитве и любви: Воспоминания об архиепископе Брестском и Кобринском Константине (Хомиче)» (Санкт-Петербург, 2011, вышедшей по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Константин Андреевич Хомич родился в крестьянской семье на хуторе Рог, около деревни Бобрик, вблизи местечка Логишин Пинского уезда 11 ноября 1911 года. Когда у владыки просили в различных инстанциях написать его дату рождения, он просто ставил шесть палочек: 111111 На недоумение чиновников Владыка неизменно отвечал: «Это дата моего рождения», — и просто добавлял две точки – 11.11.11.

Несмотря на то, что взрослые редко находили время для молитв и посещения храма, Костя сам нашел дорогу в соседний храм в деревне Доброславка и постоянно его посещал, преодолевая пешком неблизкое расстояние. Общение со священником, храмовое богослужение зародили в душе мальчика желание стать священником.

В 1935 г. Константин окончил Виленскую Духовную Семинарию, в 1936 г. принял сан диакона, затем священника и служил настоятелем приходов на Пинщине: в Охово, Пинковичах, Купятичах.

Во время немецкой оккупации отец Константин служил в деревне Купятичи, где несколько раз избежал верного расстрела за связь с партизанами. Летом 1944 г. отец Константин с матушкой и шестилетним сыном были вывезены в Варшаву, а потом оказались в концлагере в Австрии, где чудом уцелели и в мае 1945 г. были освобождены и смогли вернуться в Пинск. После многочисленных проверок Отец Константин смог продолжить приходское служение. Трудно приходилось в послевоенные годы. Даже за хлебом отец Константин был вынужден пешком ходить в город Пинск, дорога туда и обратно занимала тридцать шесть километров. «У марафонцев дистанция длинее» — шутил он тогда.

В 1956 г. отец Константин был назначен настоятелем Никольского храма в г. Добруш Гомельской области, откуда в 1962 г., в разгар хрущевских гонений, местный уполномоченный предписал отцу удалиться в течение 24 часов. Отца Константина назначили настоятелем Успенского храма в небольшой деревне Красное Гомельской области.

В 1969 г. скончалась супруга отца Константина – матушка Александра, после чего он принял монашеский постриг в Жировичском Свято-Успенском монастыре с именем Константин. В 1970 г. был назначен наместником Жировичского Свято-Успенского монастыря. В это время у отца наместника сложились бесконфликтные отношения с местными властями, обитель поддерживали, как могли, верующие, некоторые руководители колхозов и предприятий. Ни одна из многочисленных попыток закрыть монастырь не увенчалась успехом.

Постановлением Священного Синода от 23 мартя 1987 г. архимандриту Константину, наместнику Жировичского Успенского монастыря было определено быть епископом Пинским, Викарием Минской епархии. 11 апреля в Минском Свято-Духовном кафедральном соборе было совершено наречение во епископа, а 12 апреля – рукоположение архимандрита Константина во Епископа Пинского, которое совершили Митрополит Минский и Белорусский Филарет, митрополит Швейцарский Дамаскин (Константинопольский Патриархат), архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Чебоксарский и Чувашский Варнава.

При поставлении во епископа Владыка Константин произнес следующие слова: «Близко соприкасаясь с миром на разных поприщах в течение своего 50-летнего служения Церкви Православной, я хорошо узнал белорусский народ. Знаю не только его немощи и его пороки, но видел и высоту его покаяния, пламя его горячей молитвы в минуты раскаяния. Видел его страдания и скорби в дни военных лихолетий».

Решением Священного Синода от 19 февраля 1990 года Владыка Константин был назначен Епископом Брестским и Кобринским, а 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Скончался Владыка 19 сентября 2000 г. и был погребен в ограде Брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора.

Воспоминания о Владыке Константине Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

«Он был человеком, который весь принадлежал Церкви Божией. Никто не уходил от Владыки без ободрения, утешения, благословения. Искренней сердечностью он завоевал у множества людей любовь и уважение. Люди шли к нему как к истинному отцу. Он много и усердно молился, был чист душой и вел праведный образ жизни».

В бытность наместником Жировичской обители Владыка приглашал гостей к себе в келью, где угощал блюдами собственного приготовления. По этому поводу Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников) шутил: «В ресторане «Константинополь» все блюда очень вкусные».

Однажды Владыка гулял во дворе Брестского кафедрального собора. К нему подошел пожилой мужчина и спросил: «До каких пор будет продолжаться неразбериха в нашем государстве?» — На что Владыка ответил: «Я не политик, но только вижу, что теперь и храмы открыты, а люди не ходят и не молятся. Если так и будет, то мы погибнем, а на наше место придут другие».

Во время Рождественского поста один из семинаристов оказался в келье у гостеприимного Владыки. «Возьми конфетку и скушай». – «Владыка, ведь она же непостная!» — возразил юный «аскет». «Непостных конфет не бывает!» — не растерялся Владыка, и угощение было успешно испробовано.

Своим терпением Владыка и других учил терпению, а состраданием – состраданию. Когда кто-то болел, Владыка в утешение говорил: «Болезнь выше поста и молитвы».

Вспоминает А.Н.Трубчик: «У меня была тяжелая беременность. Я долго лежала в больнице, чтобы сохранить ребенка. Я знала, что мне будут делать кесарево сечение, и что без благословения Владыки Константина мне добра не будет. Господь услышал мое желание встретиться с Владыкой. Когда я получила благословение, моя душа успокоилась и я положилась на волю Божию. Мне казалось, что сам Господь меня благословил. Врач, которая принимала при операции моего сына Илью, говорила: «Сколько работаю, а таких деток еще не было». Я часто рассказываю Илье о Владыке, как он любил людей, а особено детей». Именно через эту беременность, я поняла, что такое Церковь, молитва и кто такой Бог».

Редакция выражает благодарность Андрею Константиновичу Хомичу, составителю книги «Жизнь в молитве и любви» за предоставленный материал.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.