Философия целомудрия

Автор: протодиакон Павел Бубнов

Как часто Вы, дорогие читатели, думаете о себе? Наверняка, постоянно. Здоровье, личные отношения, работа, материальный достаток, дети – все это является предметом наших мыслей, забот и волнений. Очень часто в таких размышлениях мы приходим к огорчительному выводу: моя жизнь слишком раздроблена, все ее части мало связаны между собой и на все не хватает времени.

Размышляя над своей индивидуальностью, мы можем избежать этого огорчения, если узнаем истинный смысл этого слова. У латинского слова individuum – неделимый – давно существует славянский аналог – целомудренный. За этим понятием, которое принесла в нашу культуру христианская цивилизация, стоит очень простая и эффективная философия жизни. Человек, живущий по принципам целомудрия, не делит свою жизнь на части, не разменивает себя на мелочи, но стремится сохранить в целостности и приумножить все, что имеет.

Особенно ярко философия целомудрия проявляется в сфере личных отношений, в семье, в отношениях между мужчиной и женщиной. Семья – это удивительный союз, который рождает любовь, взаимно развивает супругов, дает жизнь и индивидуальность детям, является основой государства и общества. Но почему же сегодня здание семьи так часто рушится, простояв совсем недолго?

Представьте себе одаренного архитектора, который всю свою молодость скрупулезно изучал свою профессию и вот, наконец, получил заказ на создание величественного здания, которое будет первым и последним в его жизни. Сколько же сил души, любви и тепла вложит он в свое творение! А если вместо того, чтобы постигать искусство зодчества, он станет браться за каждое попавшееся ему предложение, то никогда не достигнет совершенства в своей профессии, и наверняка множество его «творений» не переживут своего создателя. Первый случай – пример целомудрия, второй – распутства, т.е. потери настоящего пути жизни.

На пути к созданию семьи мы тоже находимся в положении учеников. Мы учимся строить отношения с людьми, мы становимся самостоятельными, развиваем свою индивидуальность. А если мы, зная, что еще не завершили свое личное развитие, что еще не готовы к созданию семьи, начинаем «пробовать» с тем, кого мы не считаем своей «половинкой», то мы отдаем часть себя и таким образом разрушаем свое целомудрие, отступаем от этой созидательной философии жизни. В архитектуре семейной жизни такая «учебная практика» — размена, разделение самого себя и залог неустойчивости будущего семейного здания.

Верность своей будущей или настоящей «половинке» — это и есть философия целомудрия, призванная сохранить супругов в гармонии личностей.

Редакция журнала «Ступени» поздравляет Вас, дорогие читатели с Рождеством Христовым и желает в наступающем 2013 году мира и радости Вам и Вашим семьям.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.