Грех, совершенный вглядом

Для справки: Максим Козлов Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. — Минскую духовную семинарию сос степенью бакалавра богословия. В настоящее время является студентом II курса Минской духовной академии.

В Евангелии, в Нагорной проповеди Спасителя, мы читаем следующие слова: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 27-32).

Как правильно понимать эти слова? Какой в них содержится сокровенный, глубинный смысл? Как их можно применить в повседневной жизни современного человека? Что значат слова Спасителя «прелюбодействовал в сердце»; «вырви глаз» и «отсеки руку»? Запрещал ли Господь развод? Эти вопросы очень серьёзные, и в свою очередь, требуют адекватных и исчерпывающих ответов.

Человек в современном мире сталкивается с постоянной и активной пропагандой достижения материального успеха в земной жизни. Деньги стали идолом нашего времени. «Обладай большими деньгами, и ты сможешь позволить себе всё, что захочешь!», «Что нельзя купить за деньги, то можно купить за очень большие деньги» — вот лозунги, господствующие в потребительском обществе. Значительные денежные капиталы сулят человеку не только уверенность в завтрашнем дне, но и власть, всевозможные наслаждения и успех у противоположного пола. При этом никакого целомудрия и воздержания, никакой верности семейным узам от человека современное общество не требует. Героем нашего времени становится не инженер, учитель, врач или космонавт, но человек с деньгами, обладающей последней моделью западноевропейской автопромышленности (иногда и авиа), и находящийся в окружении симпатичных девиц, не отягощённых правилами строго поведения. Какое общество, такие и герои. В то же время евангельские требования, высказанные Иисусом Христом две тысячи лет назад, обращены и к современному человеку. Его слова нельзя подкорректировать в угоду духу времени. Христос вечен и вечны Его заповеди.

В Ветхом Завете в 10 Заповедях, которые Господь через Своего пророка Моисея дал израильскому народу, регламентируется отношения человека к Богу и к ближним. Седьмая заповедь гласит: «не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Что же предписывает этот запрет? Он означает, что человеку запрещается иметь незаконную связь с женщиной. Ветхозаветное израильское общество призывалось к строгой моральной чистоте, чтобы поистине стать народом Божьим. Дохристианский языческий мир отличался грубой сексуальной распущенностью. Достаточно вспомнить оргиастические культы Эллады, институт гетер и наличие такого феномена как храмовая проституция в религиях Древнего мира («сексуальная революция», произошедшая в XX веке, не являлась в истории человечества, чем-то новым и необычным). Поэтому седьмая заповедь была весьма актуальна для Израиля, который находился в плотном языческом окружении.

Господь Иисус Христос не отменил заповеди Моисея, но наполнил их ещё более глубоким содержанием и смыслом. Он призывает Своих последователей не только не прелюбодействовать, т. е. безусловно хранить супружескую верность, но и запрещает смотреть на чужую женщину с вожделением: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5,28). Что означают эти слова?

Христианская традиция толкования текстов Библии предлагает нам следующее понимание этого евангельского отрывка. Святитель Афанасий Великий, за чистоту богословского учения прозванный «Отцом Православия», утверждает: «Любодействует с женщиной в сердце тот, кто согласен на дело, но препятствуют в том или место, или время, или страх гражданских законов». По мнению святого отца, «прелюбодействовать в сердце» означает дать своё согласие на совершение греха, но из-за различных обстоятельств не осуществить задуманное.

Ещё в Ветхом Завете мудрым Иисусом, сыном Сираха, было сказано: «Не засматривайся на чужую красоту» (Сир. 9, 8). Конечно, не каждый взгляд на женщину является греховным, но только такой взгляд, который несёт в себе желание совершить с ней грех прелюбодеяния. Можно услышать такое возражение, что ничего страшного не произойдёт, если человек посмотрел на женщину с сексуальным желанием, но самого действия не совершил. Святитель Иоанн Златоуст так отвечает на это: «И в этом случае ты равен распутнику… Когда ты посмотришь так один, два, три раза, может быть, ещё сможешь сдержаться, но если постоянно будешь так поступать и разожжёшь пламя, то непременно будешь побеждён, потому что ты не выше человеческой природы… Ибо кто разжёг однажды пламя, тот и в отсутствие увиденной женщины постоянно представляет себе образы постыдных дел, а от них часто переходит и к действию».

Не надо считать, что христианство осуждает интимные отношения, считая их чем-то низким, грязным или греховным. Отнюдь нет. Церковь признаёт их естественными и законными в браке. Адаму и Еве Бог дал заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). Супружеские отношения между мужем и женой являются формой выражения их взаимной любви. Но в тоже время физическая близость не должна играть главную роль в браке. Супругам необходимо стремиться достигнуть между собой полного духовного единства. Обладая духовным единением, интимные отношения между супругами будут дополнять их любовь друг к другу.

Господь Иисус Христос говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя…» (Мф. 5, 29, 30). Как правильно понимать эти весьма странные, во многом непонятные слова? Неужели Христос призывает человека нанести себе серьёзные физические увечья и стать инвалидом?

Безусловно не все слова Спасителя следует понимать буквально. Господь Иисус Христос в своей проповеднической деятельности часто прибегал к использованию притч, т. е. иносказаний. Таким образом, многое в Его словах следует понимать иносказательно, аллегорически. Христианский богослов IV века Аполлинарий Лаодикийский утверждает: «Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нём кроется опасность какого-либо дурного деяния».

Далее Спаситель касается болезненной темы разводов. Он утверждает: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 31-32). Христос утверждает безусловную нерушимость брачного союза. В ветхозаветном обществе разводы допускались. Законодательство Моисея разрешало мужу развестись со своей женой, дав ей письменное свидетельство о том, что она была его супругой и что он, отпускает её от себя по той или иной причине. Положение женщины в дохристианском мире было очень тяжёлым. Жена воспринималась как собственность мужа, а не равная ему личность. Муж являлся полным хозяином своей жены и мог развестись с ней по любому, даже ничтожному поводу. Поэтому Спаситель со всей определённостью говорит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Господь допускает только одну причину для развода — «вина прелюбодеяния», то есть супружеская измена. Действительно, если совершена измена, то сохранить брак практически невозможно. Как можно доверять тому, кто тебя предал? Кто поручится, что он ещё раз не совершит предательство? Как говорится: «в разведку с таким уже не пойдёшь». Ведь невозможно быть немножко предателем и немножко подлецом.

К сожалению, в нашем обществе разводы стали обыденным явлением. Развод уже не воспринимается окружающими как катастрофа. Распадаются даже венчанные браки, где брачующиеся испрашивали у Бога благословения на совместную жизнь. «Это неприятно, но не стоит устраивать трагедию» — вот мнение добропорядочного обывателя.

Бывают сложные жизненные ситуации, при которых брак становится чем-то невыносимым и совместное проживание не представляется больше возможным. Например: при хроническом алкоголизме или наркомании одного из супругов. Как поступить в такой непростой ситуации? Стоит ли стремиться сохранить брак всеми возможными способами или всё же необходимо добиваться развода? В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви перечислены основания для расторжения венчанного брака. Там сказано: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа». Из этого документа следует, что Русская Православная Церковь допускает возможность развода по очень серьёзным причинам. Но причина для расторжения брака должна быть действительно веской, а не простое сиюминутное взаимное недовольство. Супругам необходимо терпеть недостатки в характере друг друга, покрывая их своей любовью, а не думать, что кто-то более интересный, красивый, обаятельный, добрый, чем мой муж (жена), и необходимо найти ей (ему) замену. Очень хорошо сказал Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Всю водку не выпьешь, всех женщин не перецелуешь». Там, где господствует между людьми любовь, недостатки одного из супругов не имеют даже второстепенного значения. Как справедливо заметил замечательный немецкий писатель Э. М. Ремарк: «В любви нечего прощать».

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.