Муж и жена перед Богом

Для справки: «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ» — гласит 7-я заповедь Божия.

Прелюбодеяние это… пре- или пере-любовь – излишняя, ненужная, неуместная любовь, отказ от настоящей любви к супругу /супруге, супружеская измена, разрушающая жизнь сразу нескольких человек. 7-я заповедь предостерегает и от блуда, т.е. измены будущему супругу / супруге – интимных отношений до брака. Слово «блуд» по смыслу связано с глаголом блуждать, заблудиться. Можно сказать, что блуд – это заблуждение, отклонение от пути человеческого счастья, которое Бог дарит каждому, кто идет по пути Его заповедей. Блудом человек разрушает собственное тело, истощая свои жизненные силы.

ЦЕЛОМУДРИЕ — добродетель, противоположная греху прелюбодеяния. Целомудрие – т.е. осознание целостности, единства и единственности своих отношений с будущим или настоящим супругом / супругой, — сознательный отказ от многих «связей» и «отношений».

Официальная позиция Православной Церкви к отношениям мужчины и женщины в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности».

Согласно этому документу, различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. Мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Супружеский союз – средство продолжения и умножения человеческого рода. Церковь высоко ценит добровольное безбрачие ради Христа, признает особую роль монашества и никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждает тех, кто унижает брачные отношения.

Брак – это «таинство любви», вечное единение супругов друг с другом во Христе. Брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный Евхаристией, запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами» (Тертуллиан).

В ХХ в., на протяжении периода государственного преследования веры и Церкви, совершение таинства Венчания в церкви было крайне затруднительным и опасным. Потому Церковь, настаивая на необходимости Венчания, с уважением относится к браку, зарегистрированному государством.

Единство веры супругов является главным условием подлинно церковного брака. Отсутствие единомыслия в вере – угроза целостности супружеского союза. Поэтому Церковь призывает верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7,39), т.е. с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Как в прошлом, так и сегодня Православная Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, т.е. иудеями, мусульманами, язычниками и атеистами. Исходя из соображений пастырской снисходительности, Русская Православная Церковь находит возможным совершение брака православных с католиками, членами Древних Восточных Церквей (армянами, коптами и др.) и протестантами, исповедающими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и, особенно, детям.

Церковь не поощряет второбрачия, однако после законного церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу.

Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти. Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.