День Господень

Для справки: Протоиерей Георгий Рой — родился в 1978 г. в г. Кобрине. В 2001 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 2003 г. – богословский факультет Регенсбургского университета (Германия), в 2004 – Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Доцент Минской духовной академии (с 2011 г.). Сфера научных интересов – историческая литургика, миссиология, биоэтика. В 2000-2003 гг. являлся первым главным редактором журнала «Ступени». В 2006-2012 гг. совмещал преподавание со служением настоятеля сельского прихода в д.Накрышки Дятловского района. Женат, воспитывает сына и дочь. Автор более 40 публикаций.

 

Зачастую мы склонны делить Божьи Заповеди на «важные» и «не очень важные». Заповеди «не убий», «не укради» — важны. А заповедь «день седьмой Господу Богу Твоему…», как нам представляется, — не очень. Что, казалось бы, плохого в том, что в свой законный выходной день я сделаю что-то полезное для семьи и дома?

Господь не случайно дает такое повеление. И стоит оно в одном ряду с другими «важными», с нашей точки зрения, заповедями. В чем же смысл такого Божественного установления? И возможно ли вообще в условиях современной жизни выполнять заповедь о соблюдении седьмого дня в общении с Богом и в покое?

Заповедь о седьмом дне, как и любая другая, нужна в первую очередь не Богу, а самому человеку. Каждая из заповедей служит для нашей пользы, а нарушение ее приводит к нарушению жизненного порядка и гармонии.

Какова же наша польза в соблюдении заповеди о седьмом дне? Человек склонен увлекаться своей работой, или, как говорится, уходить в нее с головой. И чем больше отдается человек работе, тем меньше времени и сил остается для Бога, для себя и своей души, для родных и близких, для добрых дел, в самом широком понимании этих слов. И, возможно, опасность всецело отдаться работе угрожает человеку XXI века гораздо больше, чем людям предыдущих столетий. Заповедью о седьмом дне Бог как будто говорит человеку: «Чадо, остановись, успокойся, подумай, посмотри на Небо, загляни в свое сердце, прояви внимание и любовь к своим родным и ближним». В суете повседневных дел и разнообразных занятий мы далеко не всегда можем это сделать. Во многих случаях получается так, что человек начинает жить для своей работы, для десятков и сотен своих важных дел. Он говорит себе: я это делаю для благополучия своей семьи, для будущего, для общего блага и пр. Но в действительности и для семьи, и для собственного благополучия, и в конечном итоге для общества было бы гораздо лучше, если бы человек не надрывал в работе свои физические, психические и духовные силы и не растрачивал свое бесценное здоровье. Возможно, и семье нужны не столько деньги, сколько простое человеческое внимание, общение и любовь. Продолжая евангельскую мысль, мы можем сказать: работа для человека, а не человек для работы.

Не менее, а может быть и более важно то обстоятельство, что выполняя эту заповедь, мы, как дети Божьи, проявляем послушание и почтение к нашему Небесному Отцу. А это дорогого стоит. Видя наше усердие, Бог благословляет и нас и наши дела. Думаю, всем нам неоднократно приходилось убеждаться, что конечный итог наших начинаний зависит не столько от приложенных нами сил, не от вложенных материальных средств, а именно от Божьего благо — словения на то или иное наше дело. По этому поводу в Библии в книге Псалтирь записаны прекрасные слова: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их». (Пс. 102, 17-18).

Есть еще одно важное обстоятельство, на которое обязательно следует обратить внимание. Заповедь о седьмом дне обращена не только к тем, кто непосредственно работает, но и к работодателям. Зачастую стремление к наживе не знает ни — каких границ. И пусть даже зарабатывая деньги, человек фактически становится рабом своей работы. Но Бог запрещает принуждать людей к труду. Более того, Господь установил тот день, который Он определил для покоя и для общения человека с Собою. Тем самым Господь стремится предотвратить проявления эксплуатации, которые вновь и вновь под разными видами появляются в жизни человеческого общества.

Как соблюдать заповедь о седьмом дне?

Прежде чем дать ответ на постав — ленный вопрос, давайте еще раз прочтем саму библейскую заповедь: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20, 9-10). Заповедь, как мы видим, до — статочно непреклонна: «не делай ни — какого дела…». Как понимать это по — веление? Ко времени земной жизни Христа в иудейской среде появились люди, называемые в Библии фарисеями, которые утверждали, что заповедь нужно исполнять буквально, т.е. действительно ничего не делать. Было установлено даже определенное количество шагов, которые правоверный иудей имел право пройти в субботний день. Доходило до того, что раввины спорили о том, может ли иудей чистить в субботу в нос, и пришли к выводу, что это непозволительно, т.к. очищая нос, случайно можно вырвать волосинку в носовой полости, а это уже приравнивается к стрижке, что, в свою очередь, было бы вопиющим нарушением субботы. Таким образом, даже самое малейшее нарушение субботы считалось большим грехом.

Христос не согласился с таким пониманием заповеди и стал обличать эти искажения. Господь Иисус Христос, можно так сказать, сформулировал золотое правило: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Этим золотым правилом и примером нашего Господа мы и должны руководствоваться. Таким образом, повеление о покое не надо понимать как повеление об абсолютном ничегонеделании. Своим примером Господь показал, что седьмой день есть в первую очередь день добрых дел, день, который человек должен проводить с Богом, а также уделить внимание своей душе, своим родным и близким.

Но как же быть человеку, который всю неделю трудился на работе и не имел возможности заниматься домашними делами? Допустимо ли ему в свои выходные дни делать чтото для дома? Мне, как священнику, часто приходится слышать жалобы людей, что у них нет никакой другой возможности делать что-либо для дома, как только в воскресенье. Но в ходе дальнейшего разговора, как правило, оказывается, что все-таки время на домашнюю работу находится. Часть такой работы можно делать в будние дни вместо вечернего просмотра телевизора. Кроме того, у нас, как правило, два выходных дня: суббота и воскресенье. Субботу можно целиком посвятить домашним делам, а воскресенье – Господу Богу. В большинстве случаев несоблюдение воскресного дня есть результат неорганизованности жизни человека и, что греха таить, лени.

Конечно, бывают и исключения. Человек может быть действительно чрезмерно загружен на работе и вынужден трудиться шесть дней в неделю, а его рабочий день не ограничивается восемью положенными часами. Бывает, что неожиданно возникает неотложная работа, которую необходимо выполнить. Как быть в таких случаях?

Если работа у человека такая, что он вынужден постоянно перетруждаться, то все же стоит задуматься о поиске нового места работы. Ведь собственное здоровье, общение со своей семьей дороже денег. Если же переход на другую работу по каким либо причинам нецелесообразен или невозможен, в таком случае христианин все же должен помнить о своем святом долге участвовать в воскресном богослужении. Во многих городах служат ранние литургии, которые начинаются ранним утром и длятся не более двух часов. Поучаствовав в такой литургии, у человека остается время и на непродолжительный отдых и на то, чтобы сделать те действительно необходимые дела, которые он не мог выполнить в будни. Главное – быть честным перед Богом и перед своей совестью, не ища отговорок и поводов для нарушения Господней Заповеди.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.