Добрый пример

В завершение визита Митрополит Иларион поделился своими впечатлениями от двухдневного знакомства с Православной Беларусью и ответил на вопросы журналистов портала sobor.by.

Ваше Высокопреосвященство, в дни Великого поста вы посетили белорусскую столицу и Минские духовные школы и Жировичскую обитель. Насколько я знаю, это не первый Ваш визит в Беларусь. Вы здесь бывали и ранее и имеете возможность сравнить, чем тогда жила Беларусь Православная и какой ее сегодняшний день.

Я много раз посещал Беларусь, и каждый раз имею возможность убеждаться в том, какими темпами здесь ведется воссоздание духовной и религиозной жизни. Это очень хорошо видно на примере тех объектов, которые строятся или воссозидаются. Вот я помню, как, например, только начиналось еще строительство Дома милосердия в Минске. И сейчас я вижу, каких масштабов достиг этот проект. Я вижу, каким огромным проектом стал Свято-Елизаветинский монастырь. Я помню, как Минские духовные школы только начинали свою деятельность, и студенты жили в походных условиях: здания только начинали ремонтироваться, все было в штукатурке, в побелке. А сейчас я вижу благолепные здания, комфортабельные условия для преподавателей, хорошие условия для студентов. И я думаю, что все это достигнуто здесь благодаря очень целенаправленной работе самой Церкви во главе с митрополитом Филаретом, который уже 34 года возглавляет Белорусский Экзархат. Также, конечно, благодаря тому уровню, на котором сегодня находятся церковно-государственные отношения в Беларуси, потому что этот огромный объем работ невозможно было бы осуществить без поддержки государства.

Владыка, вы стали обладателем степени почетного доктора Минской духовной академии. Как вы оцениваете уровень богословской школы в Беларуси? Какую роль она играет в жизни современной Церкви?

Я думаю, что преподаватели духовных школ и богословских учебных заведений Беларуси очень много делают для того, чтобы повысить уровень богословского образования. А каким образом преподаватель может повысить уровень образования студентов? Прежде всего, повышая свой собственный образовательный уровень. И здесь существует много разных способов – это и работа в библиотеках, это и работа с источниками, это и самообразование, и то, что получает все большее распространение, — это получение образования или стажировка за границей. И сегодня в Белорусской Православной Церкви есть много добрых примеров архиереев и священнослужителей, которые уже получили такое образование либо в Греции, либо в Германии, либо в Италии, либо в какой-либо еще стране. Они сегодня преподают здесь, делясь со студентами теми знаниями, которые получили. В частности я бы мог назвать примеры: епископа Бобруйский Серафим и архимандрит Иоасаф, который сейчас является ректором Минских духовных академии и семинарии. Оба они получили образование в Греции. Владыка Серафим также учился в Германии, и вот сегодня они стоят в авангарде богословского образования Белорусской Православной Церкви.

Ваше Высокопреосвященство, уже много лет в составе главного ВУЗа Беларуси, в составе БелГосуниверситета, действует Институт теологии, ректором которого является митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Для одних наличие богословского учебного заведения в составе светского ВУЗа — это нонсенс, для других — это возвращение к классической университетской традиции Европы. На Ваш взгляд, какую пользу может дать такое взаимопроникновение светского и богословского образования?

Я думаю, что Институт теологии, который существует в Белорусском государственном университете и который возглавляет митрополит Филарет, – это очень добрый пример соработничества между Церковью и светской наукой. И я думаю, что чем больше было бы таких очагов духовности и богословия в светских университетах, тем было бы лучше. Это касается не только Беларуси, это касается и других стран постсоветского пространства. И вот что мы сегодня наблюдаем? Мы наблюдаем, что в тех университетах, где создаются институты теологии, или кафедры богословия, или факультеты богословия, там постепенно меняется к лучшему вся атмосфера университета. Там снижается или вообще сходит на нет уровень потребления наркотиков, курения, алкоголя. Там меняется поведение людей, меняется их отношение к религии. Они начинают более серьезно относиться к собственной жизни, и все это происходит, потому что они в реальной жизни, в своей учебе соприкасаются через богословие с тем, чему учит Церковь. Потому что богословие — это не только наука, это, прежде всего, — и образ жизни. Поэтому я думаю, что такие кафедры и институты должны создаваться, и чем их будет больше, тем будет лучше.

Владыка, духовным лицам известна инициатива президента Беларуси Александра Лукашенко о проведении на белорусской земле встречи Папы Римского и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Но для Церкви вопрос географии такой встречи скорее вторичен. Первичен вопрос соблюдения некоторых условий, которые могут предварить такую встречу. Есть ли какие-то подвижки в решении проблемных вопросов с католической стороны?

Я думаю, что встреча между Папой и Патриархом может состояться, но для того, чтобы это произошло, мы должны ее хорошо подготовить.Подготовка касается не протокольных вопросов, а именно содержания встречи. Потому что для нас эта встреча интересна не как протокольное мероприятие, не как момент рукопожатия перед камерами и обмен любезностями, а как возможность вывести на новый уровень отношения между православными и католиками и решить те проблемы, которые сегодня существуют.

Главной проблемой остается трудная межконфессиональная ситуация на Западной Украине, где в результате действий греко-католиков были, по сути дела, разрушены три православные епархии. Там у православных были отняты храмы, и во многих местах православные до сих пор не имеют возможности молиться и совершать богослужения в храмах. Эта тяжелейшая рана, которая была нанесена украинскому православию. Она продолжает кровоточить, и мы ожидаем от католической церкви вполне конкретных шагов, которые были бы направлены на уврачевание сложившейся ситуации. Я думаю, что если такие шаги будут предприняты, то станет возможной и встреча между Папой и Патриархом.

Владыка, в современной Беларуси отношения православной и католической общин можно назвать мирными. Беларусь славится межконфессиональной гармонией. Униатский проект в 90-е годы не получил народной поддержки, в отличие от Западной Украины, т.е. унию не получилось возродить, но тем не менее есть некоторые силы, которые хотели бы придать этому проекту новое дыхание.

В Православной Церкви мы принципиально выступаем против унии. Мы считаем, что уния была исторической ошибкой со стороны католической церкви. Она не принесла искомого единства, но наоборот, повлекла за собой множество бедствий православным, в частности на западных территориях Руси, Беларуси, в Речи Посполитой. Последствия унии даже сегодня наносят ущерб православно-католическим отношениям. Поэтому я прямо хочу сказать, что унию надо не развивать, а ее надо сворачивать. Там, где существуют униатские структуры, они, конечно, должны иметь право на существование. Там есть свои церкви, есть свои епископы, есть свои священники, но раздувать этот проект, возобновлять его, пытаться вдохнуть в него новую жизнь, пытаться его реанимировать ни в коем случае не следует, потому что никогда уния не приносила добрых плодов на ниве православно-католического сотрудничества. И я бы хотел отметить, что не только православные, но и католики признали официально, что уния не является путем к единству. Это было сделано в 1993 году на православно-католических собеседованиях в Баламанде. Поэтому я думаю, что униатский проект может существовать там, где он исторически сложился, там, где существуют верующие, где живут верующие, которые принадлежат к греко-католической церкви, но распространять его на те территории, где унии либо никогда не было, либо где она имела лишь спорадическое существование, ни в коем случае не следует.

Беседовал Артем Махакеев. Редакция благодарит белорусский православный портал Sobor.by, и лично Матвея Родова за предоставленный материал.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.