Энергия благородства

Для справки: Вежновец Дмитрий —Родился в 1987 г. в г. Минске. В 2005 г. окончил СШ№ 118 с золотой медалью, в 2009 г. – Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время – студент 3-го курса Минской духовной академии. Сфера научных интересов – патрология.

«Пора созидать в нашем мире духовность» – эти чересчур избитые слова уже порядком надоели нашему слуху. Но все же в них есть что-то животрепещущее, на злобу дня. Они поистине глубоки и проникновенны, а главное – в них заметно искреннее переживание за наше нравственное чувство.

В постоянной спешке из-за чрезмерной обремененности житейскими заботами, а отчасти, быть может, из-за своей меркантильности мы нередко упрощаем свой взгляд на многие вещи. По словам митрополита Сурожского Антония (†2003), мы теперь так ко всему привыкли, что неспособны уже отозваться душой на слово Христа, на голос нашей собственной совести, на крик изголодавшегося по любви мира.

Человек – каждый из нас – прирожденный доброискатель. Он неутолимо алчет света, радости и добра в этом мире и непринужденно сторонится всего, что причиняет ему боль, дискомфорт, страдание. И вот здесь мы зададим себе вопрос: почему случается, что он – человек – порой ищет для себя совсем не то, в чем он нуждается? Почему ему не всегда удается уберечь себя от того темного и морально неприемлемого, от которого он, казалось бы, со всей предосторожностью себя ограждает? На поверхностный взгляд эти вопросы кажутся простыми, но в действительности ответить на них не так просто. Мне кажется, на эту тему можно порассуждать, подключив к ней одну очень яркую мысль известного церковного писателя IV в. аввы Евагрия Понтийского (около 355 – 399). Эта мысль заключена в следующих словах: «Благородство [нашей – В. Д.] души обнаруживается в ее благонастроении» (Изречения о духовной жизни, по алфавиту. 7). В этом изречении очень важно для нас правильно понять, что значит слово «благонастроение», о каком благонастроении души говорит писатель.

В оригинальном греческом тексте изречения Евагрия слову благонастроение соответствует слово «эвтония». Прежде всего, последнее представляет собой большой исследовательский интерес. Так, в рамках христианской письменности доникейского (I–III вв.) и посленикейского (IV – cередина V в.) периодов это одно из малоупотребляемых существительных. Образованное от основ двух слов: «эв»– «превосходно», «полностью» и «тόнос» – «напряжение», «сила», «мощь», «энергия», оно буквально означает – «максимальное напряжение», «полная мощь». Достоин внимания один факт. Не только в христианской, но и в античной литературе это слово посредством силовой смысловой нагрузки иногда изображает нравственно-доброе движение души человека в выборе между добром и злом, а также его постоянство в добре. Именно этот аспект благонастроения души мне и хотелось бы сейчас затронуть, чтобы вернуться к нашим вопросам и попытаться найти на них ответы.

Благонастроение души, или ее эвтония, – сложнейший феномен устроения всей духовной жизни человека.

На первый взгляд может показаться, что благонастроение души – это уже сама наша природная склонность творить добро. Однако такое утверждение в корне неверно. Ведь естественная симпатия ко всему нравственно-хорошему может в нас благополучно оставаться лишь на уровне осознавания нашей потребности в добродетели, что, в свою очередь, не исключает возможности выбора нами более легкого пути – пути порока. Порок в своих обольстительных красках часто предстает перед нами привлекательным по подобию непорочной красоты добродетели, однако в нем нет ничего, что заслуживало бы высокого имени благородства. И это как раз тот случай, когда мы, прельстившись пороком, подменяем им добродетель. Вот почему мы иногда начинаем искать не добро, в котором мы по-настоящему нуждаемся, которого требует от нас сама наша добрая природа, а вредоносный порок, имеющий жалкую, ничтожную иллюзию добра. Итак, без сомнения в высказывании Евагрия эвтония есть нечто гораздо большее, чем просто естественное расположение нашей души к добродетели.

Человек призван в любых условиях следовать идеалам добра. Стать благородным – это значит всегда иметь единственное движение воли, избирающее одну только добродетель. Благородство души в том, чтобы всегда делать этот свой неизменный выбор. В некоторых чрезвычайно непростых жизненных ситуациях это требует от человека полной выкладки его моральных сил, или, как говорят, требует подвига, доблести, героизма. Но для такой выкладки нужно, чтобы он проявил себя «на всю катушку», обнаружил всю свою внутреннюю мощь, показал свои высокие нравственные качества – мужество, стойкость, храбрость и, если угодно – даже благородный пыл, горячность. Все это невозможно без особого духовного настроения – благонастроения, эвтонии.

Эвтония – это полная готовность нашей души к подвигу добродетели. А готовность, по определению, есть некая цельная сила души, ее напряженная твердость, что исключает собой всякую аморфность и безразличие к поступку с нашей стороны. Следовательно, эвтония – это всегда движение души, ее деятельное расположение к добродетели, приводящее к рождению в нас самой добродетели.

Эвтония – это глубокая внутренняя целеустановка в нас, задача которой – борьба в нас самих и в окружающем нас мире со злом, борьба за созидание в нем и в самих себе духовности. Только благодаря эвтонии мы боремся – и побеждаем, а если иногда терпим поражение, бываем пленены пороком, значит в нашем благонастроении появилась брешь. Просто мы расслабились. Именно по этой причине мы, хотя, тщательно и храним себя от зла, однако внезапно по собственной оплошности бываем им настигнуты.

Кардинальную перемену в наше бытие внесло грехопадение. Святитель Николай Сербский (†1956) говорит, что после грехопадения человек на земле начал трудиться исключительно для тела и «воевать» ради тела. Думаю, уврачеванием такой испорченности в жизни каждого из нас должна стать эвтония. Эвтония – это, по своей сути, возвышение духовной составляющей нашего духовно-телесного существа. Как же это возможно? Что нужно для такого возвышения, или одухотворения?

В первую очередь нам нужно серьезнейшим образом изменить нашу жизнь. Она должна внутренне преобразиться, сакрализоваться. Каждая ее минута, каждый шаг должны быть отданы Господу. Для этого нам нужно очнуться от греховного сна, прийти в себя и вспомнить о Боге. Ведь для нас достаточно всего на один день недели – воскресенье – оставить все свои мирские заботы и прийти в храм Божий, чтобы помолиться Всещедрому Богу. Мы должны учиться замечать бесконечно являемые нам благодеяния Божии, и это возбудит в каждом из нас искреннюю любовь к добру, это даст нам истинную радость от чувства близости с Творцом.

Творец создал мир не иначе как совершенным, и врученная ему радость бытия тождественна радости совершенства. Эта чистая радость «деформировалась» печалью греха. И среди житейского моря, воздвигающего на нас бурю забот и напастей, эвтония для нас – единственный парус надежды на исправление этой «деформации», на то, что когда-то гармония вновь вернется в универсум. И эти чаяния уже сегодня, прямо сейчас, свершаются в душе каждого из нас – душе благонастроенной, стержень которой – стремление к благу, благородство…

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.