Источник жизни

Для справки: Павлюкевич Дмитрий — Родился в 1990 г. в г. Магдебург (Германия). В 2007 г. окончил школу-лицей № 1 г. Гродно. В настоящее время – студент 5-го курса Минской духовной семинарии. Пишет дипломную работу на тему «Проблема теодицеи в творчестве Ф.М. Достоевского». Женат.

 

Ветхозаветный закон о субботнем покое, в отличие от прочих девяти заповедей, порой вызывает сомнение в собственной необходимости. Ведь людей намного труднее заставить работать, а вот отдыхать обычно никого заставлять не приходится. Зачем, казалось бы, об этом говорить специально? Неужели Бог так заботится о том, чтобы люди как-нибудь вдруг не перетрудились?

Безусловно, для четвертой заповеди существует и чисто рациональное объяснение. Перенапряжение, как известно, ведет к снижению продуктивности. Поэтому для того, чтобы хорошо работать, нужно и хорошо отдыхать.

Но только этим смысл заповеди не исчерпывается. Закон о субботе — это не просто первобытная система таймменеджмента, или принципа организации труда. Без малейшего преувеличения это — целое мировоззрение, совершенно своеобразное отношение к жизни. Которое, кстати, полностью противоположно мировосприятию современного человека. Различие между ними проявляется в различной расстановке приоритетов между буднями и субботой.

Вот смотрите. Для современного человека будни важнее выходных. Заботясь о завтрашнем дне, он весь поглощен работой, а все его мысли заняты повседневностью. Другими словами, он живет буднями. А в субботу он от этой жизни отдыхает.

Но в библейском сознании акценты расставлены совсем иначе, а лучше сказать — наоборот. Четвертая заповедь делает субботу важнее будней. И в субботу человек уже не отдыхает от жизни, а живет ею. Будни для него не жизнь, а только средство ее поддержания.

Содержанием жизни для библейского сознания являются отношения человека с ее Источником, с Богом, которому и посвящена суббота: «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:10).

Другими словами, четвертая заповедь выступает против того, чтобы повседневные заботы не составляли основного содержания жизни. Не в том смысле, чтобы человек вообще об этом не думал, а в том, чтобы он на этом не зацикливался. Все это нужно, но не важно. Ведь все это – не жизнь, или, как сказала бы моя жена, жизнь совсем не в этом.

Кстати говоря, как это ни странно, но Пятачок — один из тех, кто очень точно уловил смысл закона о субботе. Как-то раз, отвечая Вини Пуху на вопрос, не торопится ли тот, он сказал: «До пятницы я совершенно свободен». Т.е. для него жизнь начиналась только в выходные, и поэтому в это время он был ею занят. А все остальное время не столь значительно, и им можно с легкостью пренебречь.

И скорейшего наступления субботы всем Вам!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.