Подарок Бога человеку

Для справки: Протоиерей Алексей Васин — Родился в 1974 г. в г. Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейской школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. – Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Сфера научных интересов – Священное Писание Ветхого Завета, святоотеческая экзегетика. С 2010 г. находится в миссионерской командировке в Германии, где на территории федеральной земли БаденВюртемберг свидетельствует о Православии, окормляет общину Московского Патриархата в г. Тюбинген. Женат, воспитывает сына. Автор более 30 публикаций.

 

Очень часто среди верующих возникает недоумение: как относиться к противопоставлению субботнего и воскресного дней? Как относиться к буквальному пониманию заповеди помнить и почитать день субботний, когда для нас, христиан, самым главным днём является день, в который воскрес Господь? Стоит ли принимать слово «суббота» как имя нарицательное, обозначающее всякий день, в который мы не работаем, а отдыхаем?

В данном размышлении слова «суббота» и «воскресенье», обозначающие дни недели, пишутся с маленькой буквы. День недели же, символизирующий литургически и богословски библеейские события и различные эпохи человеческой жизни и истории, автор пишет с большой буквы, вкладывая и усиленно подчёркивая в них соответственный смысл.

Два полюса

На самом деле никаких противопоставлений быть не может. Первые христиане, выходцы из иудейской среды, собирались именно в первый после субботы день, чтобы благочестивым христианским собранием особо почтить день Воскресения Христова. В иудейской среде этот день всегда оставался рабочим. Позже Воскресение стало объединять не только уверововших во Христа иудеев, но и христиан из язычников. Они чаще всего не имели никакого отношения к иудейским традициям, и для них многие понятия, в том числе и празднование субботы как еженедельного праздника, были чуждыми. Поэтому для новообразованного интернационального христианского общества первый день после субботы был днём, в который смысл праздника концентрировался именно в событии Воскресения Христа. Иудейские традиции всё больше и больше отходили на второй план. Несмотря на это, библейско-богословское значение субботы и для христиан не утратило своего смысла. Просто появилось событие как бы «более важное» для всего человеческого рода. И значимость этих двух событий для истории человеческого спасения в действительности заметна, если мы выставим их в единую строку: завершение сотворения мира (Суббота) и победа человеческого рода над смертью (Воскресение). Богословски эти два события и являются двумя полюсами всей истории человечества. Между этими двумя полюсами явным «камнем преткновения» встало грехопадение человека, которым грех и смерть вошли в мир. Это событие является смысловым разделением всей истории мироздания, венцом которого является человек, на две части: до и после. Грехопадение делает будущее искупление человечества необходимым для того, чтобы снова соединить Творца и творение.

Можно бесконечно спорить о том, что важнее: Суббота или Воскресение, но одно ясно, что без событий и богословия Субботы не было бы и Воскресенья, а без событий Воскресенья Суббота нам бы ничего не дала. Вот и ответ на вопрос о противопоставлении Субботы и Воскресения: никакого противопоставления нет и быть не может.

Воскресение начинается в Субботу

В Воскресенье христиане празднуют основное событие в истории Искупления, а произошло это событие по нашему календарному представлению именно в нашу субботу. Поэтому празднование Пасхи начинается с литургии в день Великой Субботы. Именно в Великую Субботу священники меняют облачения с чёрного цвета на белые. Таким образом, Великая Суббота является одной гранью, а Воскресение другой гранью этого события, которое мы отмечаем как Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Что же касается праздничных дней недели, то Суббота – праздник воспоминания отношения Творецтворение, а Воскресение – праздник воспоминания восстановления этого отношения. В жизни христианина очевиден и тот факт, что тот, кто не почитает Субботы, никогда не научится почитать Воскресение. И наоборот, тот, кто не почитает Воскресение, не сможет никогда понять смысла Субботы. Заповедь почитать субботний день подразумевает именно почитание Субботы. Путать её с почитанием Воскресения недопустимо, но так как познание и осознание значимости событий этих двух дней так тесно взаимосвязаны, то часто Святые Отцы и учителя Церкви сводят эти два события воедино. И таким образом заповедь почитания Субботы становится заповедью почитания и Воскресения и других событий Священной истории.

Суббота для человека Многие пытаются выставить заповедь почитания Субботы в качестве ветхозаветного атавизма. Но это является грубейшим нарушением христианского мировоззрения. Христос сказал очень важную вещь, когда возник спор между учениками, срывавшими колосья в субботу, и фарисеями: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Священное Писание чётко и конкретно, раз и навсегда установило эту заповедь. А заповедь эта предполагалась для блага человека. Как мы сейчас устраиваем свою жизнь так, что заповедь для человеческого блага может быть не для блага человека? В этом случае, как может показаться некоторым несведущим в тайнах богословской православной мысли, проще убрать эту заповедь, чтобы она не «пудрила мозги» ветхозаветными пережитками. Но для таких «верующих» и значимость Воскресения сводится к культовому мероприятию, которое не даёт душе ничего. Суббота и Воскресение являются электронами атома, ядром которого является Любовь к Богу. Без любви к Богу Суббота становится субботой, а Воскресение становится воскресением.

Таким образом, заповедь почитания Субботы учит нас соблюдать и все остальные заповеди так, чтобы они были проявлением нашей любви к Богу. Конечно, любовь к Богу без любви к ближнему является религиозной абстракцией, которая не имеет никакого значения, так как человек создан по образу и подобию невидимого Бога и для нас должен являться иконой Божией. Поэтому слова Христа очень внятно подчеркнули значимость Субботы как подарка Бога человеку. Суббота является особым даром для человека не только как один из выходных дней. Суббота является ключом ко всему законодательству, являющимся детоводителем ко Христу.

Самыми последними по отношению к субботе являются вопросы касательно того, что можно делать, а чего нельзя делать в этот день. Ответом на эти вопросы является внутреннее чувство и радость любви к Богу. Таким образом, суббота становится торжеством веры, приводящим человека к Воскресению. Именно в Субботе скрывается разгадка тайны Воскресения, т.к. именно суббота является символом вечности, символом покоя. Воскресение – лицевая сторона Субботы, т.к. Воскресением Бог уготовал человека ко спасению. Суббота же является состоянием, в котором происходит Воскресение.

Естественный парадокс

Очень хорошо пишет о связи субботнего и воскресного дня в литургическом богословии преподаватель Свято-Тихоновского богословского института М.С. Красовицкая. Желающим глубже осознать связь двух важнейших для христиан суббот (т.е. Лазаревой и Великой) с богословием субботы, можем посоветовать прочитать эти глубокие размышления. Некоторые моменты можно посмотреть и в другом свете. Например, в своём пособии по литургике М.С. Красовицкая пишет: «Парадоксальным образом суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении». В действительности ничего парадоксального здесь нет. Это чётко подчёркивает преемственность ветхозаветного богословия в новом. Новозаветное богословие не отменяет ветхозаветное, как это утверждали эвиониты, манихеи, маркиониты и другие еретики, учение которых раз и навсегда было осуждено Церковью в IV веке. Несмотря на это, их учение так часто встречается среди православных, которые не всегда чётко представляют то учение, в которое они якобы верят. Как раз парадоксальным является тот факт, что для многих это является парадоксальным. В этом случае было бы лучше сказать «естественным образом суббота в ее ветхозаветном значении в полной степени сохраняется в новозаветном богослужении», заменив слово «парадоксальным» на «естественным», а «определённой» на «полной». Ведь мы не являемся манихеями или эвионитами, которые боялись Ветхого Завета как «чёрт ладана». Без понимания этих связей между Великой Субботой и Воскресением Христовым невозможно высоко ценить и любить богослужебное наследие Византийской Церкви. Если же видеть эту связь и понимать её замысел, то святость субботы приближается к святости воскресения.

Кроме того, М.С. Красовицкая пишет: «Буквально с первых шагов формирования христианского богослужения мы видим столкновение двух особенных дней и в то же время их единство. Это же мы будем наблюдать и в современном богослужении». В православном литургическом богословии нет места этому столкновению, а вот единство является центральной богословской идеей как субботнего дня по отношению к воскресному, так и воскресного дня по отношению к субботнему. Столкновение тут недопустимо. Оно происходит для тех, кто, например, иконографию считает не богословием, а искусством, икону – не образом Первообраза, а доской, красками, позолотой и человеческими способностями «малявать», а также другими представлениями не подпитывающимися Божией благодатью и истиной. Такой подход далёк от христианского богословия, а проявления, описанные выше, свидетельствуют о том, что ошибки истории очень часто связаны с отсутствием той созерцательности, которая была свойственна Святым Отцам, авторски связывающих глубокое библейское богословие с литургически выразительными формами, которые открывали способность созерцания и молитвы особой внутренней аскезой души, тела и духа. Достаточно помнить опыт блаженного Августина, который один раз совершив ошибку в жизни, потом много работал над тем, чтобы другие не впали в то же самое искушение. Эта ошибка и была неправильным пониманием единства Ветхого и Нового Заветов. Суббота здесь играла особую роль. Про манихеев он знал непонаслышке. Именно поэтому Христос так и подчеркнул значимость Субботы: «Суббота — для человека». Согласно Священному Писанию Христа и Апостолов, т.е. согласно Ветхому Завету, это значит: человеку нужна Суббота. Дайте человеку Субботу и отстаньте от него. Также как и пища, одежда, лекарства и всё остальное. Всё это должно служить человеку. Когда это идёт во вред человеку, оно не нужно.

Советский период отучил многих людей пользоваться благами, предназначающимися для человека. К таким благам принадлежат и вера в Бога, и суббота, и воскресенье, любовь к Богу, и любовь к ближнему. Вспомним, как вся страна в субботу и воскресенье отправлялась на дачи, где люди не отдыхали, а работали в поте лица, имея эти дни единственной возможностью сделать что-то для себя. Субботники, выдуманные советским правительством, были символом сатанизма, происходящего в головах безбожников. Такие же жуткие проявления можно наблюдать в условиях секуляризации многих обществ. Да, это связано именно с секуляризацией, «омирвщлением» человека, когда духовная жизнь и духовные ценности подменяется мирскими. Работа на даче, казалось, должна была помочь людям, но она только разрушала их внутренний мир. Люди из-за такой подмены ценностей переставали созерцать любовь Бога к себе и чувствовать свою любовь к Богу. И в семье понятие «любовь» потеряло значение «божественного естества», а приобрело новое значение сексуального влечения.

Семья

Что же касается семьи, то субботний день всегда был образцовым еженедельным Днём Семьи. В древнем Израиле вся семья ждала прихода субботы как самого праздничного дня. В этот день и одежда, и еда, и песни должны были быть самыми лучшими. Любовь к субботе прививалась с детства. Суббота была главным праздником детства. Есть субботняя детская песенка, в которой дети, воспевая субботу, повторяют припев: «Ах, лама ло коль йом – шаббат?!» («Ах, ну почему же не каждый день суббота?»). В этой песенке ребёнок ежедневно отсчитывает дни недели, постоянно думая о приближающей субботе. Все ждут Субботу как что-то самоесамое важное. В пятницу вечером муж шёл в синагогу, встречать царицу Субботу молитвословиями и гимнами. Жена в это время готовила лучшие кушания для встречи и празднования субботы. Особое место на субботнем столе принадлежало сладостям и вину. Сладости и вино – символы Слова и благодати Божией. В Субботу всё должно было выглядеть лучшим образом. Кроме того, жена, как хранительница домашнего очага возжигала субботние свечи. Зажигать огонь в субботу было запрещено, т.к. выработка огня в древности было связано с серьёзными физическими усилиями. Люди одевались в самые лучшие одежды своего гардероба. Пятно на одежде, которую одевали в Субботу, считалось дурным знаком и указывало на отсутствие внутреннего благочестия. В субботу семья собиралась дома в знак божественного единства. Семья прообразовывала таким образом Церковь, где всё связано узами божественной любви.

Слово «Церковь» не было чуждо Ветхому Завету, где оно очень часто употребляется в церковнославянском тексте со значением «общество». С древнейших времён семья являлась, таким образом, важной церковной единицей. Но без субботы семья не подпитывалась той благодатной энергией, которая давала возможность жить величайшему чувству божественной любви в лицах, скреплёнными семейными узами. Библейский термин «дор вадор» (из рода в род) подчёркивает важность семьи в роли передачи предания от родителей к детям. Предание должно было передаваться и могло быть переданным только в условиях этой божественной любви. С древних времён повелось в Израиле видеть в Субботе Царицу и Невесту. Гимны, которые пелись в субботу, были подобны свадебным гимнам.

Суббота – своего рода экология души. Для верующего христианина она не противопоставлена воскресному дню, а нераздельно соединена с ним. Заканчивающиеся в субботний день гласы церковного пения и богослужебные тексты Октоиха подчёркивают важность субботы как дня, которым завершается празднование предыдущего воскресного дня. По субботам, согласно многократным постановлениям в Русской Церкви, как и в воскресный день, предписывалось обязательное служение литургии каждому священнику. Два раза в неделю литургия была обязательной для священнослужителя: в субботний и воскресный дни. По субботам, согласно уставу, всегда служится литургия. В Великом Посту, когда субботний день особенно символизирует самый важный библейский день, служится Литургия Иоанна Златоустого, которая короче литургии Василия Великого. Литургия Василия Великого таким образом больше подчёркивает «великопостность», чем литургия Иоанна Златоустого. Это связано с тем, что суббота в Великом Посту прообразует библейский День Господень. Т.е. Кириаки имера в Великом Посту – субботний день, а не воскресный. В субботу в христианской церкви пост был запрещён. Ошибочным является требование постить три дня перед воскресным причастием. Это возможно только в качестве епитимии тому, кто долгое время не посещал храм. Человеку, который постоянно соблюдает посты, предписанные Церковью, в том числе в среду и пятницу, постить в субботу не просто плохо, но даже и вредно.

Как Суббота, так и Воскресение являются не просто культоворелигиозными обрядами, но Великими Таинствами космического масштаба, связанными с конкретными проявлениями Божественной Любви как в отношении отдельной человеческой личности, так и в отношении всего человеческого рода.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.