Вера Фомы

Для справки: Дудкин Дмитрий — Родился в 1987 г. в г. Минске. В 2005 г. окончил СШ №47 с золотой медалью, в 2010 г. – Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время – студент 2-го курса Минской духовной академии. Сфера научных интересов – история Русской Православной Церкви в ХХ в. Женат.

Проповедь в Фомино воскресенье

Дорогие отцы, братия и сестры! В сегодняшний воскресный день Православная Церковь чтит память апостола Фомы. Один из ближайших учеников Христа, святой, понесший многочисленные труды по проповеди христианства и принявший за них мученическую кончину в Индии, он больше известен в народе как «Фома неверующий», и с его именем отождествляют всякого, кто, не веря даже вполне достоверным свидетелям, стремится удостовериться в истинности их слов лично, посредством собственных чувств. Такому отношению к этому святому способствовал, конечно же, отрывок из Евангелия от Иоанна, который и читался сегодня, в день его памяти, отрывок, который евангелист завершает словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Давайте внимательно рассмотрим этот отрывок.

События, которые описывает евангелист Иоанн, происходили в восьмой день по Воскресении Спасителя. В сам день Воскресения Христос уже являлся апостолам, но тогда среди них не было Фомы. Как видно из Евангелия, характер этого апостола отличался косностью, переходящей в упорство, которое свойственно людям простого, но твердо сложившегося воззрения. Еще когда Господь шел в Иудею для воскрешения Лазаря, Фома, выражая уверенность в том, что из этого опасного путешествия ничего хорошего не получится, сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Когда Господь в Своей прощальной беседе перед крестными страданиями сказал ученикам: «Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», — то Фома и тут стал противоречить: «Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5). Поэтому, видимо, крестная смерть Учителя произвела на Фому особенно тяжелое, удручающее впечатление: он закоснел в убеждении, что утрата Господа непоправима. Упадок духа Фомы был столь велик, что он не был с прочими учениками в день Воскресения. И вот, встретив других учеников, он вдруг слышит от них: «Мы видели Господа» (Ин. 20:25). В полном соответствии со своим характером, он резко и решительно отказывается верить их словам, говоря знаменитые слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

И вот, спустя восемь дней после первого явления Господа десяти апостолам, Христос снова является в тот же дом, пройдя через запертые двери. На этот раз и Фома был с апостолами. Скорее всего, под влиянием общения с другими учениками упорное неверие стало оставлять его, и душа апостола мало-помалу становилась вновь способной к вере. И Господь является для того, чтобы воспламенить в нем эту веру. Став, как и первый раз, совершенно неожиданно среди Своих учеников и преподав им мир, Господь обратился к Фоме со словами, которые сразу дали понять, что Христос знал все помышления сомневающегося апостола: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Таким образом, Спаситель указывает Фоме на то, что он находится в решительном положении: перед ним сейчас только две дороги – полной веры и решительного ожесточения духовного. Апостол Фома выбирает первое. В Евангелии не сказано, осязал ли действительно Фома язвы Господа – возможно, что это ему и не понадобилось, – но так или иначе, вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», исповедав тем самым не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество первым из апостолов. Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем вообще людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), — говорит Спаситель.

Принято считать, что Фома обнаружил большее неверие, чем другие апостолы. Но ведь и они в свое время не поверили ни словам женмироносиц, ни двух учеников, видевших воскресшего Иисуса, ни даже своим глазам, а убедились в действительности Его Воскресения только осязанием Его тела, костей и ран собственными руками, а также и тем, что явившийся им Иисус, в их же присутствии, ел рыбу и мёд. Апостол Фома лишь выразил общее неверие, но только в более точных и определённых формах в силу своего характера. Воскресение Христово из мертвых – событие не укладывающееся в рамки человеческого сознания, и Пресвятой Троице угодно было, чтобы апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Воскресшего Бога. Только имея сознательную веру, преодолев свое прежнее неверие и сомнения, ученики Христовы могли идти в мир и проповедовать Воскресение.

Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха – телесной смерти, являясь, по словам апостола Павла, залогом всеобщего воскресения. При этом изменения, которые происходят по Воскресении в человеческом облике Христа, имеют не только отрицательное измерение, т.е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и восстановление нашего естества в его первозданном достоинстве. И поэтому каждый раз, когда мы прибегаем к Таинству Евхаристии, мы приближаемся к цели нашей жизни – обожению, соединяясь с Воскресшим Христом.

В заключение стоит сказать, что без Воскресения проповедь Христа стала бы просто еще одной философией, еще одной красивой, но по сути неудавшейся попыткой облагодетельствовать человечество, а крестная смерть была бы лишь позорной казнью, мученичеством за идею. Поэтому мы всегда должны помнить, что ни внешняя церковность, ни национальное самосознание, ни самоограничение сами по себе без Божественной Личности Воскресшего Христа Спасителя ничего не стоят. И да поможет нам Господь, по молитвам святого апостола Фомы, всегда хранить в наших душах пасхальную радость. Аминь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.