Благословенный народ: путешествие к египетским монастырям

Для справки: Акимов Виталий Викторович — Родился в 1973 г. в Бобруйске. В 1995 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 1999 — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Доцент Минской духовной академии и Института теологии БГУ. Сфера научных интересов — библеистика и история раннего христианства. Автор более 40 публикаций и 4 монографий. В настоящее время является докторантом Общецерковной докторантуры и аспирантуры, где готовит к защите докторскую диссертацию на тему «Книга Экклезиаст и литература древнего Ближнего Востока»

Доцент Минской духовной академии Виталий Акимов продолжает делиться с нами своими впечатлениями от путешествий по библейским землям. Сегодня – начало рассказа о Египте, колыбели христианского монашества.

Обращаясь к Египту, пророк Исайя произнес удивительные слова, которые могут показаться внешне противоречивыми, но которые свидетельствуют об особом отношении к великому соседу: «И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне — в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ассирияне, и наследие Мое — Израиль» (Ис. 19, 22-25).

Это пророчество становится понятным уже в эпоху Нового Завета. Египет спас от гибели Богомладенца, поскольку именно туда бежали от преследования Ирода вместе с Иисусом Дева Мария и Иосиф. А после, когда начнет распространяться христианская проповедь, Египет даст миру большое количество святых, станет колыбелью монашества. Наблюдая с тревогой за событиями, происходящими в Египте в последние полтора года, можно ощущать беспокойство не только потому, что этот благодатный край становится все менее доступным для любознательных туристов, но и потому, что жертвой происходящих в этой стране перемен могут стать потомки древних египтян, христиане, которых обычно называют коптами.

Человек, приезжающий на берега Нила, сталкивается с коптами достаточно часто. Много их работает в сфере туризма. Коптом может оказаться ваш гид, водитель, сотрудник отеля, мелкий торговец. Составляя около десяти процентов восьмидесятимиллионного Египта, копты оказывают значительное влияние на политическую и экономическую жизнь страны. Благодаря этому влиянию в числе государственных праздников имеются праздники христианские. Вместе с тем, даже в недавнем прошлом нельзя было говорить о том, что они обладали полной религиозной свободой. Например, большие сложности возникали у них при намерении построить новое храмовое здание.

Путешествуя по древней стране фараонов, осматривая величественные руины одной из древнейших человеческих цивилизаций, можно забыть о том, что земля Египта – земля священная для христиан. Впрочем, об этом не дают забыть развалины христианских храмов, христианские символы, начертанные поверх древних иероглифов на заре церковной истории, само Евангелие, рассказывающее о том, что именно эта земля уберегла от иродовой расправы Богомладенца Иисуса Христа, наконец, память о том, что Египет является родиной одного из самых значимых и влиятельных церковных институтов – монашества.

Мне удалось соприкоснуться с египетским монашеством в своей третьей поездке по Египту, которая состоялась летом 2010 года. Тогда я смог наведать целый ряд мест, значимых не только для истории Древнего Египта, но также для библейской и христианской истории. Туристы, попадающие в страну фараонов, стремятся посетить в ней два места – Каир с его пирамидами и храмы в древних Фивах. Я уже бывал в этих местах прежде. Но то, что воздвигалось на протяжении многих столетий, нескольких тысячелетий едва ли можно охватить одним кратким визитом. Поэтому в эти места возвращаешься снова и снова. Вернулся туда и я.

Поскольку мой отель находился в Хургаде, первым делом я направился в Луксор, где некогда располагалась египетская столица – город Фивы. На северной окраине Луксора, в Карнаке, находятся остатки самого большого храма древнего мира, посвященного богу Амону-Ра. Но в этот раз меня больше интересовал другой храм, расположенный в нескольких километрах от храма Амона-Ра и связанный с храмом Амона-Ра аллеей сфинксов. Этот храм хорошо знаком тем, кто хоть раз совершал плавание по Нилу на круизном пароходе от Луксора до Асуана – у стройных колонн храма расположена пристань. До сих пор мне удавалось видеть этот храм только из окна моей каюты на пароходе. Теперь же довелось пройти через его пилоны и дворы.

Так случилось, что храм Амона в Луксоре стал святыней для трех религий. Он был построен в честь одного из самых почитаемых египетских божеств. Но уже в христианскую эпоху он использовался как церковь. Об этом свидетельствуют остатки изображений христианских святых на штукатурке, с помощью которой пытались скрыть языческие рельефы. После арабского завоевания Египта в восточной части храмового двора Рамсеса II была построена мечеть в честь почитаемого мусульманами Абу эль-Хаггага. День нашего приезда совпал с днем памяти этого мусульманского святого. Поэтому мы могли наблюдать общегородское торжество. Площадь перед храмом была празднично украшена, в ее сторону направлялись тысячи людей, и она наполнялась звуками восточной музыки, под которую танцевали молодые арабы. В какойто момент мне показалось, что я являюсь свидетелем древнего египетского праздника Опет, который был посвящен божеству Фив Амону и отмечался в период половодья, летом, т. е. примерно в эти же самые дни. Этот праздник имел всенародный характер. А центром его были храмы в Карнаке и Луксоре: статуя Амона на священной ладье на время торжественно переносилась из Карнака в Луксор. Уже давно перестали звучать молитвы и песнопения в честь Амона, прекратились даже разливы Нила, но и сейчас, каждым летом, так же, как и более трех тысяч лет назад, площадь перед луксорским храмом наполняется праздничным шумом, оглашается возгласами ликующей толпы, звуками музыки и пропитывается ароматами праздничной трапезы.

У входа в карнакский храм еще в начале XIX века возвышались два обелиска. В настоящее время на своем месте остался только один. Второй обелиск в 1830-х годах был подарен Франции и до сих пор украшает площадь Согласия в Париже, являясь самым древним монументом французской столицы. Египтяне отличались удивительной устремленностью к вечности. Наверное, потому так притягивала и притягивает их культура и нас, и наших предшественников. Созерцая египетские обелиски, жители Парижа и Рима ощущают свою собственную причастность к вечности. Наверное, это же стремление, стремление к вечности, двигало и теми путешественниками, которые обессмертили свои имена в многочисленных граффити, оставленных на стенах храма в XIX столетии.

В Луксоре, как и во всем Египте, переплетаются различные культуры и традиции. На фоне руин Древнего Египта выступают и христианские храмы (в Луксоре действует коптский храм), христианские фрески и символы, и мусульманские мечети с устремленными в небо минаретами, с которых звучат призывы на молитву. Но этот город-музей продолжает жить реальной, совсем не музейной жизнью. Спустя полгода, в январе 2011 года, мне пришлось видеть бурлящий Луксор, запруженный многотысячными толпами, сжатыми в единый кулак, скандирующими слова протеста, окруженный баррикадами и кострами и наполненный вооруженными людьми.

Не очень далеко от Луксора, на западном берегу Нила расположен город Дендера, который я посетил в тот же день. В Дендера очень хорошо сохранился древний храм, построенный в честь египетской богини Хатхор. В этом храме до нас дошли не только украшенные рельефами стены и колонны, но и перекрытия, внутренние лестницы, подвальные помещения. На крыше храма, с которой открывается прекрасный вид на окрестности, сохранились две часовни в честь Осириса. Потолок одной из них украшало уникальное изображение зодиакального круга, которое было вывезено наполеоновскими войсками в Париж, где в настоящее время выставляется в одном из египетских залов Лувра. Мне доводилось видеть оригинал этого «зодиака из Дендера» во Франции. В самой же Дендера представлена только его копия, установленная на законном месте, которая для обманной достоверности покрыта слоем копоти. Как и в других местах, на стенах часовни сохранились надписи путешественников начала XIX века.

В основных внутренних помещениях храма идут реставрационные работы. Нам удалось увидеть частичный результат этих работ – расчищенные рельефы, покрытые краской. На потолке они изображают тело богини неба Нут, вдоль которого можно наблюдать странствование солнечной ладьи. Богиня неба рождает солнце. Характерно, что египтяне, ожидая своего рождения в вечности после окончания земного странствования, изображали Нут на внутренней стороне крышки саркофага. В рельефах подвальных помещений храма воображение наших современников готово увидеть изображения электрических лампочек и прочих приспособлений, изобретенных в век научно-технического прогресса. Дендера – место значимое и для истории христианства. Рядом с храмом богини Хатхор можно до сих пор видеть фундамент христианской церкви и обломки ее стен, украшенные христианскими символами. Вполне вероятно, что и сами здания языческого храмового комплекса использовались древними христианскими монахами. Смотреть на руины христианского храма, стены которого, судя по оставшимся фрагментам, могли бы дойти до нас в хорошем состоянии, было грустно. Захотелось оказаться там, где до сих пор теплится огонь веры и благочестия, в коптских монастырях Аравийской пустыни на Красном море. Но до этого мне и моему спутнику по этому путешествию Владиславу Белодеду предстояло посетить Каир.

Продолжение следует.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.