Хорошие дети

Протоиерей Алексей Васин

Для справки: Протоиерей Алексей Васин родился в 1974 г. в г. Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, параллельно изучал древние языки в Библейской школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. – Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподаватель Минских духовных школ. Сфера научных интересов – Священное Писание Ветхого Завета, святоотеческая экзегетика. С 2010 г. находится в миссионерской командировке в Германии, где на территории федеральной земли БаденВюртемберг свидетельствует о Православии, окормляет общину Московского Патриархата в г. Тюбинген. Женат, воспитывает двух сыновей. Автор более 30 публикаций.

Кто из нас не желает жить долго и счастливо? Наверняка все мы стремимся к долгой, гармоничной и счастливой жизни. Пятой заповедью Бог открывает нам секрет достижения этой цели.

В награду за исполнение пятой заповеди Господь обещает «благо», говорит о том, что исполняющему ее будет «хорошо». Что же это за «благо»?

Добро или благо есть сам Бог. Эта заповедь является путем к настоящей жизни с Богом здесь, на земле.

Среди Десяти Заповедей пятая связывает заповеди по отношению к Богу (заповеди 1-4, сводящиеся к заповеди «возлюби Бога») и заповеди по отношению к человеку, т.е. к ближнему (заповеди 5-10, сводящиеся к заповеди «возлюби ближнего своего»).

Пятая заповедь чётко и конкретно показывает, кто для нас является самым близким на земле, кто для нас является «самым» ближним. Как мы с самого раннего детства обходимся с родителями, так мы привыкаем общаться и с другими людьми.

Таинство рождения

Господь дал нам жизнь, а родители явились инструментом для этого дара. При помощи наших родителей Господь дал нам бытие. То, как мы относимся к нашим родителям, и определяет наше отношение к собственной жизни. Этой заповедью Слово Божие хочет открыть нам измерение перехода нашего сознания от земного к вечному за счёт того, что мы начинаем осознавать: что было время, когда мы не существовали, даже если это бытие и является всего лишь земной проекцией небесной реальности.

Важнейшими заповедями Христос считал заповедь любви к Богу и любви к ближнему. Это не случайно. Ведь ближний является лучшей иконой самого Бога, пусть даже и повреждённой грехом. С родителями нас связывают те чувства, которые необходимы нам для внутренней связи с Невидимым Творцом и для познания Его.

Человек, даже потеряв родителей в раннем детстве, чувствует и осознаёт, что такое любовь к ним. Внутренне для него эти чувства аналогичны чувству утерянной связи с Главным Источником нашей жизни. Когда родитель уходит в вечность, дети очень чётко и конкретно чувствуют, что такое реальность присутствия умершего родителя в сознании чада.

Размышления и молитва о родителях дают нам возможность приблизиться к размышлениям о нашем происхождении, о нашем возникновении, появлении на свет, о том, что мы явились воплощением благого замысла Невидимого Бога через наших родителей в земное измерение. Поэтому к Богу мы относимся так же, как мы относимся к родителям, хотя и в разных измерениях.

Бог и родители Почитая родителей, мы думаем о них со священным трепетом и так можем перенести это чувство почитания на идею нашего бытия и на Невидимого Творца, воплотившего эту идею в нас посредством наших родителей. Иметь чувство священного трепета перед родителями означает иметь в своей жизни здесь, на Земле, Бога, жить с Ним и пользоваться Его благами. Очень часто люди приобретают этот священный трепет по отношению к своим родителям только после их отхода в вечность. Это тоже свидетельствует о том, что эта заповедь призвана соединить земное бытие и вечность. Ведь мы верим, что вечная жизнь – реальность.

В почитании родителей мы можем соединить божественное и человеческое. Это то, что сделал Сам Господь наш Иисус Христос, который, будучи Словом Невидимого Творца, воплотился в человеческие плоть и кровь посредством Пресвятой Богородицы. Даже Богу, пришедшему на Землю, нужна была Родительница. Церковь воспевает Пресвятую Деву как Небо, соединившее земное и небесное. Выше мы уже говорили о любви к Богу и ближнему как о том, что Сам Христос назвал самым главным во всём Законе. Христос не говорит этим самым что-то новое. Он просто цитирует, особо выделяет и подчёркивает эти две ветхозаветные заповеди.

Главное призвание родителей

Заповедь о любви к ближнему Христос цитирует по книге Левит (19, 18), где каждому сыну израильского народа приписывается возлюбить ближнего, как самого себя.

А заповедь о любви к Богу, знаменитое Шма («Слыши Израилю…») взято из Второзакония (6, 4-9). Этот текст раскрывает нам самое важное призвание родителей: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих». Дом в библейском языке не есть только здание, где кто-то живёт. Дом – это семья, состоящая из родителей и детей, бабушек и дедушек, предков и потомков. Смена поколений скрывает в себе внутреннюю привязанность к Слову Божьему, т.е. Слово Божие обитает в таком доме. Этот дом и такая семья являются воплощением Слова и содержат в себе скрытый от всего человечества смысл бытия как замысла Творца. Обратите внимание на слова «и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая». Они как бы между строк говорят нам, живущим сейчас: «Если хочешь почитать своих родителей, которые говорили тебе эти слова, говори эти слова своим детям».

Многим из нас, воспитанным в советской действительности, родители не говорили этих слов…, но если мы будем говорить эти слова нашим детям, то свяжем нашу молитвенную память и почитание родителей с замыслом Создавшего весь мир и с Его Словом. Библейское выражение «из рода в род» подчёркивает божественную честь родителей. Рожать и воспитывать детей – исполнение самой первой заповеди Священного Писания. Это то, что для нас является самым первым и самым «натуральным» священным предназначением.

Современные богословы мало видят богословской логики в этих словах, но именно они являются самой таинственной связью между божественной идеей сотворения мира и человека и смыслом нашей жизни. Именно благодаря этому священному призыву существует человечество, несмотря на его смертную природу. Заповедь почитания родителей показывает, что Сам Творец заложил в эту категорию людей всю нагрузку реализации божественного откровения в человеке. Как правило, это невозможно описать ни человеческими словами, ни самыми современными изобретениями. Это остаётся глубокой тайной, скрытой в каждом из нас. Этаглубокая тайна становится очевидной, когда мы думаем и молимся о своих родителях.

Молитва за родителей является главным делом их почитания. Каждый день мы молимся за них. Просим Бога дать мир и радость живущим, а почившим – упокоение. Без молитвы не бывает почитания.

Чему научить детей?

Другим важным делом почитания родителей является воспитание своих детей. Когда мы соприкасаемся с воспитанием своих детей, мы начинаем чувствовать, что значит быть родителем и что чувствовали и переживали наши родители, когда мы только начинали свой жизненный путь на Земле. В библейском понимании человек, который не воспитал детей, не может познать божественной мудрости. Этот человек не может понять, что стоило его родителям дать ему жизнь и воспитать его, а следовательно, такой человек не может познать, что значит «почитай отца и мать».

Конечно, для каждого родителя вопрос о том, как воспитывать детей, возникает при первых же мыслях об отношениях со своими родителями. Как я должен воспитывать детей, чтобы у них было уважение ко мне, как это было (или не было) у меня? Ведь если ребёнку привито почитание родителей, то оно и будет у него. Если нет, то современный мир не даёт внутренним стремлениям ребёнка импульсов к исполнению этой заповеди. У нас, в республиках бывшего СССР, даже если и кричат все кругом о защите семьи и семейных отношений, то это в лучшем случае коммерческие интересы отдельных лиц, групп людей или профессиональных лиц, которых государство не обеспечивает необходимыми средствами для такой деятельности.

Вся инфраструктура, которая должна решать вопросы, связанные с рождением детей, их воспитанием, духовным и интелектуальным развитием, а также поддержкой семьи (как родителей, так и детей), у нас была разрушена за годы советского безбожия. Вполне возможно, её как таковой и не было, а были только статистики, рапорты и отчёты.

Наше сознание продолжает жить тенденциями той безбожной действительности. Хуже ещё то, что к этому привязываются материальные интересы, которые делают процесс рождения и воспитания детей процессом получения средств для существования. Например, врач встречает ребёнка в этом мире, а учитель даёт ему образование. К сожалению, до сих пор учитель и врач – далеко не самые высокооплачиваемые профессии. А какой результат может быть их работы, когда они ещё и без Бога в сердце!

Современные школы делают родителей малоспособными влиять на внутренний мир своих детей. Система образования предусматривает лишь фиктивное воспитание детей в области семейных отношений. Очень часто эти предметы, если они есть, преподают люди, которым надо каким-то образом увеличить преподавательскую нагрузку. А время отнимается и у детей, и у родителей. Общество при этом человечнее не становится. Стремление улучшить свое материальное положение не оставляет родителям времени на воспитание своих детей. Такой подход губителен для всего общества. Отдать ребёнка в какую-то секцию, в какой-то кружок, в детский сад или даже в школу является выходом для многих запутавшихся родителей. Очень часто это делается не для внутренней пользы детей, а для того, чтобы спихнуть их в самостоятельную жизнь раньше, чем то предусматривает внутренняя природа ребёнка.

Один ответ на все вопросы

Ответ на вопрос, как воспитывать своих детей в почитании Бога, Отца и Матери (здесь я бы хотел оставить заглавные буквы!!!), перестают искать многие, пуская на самотёк всю свою жизнь и жизнь своих детей. Это приводит к катастрофам и трагедиям, на которые общество научилось закрывать глаза, а все упрёки сбрасывать в сторону нерадивых родителей и непослушных детей. И так всё варится в своём соку безбожия, суеверия, глупых идеологий, бесчеловечности и простой халатности.

Однозначный ответ на вопрос, как воспитывать ребёнка в свете пятой заповеди, может быть только один. Родитель должен стать посредником Божьей любви между Творцом и маленьким, постоянно подрастающим человеком. Родитель должен быть общником божией чести, любви, закона и благодати для ребёнка, а это зависит не от ребёнка, а от родителя. Без любви Божией ребёнок не сможет стать личностью, а любовь Божия, если она найдёт другие пути к серцу ребёнка, в обход родителей, не даст им почитания. В этом случае родители не станут для своего чада причастниками той божественной чести, которая делает пятую заповедь промежуточной между заповедями по отношению к Богу и заповедями по отношению к человеку.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.