Помочь живым душам

Для справки: Священник Сергий Тимошенков — Родился в 1983 г. в г. Минске. В 2006 г. окончил Минскую духовную семинарию, в 2009 г. – Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Организация миссионерской работы в Белорусской Православной Церкви: опыт, перспектива, анализ форм и методов». Преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия. Сфера научных интересов – практическая миссиология, апологетика, нравственное богословие. Основатель и председатель молодежного миссионерского братства в честь преподобной Евфросинии Полоцкой при Минских духовных школах. Женат, воспитывает двух дочерей.

Имя Николая Неплюева сегодня известно лишь малому кругу людей. Между тем его жизнь и достижения поражают воображение. Созданное им православное братство было очень похоже на общину первых христиан, в которой заповеди Спасителя воплощались и исполнялись с евангельской полнотой.

Одна из бед сегодняшнего мира – это жизнь «понарошку». Все мы живем, работаем, любим, чего-то ждем, но все как-то не понастоящему, как-то вполсилы. Полюбили друг друга два человека, стали вместе жить, а тут пришел период ссор – и разбежались… Любили понарошку. Учатся студенты – вроде, для себя же, а как будто из-под палки… тоже понарошку. Мы верим в Бога, вроде крещены, а отделиться от толпы и поступить по совести – не можем. И верим, значит, тоже понарошку.

Поэтому жизнь нередко кажется серой, скучной и рутинной. Поэтому так ныне привлекательны иллюзии: альтернативные миры компьютерных игр и телевизора. А то, что жить можно во сто крат насыщеннее, интереснее, меняя мир вокруг себя – это кажется нелепой сказкой.

Но были и есть удивительные люди, истинные художники реальности, которые не предавались пустым фантазиям и не прятались слабовольно в тени, а воплощали в жизнь то, во что верили.

Именно одним из таких людей был Николай Николаевич Неплюев – человек, который отказался от блестящей карьеры, общества «высшего света», семейного счастья и много чего другого ради воплощения в жизни Правды Божией в том виде, как он ее понимал. В 1889 году Неплюев основал удивительное Братство, жизнь которого строилась на трех основных принципах: вере, любви и труде, и которое просуществовало полвека и существовало бы еще, если бы не насилие советской власти.

Николай Николаевич Неплюев происходил из семьи, в которой соединились линии древних и известных родов. Так, по отцу он происходил от боярина Андрея Кобылы – родоначальника династий Романовых, Шереметьевых, Колычевых и других. По материнской линии Николай Николаевич был потомком полководца барона Вольмара-Антона Шлиппенбаха, которого увековечил Пушкин в своей поэме, описывающей сражение под Полтавой («уходит Розен сквозь теснины, сдается пылкий Шлиппенбах»).

Происхождение, семейные связи и обширные, в разных частях России, имения отца, тайного советника и губернского предводителя дворянства,– все это было надежным основанием блестящего будущего Николая Николаевича. Молодой Неплюев получил прекрасное домашнее образование, а в 1875 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в Российское Императорское посольство в Мюнхене.

Однако довольно скоро светская жизнь стала для Николая Неплюева невыносимой. С детства имея чувствительное к любви и правде сердце, Неплюев переживает острый духовный кризис, ощущая бессмысленность и бесцельность того образа существования, который кажется естественным и приличным для всякого молодого аристократа. Ответом на его внутренние терзания служит сон, который Неплюев видит несколько ночей подряд: «Нахожусь в крестьянской избе в обществе крестьянских детей, беседую с ними и чувствую такую духовную отраду, какой с детства жаждала душа моя».

Этот сон побудил Николая Неплюева отказаться от того пути, который, казалось, был ему предначертан от рождения. «Для меня стало ясно, — напишет он позднее, — что мне надо уйти из общества людей, которые во мне не нуждаются,… уйти от них к тем бедным детям народа, которые нуждаются во мне во всех отношениях… я решил начать с воспитания крестьянских детей в сознательной вере в Христа Спасителя и сознательной любви к Нему».

В 1877 году Неплюев уходит в отставку, покидает Мюнхен и, вызвав немалое удивление в своих кругах, поступает вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В этот же период он проводит много времени в размышлении, изучении Священного Писания и Предания Церкви.

Первым результатом переосмысления жизни стала работа Неплюева «Историческое призвание русского помещика», которую он опубликовал в 1880 году. В этом труде молодой аристократ выражает мысль, что историческое призвание русского помещика должно быть в просвещении народа. «Мы одни можем успешно исполнить эту задачу потому, что в нас одних соединяется сила материальная с силою интеллектуальной», — пишет Неплюев.

После публикации этой работы на Неплюева обрушились многочисленные критики, которые полагали, что для состоятельного и образованного человека нет причин поступать по его примеру. Один из несогласных даже написал, что Неплюев берется не за свое дело и что «единственным историческим призванием русского помещика только и может быть дрессировать собак, а не воспитывать людей»! Неплюев остался непонятым, но не остановился.

В том же 1880 году Неплюев возвращается в Черниговскую губернию в родное имение, где, преодолев определенное непонимание со стороны отца, устраивает приют для крестьянских сирот, а позже – в 1885 году – уже сельскохозяйственную школу.

Неплюеву удалось добиться для школы официального статуса. По документам это была мужская пятилетняя начальная школа, состоящая в ведомстве Министерства Государственных Имуществ. Но Николай Николаевич видел задачу своей школы не только и, пожалуй, не столько в профессиональном образовании. Его целью было, «прежде всего, помочь душам живым найти Царство Божие и правду Его».

«Решив посвятить жизнь пользе детей народа, — напишет Неплюев позднее, — я осознал […], что ничего изменить к лучшему в жизни народа не могу, пока настроение душ живых не будет повышено до этого лучшего, осознал всю нищету суеты рутины жизни, в которой человечество вполне, как звери басни Крылова, спорят, ссорятся и борются за места, желая по-новому рассесться, не догадываясь о том, что прежде всего надо перестать быть ослом, козлом и косолапым мишкой…».

Кроме различных сельскохозяйственных дисциплин, ученикам преподавался катехизис, литургика, Новый Завет. Из учеников старались вырастить не только хороших специалистов, но и настоящих христиан. Особое внимание уделялось осознанному и разумному принятию учениками истин веры, а также воспитанию в них христианской любви и глубокого чувства нравственности.

Всю систему воспитания в школе Николай Неплюев старался строить на «повиновении животворящему духу слова евангельского», применяя слова Священного писания к реалиям повседневной жизни школы. Так, выслушав однажды горячее объяснение Неплюевым слов Христа: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5), старшие воспитанники школы решили взять шефство над младшими, разобрав между собой самых трудных из них в воспитательном отношении.

Это дало не только огромный воспитательный эффект, но и положило начало дальнейшим преобразованиям: воспитывая младших, старшие воспитанники сплотились и образовали будущее ядро братства – т. н. Старший Братский кружок.

В 1889 г. трое выпускников решили не расставаться со своим наставником. После года работы в школе в качестве учителей, они решили составить трудовое братство.

Неплюев выделил им почти 300 гектаров (255 десятин) земли, на которой первые братчики стали строить жилой дом. Попечителем только что созданного братства стал сам Неплюев. Цель его существования Николай Николаевич сформулировал так: «Главная цель Братства – осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия».

Выбор формы воплощения своего понимания Правды Божией в жизнь Неплюев объяснил так: «Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы… научили нас тому примером братских общин, этой единственной формы социального строя, вполне соответствующей братской любви».

Братство стало расти и вскоре приобрело большую известность. О нем начали писать газеты и журналы, в Воздвиженск потянулись люди, всерьез заинтересовавшиеся жизнью этой удивительной общины.

Неплюев сам составил Устав Братства, который, после преодоления больших проблем, создаваемых противниками и недоброжелателями Братства, был в декабре 1893 года утвержден императором Александром III. Через год, в сентябре 1894 года, Братству было «высочайше даровано право юридического лица», а 22 июля 1895 г. состоялось торжественное церковное открытие Братства.

Согласно Уставу, члены Братства разделялись на три группы. Полноправные братья – это те, кто полностью себя посвятил Братству, участвовал в организации его жизни, хозяйственной деятельности, распределении доходов и из кого выбиралась Дума Братства. Приемные братья – это те, кто принимал участие лишь в доходах Братства, но не мог никак воздействовать на уклад жизни Братства. Братьясоревнователи – это те, кто оставался жить на стороне, но какимлибо образом помогал Братству.

В экономическом смысле Трудовое братство представляло собой «кооперативное общество производства и потребления», как назвал Братство в 1898г. известный французский ученый того времени Анатоль Леруа-Болье на заседании Парижской академии наук. По современной терминологии братское хозяйство можно назвать «агропромышленной корпорацией» (Авдасев В. Т.).

Братство вело коллективную хозяйственую жизнь. Вот как ее описывает один из современных исследователей жизни Братства Сомин Н. В.: «Все братчики были объединены по профессиональному признаку в несколько артелей, которые в Братстве назывались «семьями». Каждой из семей было дано имя православного святого: Николая Чудотворца – учителя; Андрея Первозванного – подготовительный класс к жизни в Братстве; Иоанна Богослова – семьи братчиков, занимающих административные должности при Братстве; Девы Марии – швейная артель из незамужних и вдов; Св. Александры – прачечная артель. Всего к 1908г. в Братстве было 10 семей.

Каждая семья-артель состояла из нескольких семей и холостых братчиков. Семья (с прописной буквы) живет в одном большом доме, в которой каждой семье предоставлена большая комната, а неженатые мужчины живут в комнатах-общежитиях. Семья имеет общую трапезу (дети питаются раньше взрослых), свой локальный «детский сад». Семья ведет журнал – летопись жизни, в которую записываются все существенные (в том числе и духовные) события, и еженедельно собирается для обсуждения насущных вопросов. Она избирает старшину, который является для нее «блюстителем» и одновременно распорядителем работ, организующим работу артели.

Все работы в Братстве считались одинаково почетными и соответственно одинаково оплачивались. Иначе говоря, на личный счет братчика, независимо, являлся ли он полным братом или приемным, поступала одинаковая сумма, зависящая от хозяйственных успехов всего Братства. Эту норму не раз пытались изменить сами братчики и установить дифференцированный доход по семьям (в то время в России учителя получали в десятки раз больше, чем прачки). Однако Неплюев всегда против этого резко возражал, утверждая, что если начнется дележка денег, то Братству как христианской общине настанет конец».

В Братстве не было частной собственности. Все движимое и недвижимое имущество, кроме предметов личного обихода, считалось коллективной собственностью. Частная собственность допускалась только в виде личных счетов членов общины.

Доход Братства (согласно Уставу) распределялся следующим образом: «20% отчислялись ежегодно в Основной и Запасной Капитал по 10% в каждый; остаток чистого дохода разделялся поровну между всеми полноправными и приемными братьями, но не выдавался им на руки, а записывался на их личные счета.

Все суммы, записанные на личные счета, до выхода члена братства добровольного или принудительного, не поступали в его бесконтрольное распоряжение, а могли быть им расходуемы только с согласия большинства членов Думы.

При выходе из Братства выходящий получал в полную собственность всю причитающуюся на его долю сумму, за вычетом денег, взятых им с согласия Думы во время пребывания в Братстве».

29 декабря 1901 г. Неплюев оформил на имя Братства дарственную, согласно которой Братству было передано более 7000 гектаров (16.435 десятин) земли с лесом, постройками и заводами. С того времени братское хозяйство стало приносить значительную прибыль.

Численность Братства год от года росла: в 1901 году братчиков было 79 человек, в 1905 – уже 195, а в 1907 – 291 человек. Если же учитывать еще и учащихся сельскохозяйственных школ, то всего в Братстве на тот период можно насчитать более 500 человек!

Несмотря на наличие многих недоброжелателей у Братства в церковной среде (например, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, митрополит СанктПетербургский Антоний (Вадковский) и другие), вся его жизнь была проникнута христианским духом и любовью к православию. Будучи сам глубоко церковным человеком, Неплюев в основу устроения Братства кладет христианскую любовь и преданность Церкви. Он писал: «Жизнь религиозная должна быть не частью или отделом жизни Братства, а общей основой всей жизни». В Воздвиженске Неплюевым был построен великолепный храм.

В Братстве были приняты общие утренние и вечерние молитвы, богослужения по воскресеньям и всем большим православным праздникам, общее говение в Великий пост, изучение Священного Писания. Для желающих организовывались дополнительные молитвенные собрания.

Новые братские обряды (например, дополнительные прошения на ектеньях или чин приема в Братство – ночью, со свечами, в белых одеждах) утверждались у правящего архиерея и совершались с его благословения.

В Братстве часто устраивались музыкальные и вокальные вечера, на которых сам Неплюев играл сочинения классиков, а также свои собственные. Не редкостью были театральные постановки. О культурном уровне членов Братства говорит и значительная братская библиотека более, чем в 6 000 томов. Братчики читали газеты, интересовались общественной жизнью.

Братство брало на себя обязанность обеспечения старости братчиков и ухода по болезни, для чего в Братстве была построена больница.

Конечно же, душой и защитой Братства был сам Николай Николаевич Неплюев. Братскому делу он посвятил всего себя. И, если бы не он, Братство не только не родилось бы, но и не выжило бы. Ряд внутрибратских кризисов (весьма опасных и глубоких, надо сказать) и конфликтов удалось решить только благодаря его мудрости, образованности и верности одному взятому направлению развития.

После смерти отца к Неплюеву присоединились, став незаменимыми помощницами, его две сестры. Одна (Мария Николаевна) возглавила женскую школу, другая (Ольга Николаевна) – детскую.

О высоком нравственном уровне членов Братства говорит хотя бы тот факт, что за всю историю в нем не было зафиксировано ни одного случая воровства.

Кроме того, в Братстве существовали очень строгие нормы относительно отношений мужской и женской половин. «Молодым людям не позволялось гулять вдвоем, особенно ночью, они могли разговаривать только на вечерах, устраиваемых в Семьях. Предложение делалось через Марию Николаевну. Если было получено согласие, то все равно молодые люди могли видеться только на вечерах в присутствии других. Однако на брак могла не согласиться Дума» (Сомин Н. В.).

В 1908 году Неплюев безвременно скончался, заболев гриппом.

Смерть Н.Н. Неплюева стала тяжелой потерей для дела Братства. Однако Братство выстояло. Новым блюстителем была выбрана сестра Неплюева Мария Николаевна Уманец, которая мудро повела Братство дальше.

Хозяйственная деятельность Братства продолжала развиваться. Так, на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение было удостоено Большой золотой медали. В 1912- 1913 годы активы Трудового Братства превышали 2 миллиона рублей.

Братство пережило Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.

С приходом советской власти Братство в 1919 году было переименовано в «Первую украинскую советскую коммуну», сохраняя свой внутренний христианский и хозяйственный строй. Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 г., был поражен увиденным: высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, по-прежнему работали две земледельческие и одна подготовительная школы. Автор пишет: «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России».

В 1923 г. Братство – уже сельскохозяйственная артель, в составе которой уже не было сестер Неплюева Марии и Ольги – их вынуждены были исключить как бывших помещиц. Однако в 1925 году большинство руководителей Братства было арестовано и получило большие сроки с конфискацией имущества.

В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в ходе которой все братчики были выселены из Воздвиженска. Братство прекратило свое существование.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.