«Родителей нудо… просто слушать!»

Павлюкевич Светлана

Для справки: Павлюкевич Светлана — родилась в 1985 г. в г. Дзержинске Минской области. В 2007 г. окончила факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства Белорусского национального технического университета по специальности «маркетологэкономист». Замужем.

Можно ли верой оправдать вражду? Например, между верующими детьми и неверующими родителями. Как исполнить пятую заповедь о почитании родителей в такой ситуации?

О важности пятой заповеди всегда говорилось немало. Никто не ставит под сомнение необходимость уважения родителей и послушания им. Перед глазами сразу рисуется уютная картина патриархального быта: благочестивые родители и кроткие добрые дети. Но порой на эту картину назойливо, как мухи, начинают «садиться» вопросы: «А если первые не такие уж благочестивые?», «А если вторые не особенно кроткие?» И всё сразу становится не таким простым и радужным…

Помню разговор с моим хорошим знакомым — протодиаконом в коридоре приходского дома. Я начинаю с апломбом: «Батюшка, они меня в Жировичи не пускают!» Собеседник изображает ужас: «Кошмар какой!» — «Но ведь это святое место, там, наверное, моя судьба! Как так можно? — Я всё больше завожусь. — Вот ведь правильно сказано: «Враги человеку домашние его!» Он, делая страшные глаза: «Враги. Не иначе». — «Ведь родителей слушать нужно, только когда они верующие?» И тут отец протодиакон впервые за весь разговор становится серьезным: «Нет, родителей просто надо слушать».

Не могла я тогда понять этих слов. Потому что для меня на тот момент существовало только «правильно» и «неправильно». Вот ходить в храм, ездить по святым местам, заниматься своей «духовной жизнью» — «правильно». А все родительские волнения, просьбы и запреты в данной области сразу подпадали под статью «домашних врагов и козней, ими чинимых». Судья я была тот еще — строгий и бескомпромиссный. Только вот о любви этому суровому судье не было известно ровным счетом ничего.

Преподобный авва Дорофей писал: «Изречения отцов наших мы употребляем сообразно с лукавой волей нашей и к погибели душ наших». То же самое можно сказать и о Священном Писании. Его очень удобно трактовать «под себя». Хочешь – применяй заповедь о послушании родителям, когда для этого не требуется ни терпения, ни сил. А если что не по душе – всегда можно сослаться на слова Господа: «Враги человеку – домашние его» (Мф 10:36). Но это если думать исключительно о себе. А если докопаться до истинной Правды, то можно увидеть, что над этими «противоречивыми» словами светит Христово «да любите друг друга».

Святитель Николай Сербский в письме одному человеку о значении евангельских слов «не мир пришел Я принести, но меч» говорит: «Не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих?» Действительно, как же родные придут к Богу, если от их верующего сына/дочери они видят только равнодушие, скрытность и полное безучастие к обычной домашней жизни, к ним самим? Тогда таким родителям вряд ли можно поставить в вину то, что они посчитают христианство пустой болтовней с походами в храм с неизвестной целью и голодовками по полгода. Ведь кроме этого они от своих чад ничего не видят и не слышат.

Христа надо не доказывать, а показывать. В том числе и исполнением заповедей. Кто знает, может быть, для родных такое поведение верующих членов семьи будет единственной проповедью, которую они смогут услышать? Понятное дело, что терпеть, прощать, не ругаться – нелегко. До тех пор, пока не решишься любить. А еще – пока не доверишься Богу.

Помню, как только я пришла к вере, у нас с родителями были жуткие скандалы по поводу моих походов в храм, и однажды они строгонастрого запретили мне появляться там. Отчаянию и унынию не было конца. Я тосковала по храму и Литургии страшно, но всё же решила не перечить родителям и не лезть на рожон. А потом (о чудо!) стали появляться возможности изредка, тайком попасть на службу – то в другой город, то под прикрытием какого-нибудь события… А вскоре я уехала на учебу в Минск, и там уже сбылась моя мечта, и позади остались страхи быть пойманной с поличным. А с течением времени все эти «гонения» и вовсе прекратились к нашей обоюдной радости.

Семья – это школа любви. Чтобы чему-то научиться в этой школе, неразумно прогуливать, брать «освобождения», перевирать Учителя, а лучше терпеливо «учить уроки». Как говорится, «запомни простую фразу: всё будет, но не сразу!»

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.