«Церковь стала моей семьей»

Автор: Перевод — Ирины Котовой. Беседовал протодиакон Павел Бубнов

Для справки: Священник Кристоф Левалуа Родился в 1959 г. в Бордо, крещен в Католической Церкви. В юные годы отошел от католичества, изучал и практиковал различные мировые религии. В 2000 г. принял Православие, окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт (2011 г.). С 2005 г. является главным редактором сайта orthodoxie.com – ведущего православного информационного портала на французском языке. В 2007 г. рукоположен в сан диакона, в 2010 г. – в сан священника. Клирик парижского прихода преподобного Серафима Саровского (Архиепископия приходов русской традиции Константинопольского Патриархата). Организатор ряда конференций и семинаров, посвященных различным аспектам православной веры и церковной жизни. Автор книги «Забота о ближнем. Христианский взгляд на вопросы коммуникации» (Париж: Серф, 2011), автор текстов к альбому пастелей белорусской художницы Ирины Котовой «Воображаемый Париж» (Минск, Министерство культуры РБ, 2010) и одноименному фильму (2010, Белтелерадиокомпания, режиссёр С. Катьер), рассказывающем о творчестве белорусской художницы во Франции. В 2012 г. документальная лента «Воображаемый Париж» стала лауреатом трех международных православных кинофестивалей.

Может ли человек в современной секулярной Франции открыть и всем сердцем принять веру Православную? На этот вопрос утвердительно отвечает наш гость — православный священник из Франции — отец Кристоф Левалуа.

Отец Кристоф, Ваша жизнь – удивительный путь духовного поиска. Как этот путь в конце концов привел Вас к православию?

Я много изучал различные мировые религии, и меня поразило, что сущность, которую я искал в иных духовных практиках и учениях, есть в православии — традиции, столетиями пребывающие в Западной Европе. Православие — истинная вера, которая сохраняет самое важное. Это меня глубоко затронуло. Особенно сложным было то, что православие всегда связано с национальной принадлежностью человека. Я француз, и для меня было трудно приобщиться к традиции, которая не является исконно французской. Но благодаря людям, которые мне открывали православие, Православная Церковь стала моей семьей. Поэтому для меня очень важно то, как люди в церкви принимают друг друга.

А что же именно Вы нашли в Православной Церкви, что побудило Вас принять православие? Что в православии привлекло француза, изучавшего разные мировые религии?

Прежде всего, когда попадаешь в православный храм, то ощущаешь что-то, что невозможно объяснить. Именно в православном храме сердце чуствует, что здесь находится истина. Это то, что убеждает больше, чем любые объяснения. В православной вере я обрёл истинный смысл свободы, Таинства, дыхание Святого Духа. Все это изменило и преобразило меня. В нас самих есть резонанс, который звучит понятнее, чем любые языки. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что овцы слышат голос своего пастыря. Именно этот голос Небесного Пастыря я услышал в Православной Церкви. Этот голос, который звучит в каждом из нас… Стоит только прислушаться.

Придя в Церковь, Вы не остановились лишь на принятии веры, а получили богословское образование и стали священником. Почему?

Изначально у меня не было стремления стать священником. Я просто хотел оживить мою душу в православной вере. Я так хорошо себя почувствовал, что это побудило меня стать активным. С другой стороны, я хотел еще лучше узнать Православие, углубить свои знания – именно это привело меня к служению Церкви. Это служение сначала проявлялось в организации конференций, работа в сфере медиа, и в конечном итоге я пришел к литургическому служению – как чтец, иподиакон, диакон и, наконец, священник.

Как богословское образование в Свято-Сергиевском институте изменило Вас?

Богословский институт всегда работал над тем, чтобы вновь открыть истинное Православие для тех, кто учился в нем. Его знаменитые профессоры — Владимир Лосский, протоиерей Сергей Булгаков, протоиерей Николай Афанасьев, протопресвитер Александр Шмеман, Оливье Клеман, протопресвитер Борис Бобринский – работали над тем, чтобы дать новое дыхание церковной мысли и вновь открыть истоки Православия. Именно православные эмигранты, покидая родину и отрываясь от местной традиции, задумались над универсальностью Православия. Все, чему я научился в Свято-Сергиевском институте, помогло мне понять истинный смысл свободы, литургического действа и, в конечном счете, дало возможность рассматривать жизнь в Православии не просто как набор действий и предписаний, а как повседневную работу над собой и своим духовным ростом, как жизнь во всей её полноте.

Сегодня Ваше служение очень многогранно. Могли бы Вы составить иерархию Ваших различных служений и в Церкви, и в обществе?

Самое важное в жизни христианина – молитва, частная и общественная, церковная. Человек, питаясь молитвой, может укрепиться и противостоять злу. С другой сторо — ны, человек получает помощь через молитву своих братьев и сестер во Христе. Эта молитва является и фундаментом, и вершиной всей ие — рархической структуры Церкви. Я осознал, что очень важна возмож — ность сотрудничества с другими людьми во славу Божию. Дарова — ния каждого человека проявляются тем больше, чем больше люди со — вместно работают в Церкви.

Затем я бы поставил свое священническое служение и следующее за ним служение, связанное с вопросами коммуникации в Церкви, которое можно тоже рассматривать как диаконическое служение. Это налаживание диалога, встречи, и не только между самими верующими, но и, в особенности, между Церковью и внешним миром.

У меня много и других занятий: я со — трудничаю с белорусской художницей Ириной Котовой, преподаватель истории и географии в колледже.

Как сложилось Ваше сотрудниче — ство с белорусской художницей Ириной Котовой?

Бог знает! Я встретил Ирину в православной среде. В то время еще студентку Свято-Сергиевского института. Я знал преподавателя патристической экзегезы и биоэтики протоиерея Джона Брэка, с которым она сотрудничала. А впервые встретились мы на презентации новой книги отца Джона Брэка в Париже. Меня особенно тронуло в ее произведениях то, что она выражает свою веру не только через религиозные сюжеты, но и в других темах. Это меня заинтересовало в аспекте общения Церкви и мира. Для меня это особенно важно, потому что я постоянно сталкиваюсь с этим в повседневой работе. Как передать мой духовный опыт людям, которые никогда не были в Церкви, тем, кто особенно нуждается в том, чтобы получить это знание и просветиться светом Христовым? Здесь важно понять, как глубоко верующие писатели и художники, находящиеся своими корнями в Церкви, могут через свои произведения, не обязательно касающиеся религиозных сюжетов, передавать свой опыт веры, разговаривая своими произведениями с другими людьми. Это передача информации о Православии миру.

Ирина Котова дала мне место в своем творчестве. Это меня ободрило, и я смог выразить вещи, которые трогали мое сердце, в другом жанре литературного творчества. Моя задача была выразить нерелигиозным языком то, что говорит о надежде на свет веры. Именно это я отразил в своих текстах, написанных для альбома Ирины Котовой «Воображаемый Париж». Недавно в Российском центре науки и культуры в Париже состоялась выставка художницы. Во время вернисажа мы организовали поэтическо-музыкальный вечер, на котором звучали мои тексты на русском и на французском языках, а между каждым из этих текстов – романсы Михаила Клеофаса Огинского и Антония Генриха Радзивилла. После этого концерта даже невоцерковленнные люди говорили, что они почувствовали духовное содержание этих текстов. Если человек откроет свое сердце, чтобы почувствовать что-то другое в этом мире, – он обязательно это почувствует. И это может привести его к Православной Церкви. Это как зерно, которое прорастает.

В Беларуси сегодня многие люди, крещеные в Православной Церкви, находятся в стороне от церковной жизни. В то же время они смотрят с интересом на нехристианские ценности западного мира, принимают их в свою жизнь. Что Вы, как человек западного мира, прошедший через многие поиски и пришедший к православию, можете сказать нашим соотечественникам, отходящим от ценностей православия к ценностям западного мира?

Мы знаем яд Запада, он очень распространен. Я часто с ужасом замечаю, что люди, которые еще не до конца отравлены этим ядом, очень желают им отравиться. Я знаю, что реальность западного общества совершенно противоположна тому, что показывают. Здесь есть красивая витрина, которая представляет общество потребления. Но на самом деле в обычной повседневной жизни эти люди находятся в состоянии растерянности. Общество разделено на отдельны личностей, у которых нет ничего общего, каждый старается для себя. Существует культ денег как единственный идол, которому поклоняются. Если разобраться, то в конечном счете есть множество людей, совершенно разочарованных, отчаявшихся в жизни, потому что та пища, которую приносит общество потребления, — это всего лишь возбудители, действующие на очень короткое время, а затем приводящие к смерти. Именно в этом обществе Православная Церковь несет благую весть о жизни, которая длится вечно. Но то, что становится действительно трудным, – это вывести людей из гипноза западной картинки. Те, кто попал под его влияние, не совсем хорошо понимают, что на самом деле происходит в их жизни. Я считаю, что без православной веры нет возможности углубиться в себя и разобраться в своей жизни. Я замечаю, что в том обществе, где христианская вера больше не является основой, люди просто становятся хищниками, людоедами. Что сказать им, потерянным? Подход к каждому индивидуален. Прежде всего, надо остановиться, задуматься, задать себе вопросы и поставить все в своей жизни на свое место. Необходимо, чтобы понял, что он сам из себя представляет. Сейчас слишком много фаталистов и фатализма. Человек больше не думает и не знает о промысле Божием и о тех талантах, которые Господь ему дал и вложил в него. Что сейчас самое важное – это дать понять человеку ценность его самого в глазах Божиих, дать понять, что он является неповторимым, что он может сделать что-то, что превышает его человеческие возможности. Те богатства, которые Господь вложил в нас, могут в один прекрасный день расцвести и приумножиться. И это развитие человеческой души, умножение духовных даров и есть настоящее человеческое счастье и полнота жизни. Развивая свои способности, мы обогащаем этим других. Таким образом, устанавливается общение одного человека с другим: кто-то дает, кто-то получает – и это взаимно. Надо уметь давать и уметь принимать.

На Вашем примере мы можем говорить, что сегодня в Западной Европе растет интерес к Православию. Сможет ли Православная Церковь исцелить западный мир от его болезни?

Да, она может исцелить, но делает ли она это? Я уверен, что каждый человек в один прекрасный момент задумывается о Боге и ищет Его в мире или в себе. Он чувствует Божие присутствие где-то внутри, но пока не может разобраться с этими ощущениями. Именно здесь Православная Церковь должна быть рядом с этим человеком, чтобы протянуть ему руку помощи. Я не верю в, что большинство наших современников совершенные атеисты, они, скорее, идолопоклонники. Что мы должны сделать – так это передать им наш собственный опыт жизни во Христе. Господь может войти в нашу жизнь, открыться для нас в любом месте и в любой момент ее. Временами кажется, что некоторые люди далеки от веры, но мы не видим их сердце, которое ищет Бога. Нам также не надо отчаиваться. Именно мое обращение к Православию сделало меня оптимистом.

Какова тема вашей книги «Забота о ближнем? Христианский взгляд на вопросы коммуникации»?

Книга о том, что может принести христианская традиция в сферу общения. Коммуникация сегодня – это результат трех веков развития. Современные принципы коммуникации – механистические и материалистические. В XVI веке слова общение (fr. – communication) и приобщение (fr. – communion) были единым понятием, а потом разделились. В понимание истинного смысла коммуникации христиане многое привнесли. Потому что именно христианство есть религия общения, потому что это религия отношений (соединения). Общение и есть выражение отношений.

Мы видим понятия «отношений» и «коммуникации» во всем Священном Писании — от книги Бытия до Откровения. С другой стороны, богословие личности вполне может помочь понять, что есть наши отношения с ближним. Поэтому христиане сегодня могут объяснить, что такое общение не только между ними самими, но и между ними и всем остальным миром. Именно из-за неправильного понимания принципов коммуникации, общения и передачи информации происходят сейчас многие трагедии, случаются оскорбления и все, что касается драматических моментов жизни людей. Критики моей книги отмечают, что в ней представлен новый подход к анализу вопросов коммуникации и, в частности, с точки зрения христианства. В области коммуникации христиане имеют то, чем и сегодня могут обогатить мир, основываясь на своей традиции и на Священном Писании.

Каковы Ваши впечатления о Жировичах?

Это место жизни и передачи жизненной силы, которая исцеляет раны души. Это источник, в котором жизнь обновляется и преображается. Евангелие нам говорит, что дерево познается по плодам. Я мог увидеть эти прекрасные плоды и другие плоды, которые готовятся упасть с дерева. Это знаки трудов, приятных Богу.

Каковы Ваши впечатления от нашего журнала? Что вы пожелаете нашим читателям?

Ваш журнал очень хорошо представлен, визуальный аспект очень важен. Первое желание, которое возникает, – взять его в руки. Я поздравляю тех, кто готовит макет, поскольку несмотря на большой объем текстов и фотографий, журнал читается легко, его пространство не перегружено, «воздушно». Я вижу серьезное издание, которое представляет жизнь не только студентов, не только Церкви, но и жизнь обычных людей. Этот журнал может быть миссионерским, становясь посредником между теми, кто находится в Церкви, и теми, кто посматривает на Церковь и хочет в нее войти. Этих людей необходимо поддержать, показывая им, что происходит в Церкви, где жизнь обретает свою полноту.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.