Правило левой щеки

Для справки: Максим Козлов Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. – Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия за дипломную работу на тему «Полемика отцов-каппадокийцев против Евномия в русской богословской литературе». Студент 2-го курса Минской духовной академии.

Гнев и месть — дороги, ведующие к греху убийства. Как справиться с этими негативными, разрушительными для наших душ чувствами?

В Евангелии мы встречаем парадоксальное утверждение, в котором Спаситель призывает любить своих врагов: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два… А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 39-41; 44-48). Так передаёт слова Господа о любви к врагам евангелист Матфей. Но как правильно понимать эти слова Христа? Какой в них содержится сокровенный, глубинный смысл? Как их можно применить в повседневной жизни современного человека? Выполняя эти требования, не окажется ли человек слабым перед лицом господствующего в мире зла? Эти вопросы требуют серьёзного осмысления, прежде чем на них можно будет дать исчерпывающие ответы.

Человек XXI века глубоко укоренён в светской культуре. Он привык быть в центре мироздания. Во многом его собственное «Я» является главным критерием в отношениях с ближними. В античной Греции было сказано: «Человек есть мера всех вещей». Этот афоризм Протагора, одного из мудрецов Эллады, стал девизом для многих людей, живущих в нашем обществе. В то же время евангельские заповеди, высказанные Иисусом Христом почти две тысячи лет назад, обращены и к современному человеку. Христос вечен и вечны Его слова.

Дохристианский мир не мог достигнуть высоты евангельских заповедей. В Ветхом Завете основополагающий принцип отношения к врагам гласил: «Око за око, зуб за зуб». Никакой любви, только суровый закон. Мстительность соседствовала с требованием земной справедливости. Для ветхозаветного человека ближним был только единоверец и единоплеменник. Человек другой веры, национальности и культуры вызывал неприязнь и ненависть. Национализм и ксенофобия были распространённым явлением в древнем мире. Римская империя, которая являлась сверхдержавой античного мира и включала в свой состав представителей разных народностей, культур и религиозных верований, удерживалась от распада благодаря не любви друг ко другу, но силе римских легионов. Поэтому слова Христа о любви не только к своим, но и к чужим поистине были словами необычными, революционными. Они в корне переворачивали представление античного человека о том, кто является его ближним. Христианство пришло в этот мир религией любви и всепрощения, так как Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Как же правильно понимать слова Христа о непротивлении злу, о подставлении левой щеки после удара в правую? Русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой понял слова Спасителя «не противься злому» (Мф. 5, 39) в смысле пассивного непротивления злу и в итоге сформулировал учение, в корне отличное от православного. Это была попытка русского аристократа, интеллигента и либерала создать своё собственное христианство в противовес церковному. Попытка закончилась полнейшей неудачей.

Христианская экзегетическая традиция (экзегеза – толкование) предлагает нам следующее понимание этого непростого евангельского отрывка. Святитель Иоанн Златоуст, прославившийся своим красноречием, под злом понимал дьявола. Он писал: «Не говорит (Христос): не противься брату, но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого (на дьявола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, т. е. имей готовность терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнём погашают огонь, а водою». Таким образом, свт. Иоанн призывает христиан терпением побеждать зло. Блаженный Августин Аврелий, размышляя о любви к врагам, утверждал: «Хотите ли избежать врага? Любите вашего врага. Такова сила любви». Любовь к врагам не должна быть только теоретической, абстрактной, но подлинной, действенной. Житие святителя Тихона Задонского повествует нам, как однажды святой прибыл в дом знакомого ему помещика, чтобы заступиться за обижаемых им крестьян. Помещик был человек гордый, не привыкший выслушивать обличения. Между епископом и дворянином произошла ссора. Во время этого конфликта помещик ударил святого по щеке. Свт. Тихон ушёл, но вскоре вернулся и пал дворянину в ноги, прося прощения за то, что ввёл его в такой грех. Это настолько поразило помещика, что он сам бросился в ноги к святому и просил у него прощения за причинённую обиду. Из этого примера мы видим, что святой с помощью смирения и выполнения евангельской заповеди о любви к врагам смог сокрушить властолюбие, ненависть и гордыню своего противника.

Но не все слова Спасителя следует понимать буквально. Господь Иисус Христос в своих проповедях прибегал к использованию притч, т. е. иносказаний. Таким образом, многое в Его словах следует понимать аллегорически. К категории притч относятся и слова Господа об ударе в правую щеку. Русский святой, преподобный Амвросий Оптинский, пишет: «Ведь обычно, когда ударяют в лицо, бьют правой рукою в левую щёку, а не в правую. Но Господь хотел представить правой щекой оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виноват. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и через это осознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное… Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нигде нет в Писании. Там сказано, напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую, т. е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания». Из этого высказывания святого можно прийти к выводу, что под правой щекой Господь понимал обиду, причинённую за правое дело, но не безмолвную покорность при избиении. Блаженный Феофилакт Болгарский, который занимался толкованием Евангелий, говорит: «Не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку; нет, но и о всякой обиде». На эти высказывания христианских святых и подвижников современный человек может возразить, что все они жили давно, у них было другое окружение, другое общество, поэтому то, что было хорошо в то время, для нас неприемлемо. В ответ позволю себе привести высказывание нашего современника — покойного Патриарха Алексия II, служение которого проходило в советский период истории нашей Родины, в непростые годы становления современной России. На вопрос журналиста «как относиться к врагам Церкви?» он ответил: «Спасителем нам заповедано молиться за врагов наших. Молитва же всегда есть созидательное напряжение благой воли. Это действующее, активное пожелание всеми силами своей души подлинного блага и добра, спасения тому, кому ты молитвенно желаешь вразумления. Эти люди сами считали себя нашими врагами. Мы же не дозволяли себе испытывать к гонителям ненависти и зложелательства. Если бы мы поддались на такое искушение, это означало бы нашу духовную капитуляцию перед ними. Ибо означало бы, что силы зла вошли в наше сердце и сделали нас едиными в злобе со своими гонителями». Ещё один современный иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Иларион (Алфеев), рассуждая о любви к врагам, пишет: «Любить тех, кто любит нас, вполне естественно. Мы отвечаем любовью на любовь, потому что это заложено в наше человеческое естество: когда нам делают что-то хорошее, мы испытываем благодарность и стараемся отплатить добром. Но как научиться любить врагов? Как научиться не отвечать злом на зло, но отвечать на зло добром? Как научиться творить добро, не ожидая в ответ благодарности?.. Ответ на эти вопросы сокрыт в словах апостола Павла: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20). До тех пор, пока в нас живёт обычный человек, мы способны следовать только естественному человеческому закону, то есть отвечать добром на добро, а за причиненное зло отплачивать злом. Но если в нас будет жить Христос, то Сам Господь, вселившись в нас, открывших Ему свои сердца и души, будет действовать через нас, помогая исполнять Его Божественные заповеди, потому что человеческих сил на это не хватает». По мнению владыки Илариона, Сам Господь поможет человеку исполнить Его заповеди. Это подтверждают и слова Спасителя: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26).

Выполнение евангельской заповеди о любви к врагам требует от человека определённого мужества, силы духа. Естественнее на обиду ответить обидой, на зло — злом. Но победить ненависть любовью, вражду — примирением способны только те, кто может перешагнуть через свою гордость, своё самолюбие. Это отнюдь не будет свидетельствовать о слабости человека, но, напротив, о подлинном величии, силе его характера. Человек, считающий себя христианином, должен понимать, что такие понятия как «собственное достоинство», «честь» не всегда совместимы с тем, что от нас требует Христос. Вспомним, как, отстаивая свою честь в далёком 1841 году, в Пятигорске офицер Мартынов убил на дуэли своего товарища. Убитым, оказался великий русский поэт и писатель М. Ю. Лермонтов. Требование сатисфакции обернулось непоправимой трагедией.

Каждый день в молитве Господней «Отче наш» христиане молят Отца Небесного: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Этими словами мы просим Бога, чтобы Он научил нас любить и прощать друг друга, ведь Господь требует от нас возлюбить ближнего, в том числе и врага, как самого себя. Протоиерей Александр Мень замечает, что это требование «призывает к борьбе против звериных эгоцентрических начал, за признание ценности другого «я», к борьбе, которая должна создать высшего человека, «новое творение». Только любовь способна победить сатану».

Очень часто врагами могут стать самые близкие люди: друзья или родственники. Непонимание и вражда, эгоцентризм и себялюбие разрушают современные семьи. Люди, которые совсем недавно любили друг друга, становятся непримиримыми врагами. Как же в этом случае поступить? Позволю себе привести одну притчу, которая и послужит ответом на вопрос.

В одной семье сын провинился перед отцом. Потом он раскаялся в своём проступке и просил у отца прощения. Родитель никак не хотел прощать сына, но в то же время посещал храм и оказывал помощь нуждающимся людям. Сын, видя, что примирение достигнуть не удаётся, переоделся нищим и постучал в отцовскую дверь:

— Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба. Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:

— А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?

И отец его простил.

Воздержаться от гнева и вражды против ближнего поможет постоянное сознание того, что гневом мы сами вредим себе больше, чем наши враги. «Не столько повредит тебе враг, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что бы он ни делал, сколько ты вредишь самому себе, не примиряясь с ним и попирая законы Божии. Человек оскорбил тебя? Неужели, скажи мне, из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примиряться с оскорбившим значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение. Итак, смотри не на подобного тебе раба и не на тяжесть обид его, но, представляя в уме своего Бога и страх Его, имей в виду, что чем больше ты станешь принуждать свою душу и заставлять её после бесчисленных обид примиряться с оскорбившим, тем большую честь ты получишь от Бога, Который заповедал это».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.