Правило левой щеки
Для справки: Максим Козлов Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. – Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия за дипломную работу на тему «Полемика отцов-каппадокийцев против Евномия в русской богословской литературе». Студент 2-го курса Минской духовной академии.
Гнев и месть — дороги, ведующие к греху убийства. Как справиться с этими негативными, разрушительными для наших душ чувствами?
В Евангелии мы встречаем парадоксальное утверждение, в котором Спаситель призывает любить своих врагов: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два… А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 39-41; 44-48). Так передаёт слова Господа о любви к врагам евангелист Матфей. Но как правильно понимать эти слова Христа? Какой в них содержится сокровенный, глубинный смысл? Как их можно применить в повседневной жизни современного человека? Выполняя эти требования, не окажется ли человек слабым перед лицом господствующего в мире зла? Эти вопросы требуют серьёзного осмысления, прежде чем на них можно будет дать исчерпывающие ответы.
Человек XXI века глубоко укоренён в светской культуре. Он привык быть в центре мироздания. Во многом его собственное «Я» является главным критерием в отношениях с ближними. В античной Греции было сказано: «Человек есть мера всех вещей». Этот афоризм Протагора, одного из мудрецов Эллады, стал девизом для многих людей, живущих в нашем обществе. В то же время евангельские заповеди, высказанные Иисусом Христом почти две тысячи лет назад, обращены и к современному человеку. Христос вечен и вечны Его слова.
Дохристианский мир не мог достигнуть высоты евангельских заповедей. В Ветхом Завете основополагающий принцип отношения к врагам гласил: «Око за око, зуб за зуб». Никакой любви, только суровый закон. Мстительность соседствовала с требованием земной справедливости. Для ветхозаветного человека ближним был только единоверец и единоплеменник. Человек другой веры, национальности и культуры вызывал неприязнь и ненависть. Национализм и ксенофобия были распространённым явлением в древнем мире. Римская империя, которая являлась сверхдержавой античного мира и включала в свой состав представителей разных народностей, культур и религиозных верований, удерживалась от распада благодаря не любви друг ко другу, но силе римских легионов. Поэтому слова Христа о любви не только к своим, но и к чужим поистине были словами необычными, революционными. Они в корне переворачивали представление античного человека о том, кто является его ближним. Христианство пришло в этот мир религией любви и всепрощения, так как Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).
Как же правильно понимать слова Христа о непротивлении злу, о подставлении левой щеки после удара в правую? Русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой понял слова Спасителя «не противься злому» (Мф. 5, 39) в смысле пассивного непротивления злу и в итоге сформулировал учение, в корне отличное от православного. Это была попытка русского аристократа, интеллигента и либерала создать своё собственное христианство в противовес церковному. Попытка закончилась полнейшей неудачей.
Христианская экзегетическая традиция (экзегеза – толкование) предлагает нам следующее понимание этого непростого евангельского отрывка. Святитель Иоанн Златоуст, прославившийся своим красноречием, под злом понимал дьявола. Он писал: «Не говорит (Христос): не противься брату, но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого (на дьявола), весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, т. е. имей готовность терпеть зло. Сим образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнём погашают огонь, а водою». Таким образом, свт. Иоанн призывает христиан терпением побеждать зло. Блаженный Августин Аврелий, размышляя о любви к врагам, утверждал: «Хотите ли избежать врага? Любите вашего врага. Такова сила любви». Любовь к врагам не должна быть только теоретической, абстрактной, но подлинной, действенной. Житие святителя Тихона Задонского повествует нам, как однажды святой прибыл в дом знакомого ему помещика, чтобы заступиться за обижаемых им крестьян. Помещик был человек гордый, не привыкший выслушивать обличения. Между епископом и дворянином произошла ссора. Во время этого конфликта помещик ударил святого по щеке. Свт. Тихон ушёл, но вскоре вернулся и пал дворянину в ноги, прося прощения за то, что ввёл его в такой грех. Это настолько поразило помещика, что он сам бросился в ноги к святому и просил у него прощения за причинённую обиду. Из этого примера мы видим, что святой с помощью смирения и выполнения евангельской заповеди о любви к врагам смог сокрушить властолюбие, ненависть и гордыню своего противника.
Но не все слова Спасителя следует понимать буквально. Господь Иисус Христос в своих проповедях прибегал к использованию притч, т. е. иносказаний. Таким образом, многое в Его словах следует понимать аллегорически. К категории притч относятся и слова Господа об ударе в правую щеку. Русский святой, преподобный Амвросий Оптинский, пишет: «Ведь обычно, когда ударяют в лицо, бьют правой рукою в левую щёку, а не в правую. Но Господь хотел представить правой щекой оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виноват. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и через это осознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное… Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нигде нет в Писании. Там сказано, напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую, т. е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания». Из этого высказывания святого можно прийти к выводу, что под правой щекой Господь понимал обиду, причинённую за правое дело, но не безмолвную покорность при избиении. Блаженный Феофилакт Болгарский, который занимался толкованием Евангелий, говорит: «Не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку; нет, но и о всякой обиде». На эти высказывания христианских святых и подвижников современный человек может возразить, что все они жили давно, у них было другое окружение, другое общество, поэтому то, что было хорошо в то время, для нас неприемлемо. В ответ позволю себе привести высказывание нашего современника — покойного Патриарха Алексия II, служение которого проходило в советский период истории нашей Родины, в непростые годы становления современной России. На вопрос журналиста «как относиться к врагам Церкви?» он ответил: «Спасителем нам заповедано молиться за врагов наших. Молитва же всегда есть созидательное напряжение благой воли. Это действующее, активное пожелание всеми силами своей души подлинного блага и добра, спасения тому, кому ты молитвенно желаешь вразумления. Эти люди сами считали себя нашими врагами. Мы же не дозволяли себе испытывать к гонителям ненависти и зложелательства. Если бы мы поддались на такое искушение, это означало бы нашу духовную капитуляцию перед ними. Ибо означало бы, что силы зла вошли в наше сердце и сделали нас едиными в злобе со своими гонителями». Ещё один современный иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Иларион (Алфеев), рассуждая о любви к врагам, пишет: «Любить тех, кто любит нас, вполне естественно. Мы отвечаем любовью на любовь, потому что это заложено в наше человеческое естество: когда нам делают что-то хорошее, мы испытываем благодарность и стараемся отплатить добром. Но как научиться любить врагов? Как научиться не отвечать злом на зло, но отвечать на зло добром? Как научиться творить добро, не ожидая в ответ благодарности?.. Ответ на эти вопросы сокрыт в словах апостола Павла: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20). До тех пор, пока в нас живёт обычный человек, мы способны следовать только естественному человеческому закону, то есть отвечать добром на добро, а за причиненное зло отплачивать злом. Но если в нас будет жить Христос, то Сам Господь, вселившись в нас, открывших Ему свои сердца и души, будет действовать через нас, помогая исполнять Его Божественные заповеди, потому что человеческих сил на это не хватает». По мнению владыки Илариона, Сам Господь поможет человеку исполнить Его заповеди. Это подтверждают и слова Спасителя: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19, 26).
Выполнение евангельской заповеди о любви к врагам требует от человека определённого мужества, силы духа. Естественнее на обиду ответить обидой, на зло — злом. Но победить ненависть любовью, вражду — примирением способны только те, кто может перешагнуть через свою гордость, своё самолюбие. Это отнюдь не будет свидетельствовать о слабости человека, но, напротив, о подлинном величии, силе его характера. Человек, считающий себя христианином, должен понимать, что такие понятия как «собственное достоинство», «честь» не всегда совместимы с тем, что от нас требует Христос. Вспомним, как, отстаивая свою честь в далёком 1841 году, в Пятигорске офицер Мартынов убил на дуэли своего товарища. Убитым, оказался великий русский поэт и писатель М. Ю. Лермонтов. Требование сатисфакции обернулось непоправимой трагедией.
Каждый день в молитве Господней «Отче наш» христиане молят Отца Небесного: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Этими словами мы просим Бога, чтобы Он научил нас любить и прощать друг друга, ведь Господь требует от нас возлюбить ближнего, в том числе и врага, как самого себя. Протоиерей Александр Мень замечает, что это требование «призывает к борьбе против звериных эгоцентрических начал, за признание ценности другого «я», к борьбе, которая должна создать высшего человека, «новое творение». Только любовь способна победить сатану».
Очень часто врагами могут стать самые близкие люди: друзья или родственники. Непонимание и вражда, эгоцентризм и себялюбие разрушают современные семьи. Люди, которые совсем недавно любили друг друга, становятся непримиримыми врагами. Как же в этом случае поступить? Позволю себе привести одну притчу, которая и послужит ответом на вопрос.
В одной семье сын провинился перед отцом. Потом он раскаялся в своём проступке и просил у отца прощения. Родитель никак не хотел прощать сына, но в то же время посещал храм и оказывал помощь нуждающимся людям. Сын, видя, что примирение достигнуть не удаётся, переоделся нищим и постучал в отцовскую дверь:
— Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба. Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:
— А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?
И отец его простил.
Воздержаться от гнева и вражды против ближнего поможет постоянное сознание того, что гневом мы сами вредим себе больше, чем наши враги. «Не столько повредит тебе враг, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что бы он ни делал, сколько ты вредишь самому себе, не примиряясь с ним и попирая законы Божии. Человек оскорбил тебя? Неужели, скажи мне, из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примиряться с оскорбившим значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение. Итак, смотри не на подобного тебе раба и не на тяжесть обид его, но, представляя в уме своего Бога и страх Его, имей в виду, что чем больше ты станешь принуждать свою душу и заставлять её после бесчисленных обид примиряться с оскорбившим, тем большую честь ты получишь от Бога, Который заповедал это».