100 км на велосипеде: история одной жизни

Автор: Беседовал Андрей Шляхтов, студент 4-го курса Минской духовной семинарии

Для справки: Протоиерей Стефан Гладыщук. Родился в 1932 г. В 1953 г. — рукоположен во священника, в 1954 окончил МинДС, служил в Мозыре, Дрездене, Веймаре и Гомеле. С 1998 г. — настоятель Свято-Георгиевского храма г. Гомеля., благочинный Гомельского округа.

В 1954 г. Минскую духовную семинарию окончил священник Стефан Гладыщук. Вот уже 60 лет отец Стефан несет пастырский крест, открывая путь к Богу тысячам нашим соотечественников. Накануне своего 80-летия отец Стефан ответил на вопросы редакции и рассказал Вам, дорогие читатели, о всем самом важном, что встретил на своем жизненном пути.

Отец Стефан, с раннего возраста Вы столкнулись со многими жизненными трудностями. В 8 лет Вы потеряли мать, в семье осталось трое детей. Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родительской семье. Родился я 18 сентября 1932 года в деревне Меневеж Дрогичинского района Брестской области в небогатой крестьянской семье. Когда мне было 8 лет, моя мама сгорела от воспаления лёгких. Нас осталось трое деток: сестричка, братик и я. Отец вынужден был жениться вторично. Потом началась война, оккупация, родились дети от второй жены. А когда, в 1944 году Брестскую область освободили от немцев, отца призвали в армию. Мне, как старшему ребенку в семье, досталась вся тяжелая мужская работа. До сих пор помню, как перед уходом отец обнял меня, поцеловал в голову и сказал: «Гаспадарык ты мой!» Тогда мне было 12 лет, но я уже всё мог делать по хозяйству — и пахать, и бороновать, и косить.

Слава Богу, в 1945 году, после Победы, отец вернулся. В тяжелые военные и послевоенные годы я во всем помогал родителям по хозяйству, помогал в воспитании шестерых младших братьев и сестер. В 1948 году, когда строились колхозы, у семьи забрали единственную лошадь и землю, взамен выделив 30 соток неплодородной земли. Жили впроголодь, суп иногда варили из лебеды. Я нанимался на работу, чтобы заработать деньги на нужды большой семьи. Приходилось тяжело, работа для моего возраста была трудной — косить, молотить рожь, заготавливать лес за десятки километров от дома, а добираться нужно было пешком и часто босиком в холодное время года, чтобы сохранить в целости обувь.

Кто привил Вам любовь к Церкви?

Любовь к церкви, церковной службе и пению привили родители. С самого младенчества нас приучали к молитве: отец с матерью молился дома, и мы стояли, молились. По праздникам и воскресным дням они водили нас, детей, в Свято-Покровскую церковь в соседнюю деревню Детковичи, которая находилась за 3 километра от нашего дома.

Что повлияло на избрание священнического служения? Насколько нам известно, Вы поступили в педучилище и проучились там всего неделю. Спустя некоторое время Вы начинаете готовиться к поступлению в Минскую духовную семинарию.

В 1948 году я окончил «семилетку», учился хорошо. Отец видел мои способности и хотел, чтоб я куда-то пошёл учиться, чтобы на сельском хозяйстве не оставался, тем более в 48-м году (тот год, когда я закончил 7 классов) началась коллективизация — начали отнимать лошадей в колхоз, забирали коров. В общем, брали все. Нашей семье выделили 30 соток, вот и живи с этого. В возрасте 16 лет я поступил в Пружанское педагогическое училище. Но у меня особой радости от этого не было, не лежала душа к светскому учению. Неделю в училище отучился и приехал домой на побывку, сменить белье, взять продукты, так как в педучилище дали только общежитие, а питаться надо было самому. И вот назад нужно ехать, а я не могу. Трудно было добираться: 20 километров идти пешком, потом где-то голосовать, чтобы кто-то подвёз. Далеко от нас были Пружаны, кажется, около 40 километров. Отец просил меня, уговаривал: «Иди, сынок, учиться надо. Мы похлёбку есть будем, а тебе жиры и хлеб отдавать будем». Тяжело было такое слышать, томился я. В педучилище я больше не вернулся. Господь готовил другой путь…. В воскресенье отец пришел из церкви и говорит: «Стёпа, батюшка сказал, что открылась в Жировицах Минская духовная семинария, для поступления в неё нужны верующие ребята». Окрыленный, я вскочил на велосипед и поехал к священнику Николаю Соботковскому, настоятелю Свято-Никольской церкви в деревне Черняково, чтобы сразу же начать готовиться к поступлению в семинарию. Регулярно ходил в храм по воскресным дням, стал углубленно изучать церковное чтение и пение. Всё это я усваивал легко и быстро. И такое воодушевление испытывал, словно заново на свет родился.

Весной, в возрасте 17 лет, вместе со священником Николаем Артецким (в будущем иеромонахом Назарием) и другими верующими Черняковского прихода я совершил пешком путешествие в 100 километров до Свято-Успенского Жировицкого монастыря, тогда было 20-е мая — праздник Жировицкой иконы Божьей Матери. Посещение храмов монастыря и духовной семинарии, встреча с семинаристами оказали на меня неизгладимое впечатление. Но мне тогда было всего лишь 17 лет, а в семинарию принимали с 18-ти. Приемная комиссия узрела во мне, худеньком пареньке, огромное желание учиться в семинарии, мне пошли навстречу, сделав исключение и назначив вступительные экзамены позже срока.

18 сентября 1950 года мне исполнилось 18 лет. На следующий день, после совершеннолетия (19 сентября) я успешно за пару часов сдал экзамены и получил справку о поступлении в Минскую Духовную Семинарию в Жировицах. 100 километров на велосипеде домой я летел как на крыльях! В паспортном столе города Антополя, где я делал паспорт, настойчиво отговаривали учиться в духовной семинарии, но ничто уже не могло поколебать будущего священника. Я нашел свое призвание…. Родители были тоже очень рады за сына, они продали последнюю корову, чтобы купить мне костюм для обучения в Семинарии.

Думаю, что это было призвание Божие. Господь повел меня именно таким путём, чтобы почувствовать разницу между светским учебным заведением и семинарией.

Легко ли было учиться в семинарии?

К занятиям я приступил с октября, пропустив месяц учебы. Учиться было легко, мне всё было интересно. Желание учиться было столь велико, что с Божией помощью я быстро изучил пропущенный материал и к концу четверти все сдал на «отлично». А к концу учебного года вышел по успеваемости на уровень лучших учеников и зарекомендовал себя как ответственный и усердный студент. Преподаватели заметили, что я способный, выполняю свои обязанности студента честно, добросовестно. В начале 2 курса, в 1951 году, наш классный руководитель Николай Алексеевич избрал меня старостой класса, самого молодого из учащихся. Такая должность сопровождала меня до конца семинарии. Кроме богословских предметов, мы изучали русский и славянский языки, Конституцию СССР. Пение мне давалось легко, с 3 курса я руководил студенческим хором Семинарии. Очень любил слушать отца Бориса Шишко, отца Виталия Борового. Увлекся волейболом, потом шахматами. Студенты играли друг с другом, и даже с некоторыми преподавателями: Алексей Яковлевич Яблонский любил с нами сразиться в шахматы. С ним и я играл иногда. Всё-то оно неплохо, и память развивает, но много времени было потеряно. Если б тогда да теперешний разум, я бы больше читал богословских книг. Я не учел того, что, когда выйду на приход и будет время читать, не будет книг, которые в избытке предоставлялись студентам в семинарии.

Когда и где начался Ваш священнический путь?

В 1952 году я женился на односельчанке из верующей семьи Марии, с которой счастливо прожил почти 40 лет.

Будучи воспитанником 3 класса семинарии, 27 марта 1953 года за Божественной Литургией в Свято-Казанской церкви Минска я был рукоположен в сан диакона архиепископом Минским и Белорусским Питиримом, а через год, 14 февраля 1954 года, накануне праздника Сретения Господня — в сан иерея.

Закончил семинарию в 1954 году по 1 (высшему) разряду. Педагогическим Советом семинарии был направлен в Московскую духовную академию для получения высшего богословского образования.

Первым местом моего служения был Свято-Михайловский Собор города Мозыря Гомельской области. Молодая матушка Мария стала незаменимой помощницей и духовной поддержкой в церковной жизни. Она самоотверженно приняла и разделила все тяготы непростой жизни пастыря в то сложное для Церкви время, годы новых гонений со стороны власти в отношении Церкви, ее служителей и их семей.

В январе 1958 года я был переведен в Свято-Петро-Павловский собор города Гомеля на должность второго священника. Настоятелем собора в то время являлся протоиерей Василий Копычко.

С наступлением гонений на Церковь началось повсеместное закрытие храмов. 30 октября 1960 года власти закрывают собор «под планетарий и маятник Фуко». Я не мог выразить словами то свое состояние. В один день осиротели мы и город…. После закрытия собора все священнослужители были переведены в Свято-Никольскую церковь, единственный храм Гомеля в течение долгих лет.

В апреле 1965 года в сан протоиерея меня возвел архиепископ Минский и Белорусский Сергиий в Кафедральном соборе Минска.

Расскажите немного о Вашем служении за границей.

После окончания Московской духовной академии (1968-1976) определением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1980 году я был направлен в Среднеевропейский Экзархат и назначен настоятелем храма святого Симеона Дивногорца в городе Дрезден и святой равноапостольной Марии Магдалины в городе Веймар в Германии.

Наша семья всегда радушно принимала у себя и русских эмигрантов, и советских военнослужащих, немецких и греческих гостей, паломников из Болгарии, пастырей и архипастырей из многих стран.

Когда Вы вернулись на Родину?

 В 1984 г. наша семья вернулась в родные края, и я снова продолжил служить в Свято-Никольской церкви Гомеля. В 1988 году исполнилось тысячелетие Крещения Руси, начался новый период в жизни Церкви — постепенный процесс возвращения храмов и открытие монастырей. В сентябре 1989 года принимается решение о передаче Церкви гомельского Свято-ПетроПавловского собора, и 7 января 1990 года была совершена первая Божественная литургия. В этом же году я назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского Кафедрального собора и благочинным Гомельского округа.

В декабре 1991 года мою семью постигло большое горе — после тяжелой болезни умерла матушка Мария, мой верный друг и добрый помощник, заботливая, любящая мать и бабушка. Она усердно трудилась для благоустройства всех храмов, где мне пришлось служить, была прекрасной гостеприимной хозяйкой, а также примером женской мудрости, доброты, безотказности и любви к людям.

В 1998 году меня вторично назначают благочинным Гомельского округа, и с ноября 1998 года меня переводят в Свято-Георгиевский храм города Гомеля, где я служу и поныне.

Непростая была жизнь у батюшки….

За свою жизнь, отец Стефан мог погибнуть четыре раза. В детстве он упал в глубокий колодец, но благо, что рядом был его друг, который сбросил ему верёвку. Это было поздней осенью. Ещё один случай. Когда молодой Стефан, усердный помощник родителей, забирал с пастбища коня, юноша сел на него и тяжёлую металлическую цепь одел себе на шею, другой же конец был привязан к шее животного. Конь что-то увидел и дернулся. Мальчик упал, цепь сдавила шею, но конь не сдвинулся с места. Третий случай приключился в семинарии. Молодой студент Стефан Гладыщук чуть не утонул в озере, которое находилось за учебным корпусом Семинарии. Если бы не его друг Питирим, история, может быть, была бы другой. Последний случай произошёл недавно. Отец Стефан попал в дорожно-транспортное происшествие. Его машина была полностью разбита. Он чудом остался жив.

За 4 года миссионерского служения в Германии батюшка и его матушка Мария снискали искреннюю любовь и глубокое уважение клира и прихожан, заслужили доверие среди православных верующих разных национальностей, являлись объединяющим центром духовной жизни за рубежом. Полагаясь на волю Божию, отец Стефан и его матушка со смирением и терпением приняли на себя ответственность за эту порученную им Церковью миссию вдали от дома. Господь одарил батюшку уникальным слухом и прекрасным голосом широкого диапазона, он может и сейчас легко исполнить любую мужскую партию из церковных песнопений. Его спокойное, величественное служение в храме Божием всегда привлекало прихожан. Верующие Гомеля специально приезжают в Свято-Георгиевский храм помолиться, послушать проповеди и доброе пастырское слово батюшки Стефана, чувствуя в них живой опыт Богообщения и глубокое понимание сущности христианской жизни.

Многолетний священнический труд протоиерея Стефана отмечен многими заслуженными церковными наградами: орденом Русской Православной Церкви во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира 2-й и 3-й степени; орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени; орденом Белорусской Православной Церкви во имя Святителя Кирилла Туровского 1-й и 2-й степени; медалью Гомельской Епархии в честь святого праведного Иоанна Кормянского; медалью «Патриаршая благодарность» Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В настоящее время у отца Стефана три дочери, шесть внуков, четыре правнука. Два его зятя — священники. Протоиерей Димитрий — настоятель Свято-Георгиевского храма города Гомеля, протоиерей Владимир — настоятель Свято-Покровского храма деревни Еремино Гомельского район. Диакон Алексей — муж одной из внучек батюшки.

Отец Стефан справедливо заслужил всеобщую любовь и уважение прихожан, высокий авторитет среди духовенства. Для большинства мирян и клира Гомельской епархии он стал духовником, который всякого приходящего за помощью выслушает, подскажет, поддержит, посочувствует и вместе помолится. На протяжении всех лет своего служения батюшка Стефан крестил, обвенчал, благословил на совместную жизнь, проводил по-христиански в последний путь тысячи людей. Многие верующие люди из Беларуси, из дальних городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья знакомы с этим интеллигентным, выдержанным, спокойным и внимательным человеком. Это умудренный годами священник, научивший своим собственным примером молитве, покаянию, любви и состраданию людям, о котором можно с полной уверенностью сказать — вот он, «пастырь добрый»

18 сентября 2012 года отцу Стефану исполнилось 80 лет, а в январе 2013 года исполнилось 55 лет его служения в городе Гомеле. 27 марта 2013 исполнилось 60 лет священнического служения отца Стефана.

Дорогой отец Стефан, от всего сердца желаем Вам духовных и телесных сил, крепкого здоровья и всесильной помощи Божией в пастырском служении на многая и благая лета!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.