«Добро» и «зло» 

Что такое собственность, откуда она берется и куда уходит? В честном ответе на эти вопросы — путь к исполнению заповеди «Не укради».

Мое «добро» и чужое «зло»

Собственность — это то, что мы считаем своим, собственным. Однако наше обладание чем бы то ни было — явление временное. Финансовые кризисы, стихийные бедствия, наконец, наша смерть — ставит окончательную точку в списке наших стяжаний, полностью обнуляя его. В контексте вечности мы приходим к мысли, что единственным собственником всего существующего является Бог. «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?» — задается вопросом святитель Василий Великий, учитель Христианской Церкви IV века. Все, что принадлежит Богу — хорошо. Очевидно, именно из такого понимания у наших предков родилось именование имущества «добром»: «Жить-поживать, и добро наживать». «Добро» — это все то, что мы получили праведным путем — честно заработали, получили как искренний дар, унаследовали от родителей. Если продолжить называть вещи своими именами, то все, что мы получили неправедным путем — украли, присвоили, получили в качестве взятки — это не что иное, как «зло».

Как мы воруем

Некоторые из наших соотечественников, признавая, что украсть у другого человека это плохо, не считают предосудительным красть у своего работодателя — у государства или частной организации. Это ужасное заблуждение не только разрушает душу такого человека, но и препятствует развитию экономики, тормозит созидательное развитие нашего общества. Удивительный духовник второй половины ХХ в. — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) резко обличал даже тех, кто ездил «зайцем» в общественном транспорте, или «хитрил» с электросчетчиком, прямо называя это нарушением Божией заповеди «Не укради». Грешит тот, кто ворует у работодателя, грешит и тот, кто покупает украденное. Не предлагали ли Вам сотрудники какого-либо предприятия продукцию «подешевле» за наличный расчет? Воруют у себя, у страны и общества и те, кто, получая зарплату, не работает, или работает плохо. Святитель Василий Великий считал вором и того, кто из своих доходов ничего не уделял на помощь нуждающимся. «Не уделять из своего имущества есть также похищение» — подчеркивал святитель Иоанн Златоуст. С другой стороны, грех — имея силы и здоровье, жить за счет добрых людей, изображая себя нищим или больным.

Как заработать на жизнь?

Этот вопрос является предметом беспокойства и заботы для каждого из нас. Ответ на него дает нам Сам Господь — Собственник всех материальных благ на земле: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,31-33). Итак, Господь призывает нас однозначно изменить жизненные приоритеты: во-первых — общение с Богом, поиск и желание праведности, исполнение заповедей Божиих. Все это должно занять первое место в нашем сознании и в нашей повседневной жизни, чтобы нашим главным вопросом к себе и к другим был не «А сколько ты (я) зарабатываешь?», а «А как ты молишься, как ты любишь Бога и ближнего?». Когда зарабатывание духовных богатств станет для нас смыслом жизни, тогда вопросы земного «снабжения» (что есть, пить, одеть и т.д.) будут решаться гораздо проще. К сожалению, игнорирование этого удивительного Божьего совета человечеству приводит многих людей от излишней «заботы» о собственном пропитании и одевании к нарушению прямой заповеди Божией — к воровству. Человек, незаконно забирающий у другого человека, либо государства или организации, думает, что он «наживает добро». Но нет, он уничтожает свою жизнь «злом».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.