Друзья богатства неправедного

Для справки: Максим Козлов. Родился в 1988 г. в Минске. В 2006 г. окончил Лицей БГУ, в 2011 г. — Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. В настоящее время является студентом II курса Минской духовной академии.

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16, 1-13).

Хорошо или плохо быть богатым? Для чего дается богатство? Именно на эти вопросы отвечает притча Спасителя о неправедном управителе.

При чтении этого евангельского отрывка у нас возникает вполне понятное недоумение и смущение: как хозяин мог похвалить обманувшего его управителя? Неужели Христос поощряет ложь и преступление? Может ли проступок получить оправдание и даже награду? Давая ответы на эти справедливые замечания необходимо остановиться на том, что представляет собой притча.

В канонических Евангелиях встречаются многочисленные притчи Господа Иисуса Христа, сказанные Им слушающим Его людям. В Своей проповеди Спаситель любил применять этот жанр древневосточной литературы. Притча представляет собой поучительный рассказ из повседневной жизни, но имеющий таинственный, глубокий смысл. Следовательно, притча — это иносказание, аллегория.

Не всё в словах Господа Иисуса Христа следует понимать буквально. Такое понимание может быть весьма поверхностным, неточным. Рассматривая приведённый выше библейский текст, необходимо понять истинный смысл этого повествования, осознать, что хотел сказать нам Спаситель.

Буквальное прочтение текста передаёт нам картину финансовых махинаций проводимых управителем за спиной хозяина. В этом преступлении замешан не только управляющий имением, но и должники, которые соглашаются подделать официальные документы. Логическое завершение повествования предполагало бы наказание преступников, но совершенно неожиданно, хозяин одобряет поступок управителя.

Очевидно, что в этой притче в образе хозяина представлен Сам Господь. Хозяин, узнав о мошенничестве своего управляющего, не карает его справедливо, но наоборот хвалит. Обратим внимание, что господин хвалит своего работника не за преступление, а за догадливость: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8). Действительно, есть люди, которые не имеют больших интеллектуальных познаний, но при этом они обладают искусством знания жизни. Их будет отличать от окружающих сноровка в деле достижения поставленных ими целей. Спаситель ставит в пример Своим последователям именно эту категорию лиц.

Мы можем наблюдать в современном мире, как некоторые люди употребляют многочисленные усилия для обладания значительными материальными благами. Богатство сулит им уверенность в завтрашнем дне, стабильность, спокойствие, а главное влияние и власть в обществе. Деньги становятся идолом, которому служат беззаветно и преданно, ему покланяются и его восхваляют. Богатству отдают все свои силы, таланты и способности. Французский писатель XIX века Оноре де Бальзак в своих произведениях прекрасно раскрывает эту страшную зависимость человека от капитала. В своём известном романе «Евгения Гранде» писатель в образе Папаши Гранде показывает человека одержимого фанатичной страстью к деньгам. Богач накопил миллионы, но при этом его жена и дочь живут в скудной обстановке, даже не догадываясь о несметном состоянии главы семейства. Родные перестают существовать для Гранде. Он вспоминает о них только тогда, когда близкие могут оказать ему помощь в финансовых операциях. Очевидно, что такие персонажи живут не только на страницах книг, но и в современном обществе.

Господь словами «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8) отмечает эту устремлённость, самоотдачу мирских людей в деле достижения поставленных задач и целей. Они прилагают больше усилий для получения преходящих земных благ, чем последователи Христа в деле достижения благ духовных.

Далее Спаситель говорит: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Что следует понимать под «богатством неправедным», о котором говорит Господь? Авторитетный толкователь Евангелия — блаженный Феофилакт Болгарский указывает, что «“неправедным” называется то “богатство”, которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя». Также, можно предположить, что неправедное богатство — это богатство приобретённое нечестным, незаконным образом. Мы видим в сегодняшнем мире, что земные блага очень часто достаются несправедливым путём. Огромные состояния наживают незаконными методами, основанными на подлости и обмане. Олигархические круги становятся неподвластными закону. Напротив, они сами пытаются контролировать политиков, прессу, деятелей науки и культуры, тем самым стремясь заполучить средства управления современным миром. Великий христианский святой Иоанн Златоуст, так отзывается о тех, кто приобрёл богатство нечестным образом: «Кто неправедно обогащается, хуже нищих; лучше просить милостыню, чем красть». Экономические преступления не стали редкостью и в XXI веке. Там, где есть большие деньги, всегда будут кипеть самые низменные человеческие страсти.

В тоже время, не надо считать, что само по себе богатство является злом, а состоятельный человек обязательно порочным. В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви сказано: «В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были Авраам и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве». Богатство становится греховным, если оно начинает господствовать над человеком. Состоятельный человек должен правильно распоряжаться своим финансовым положением. Современное общество дифференцировано по материальному достатку. Кто-то может позволить себе абсолютно всё, а кто-то вынужден довольствоваться лишь самым необходимым. Очевидно, что социальная несправедливость сохраняется в мире, несмотря на все экономические преобразования. В нашей стране после эпохи социалистического развития наступил период рыночного капитализма, но чувство справедливости отнюдь не стало доминировать в сознании людей. Напротив, расслоение на бедных и богатых только усилилось. То, что раньше казалось, может быть где угодно, но только не у нас, стало трагической реальностью. Призыв Господа Иисуса Христа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9), означает то, что состоятельные люди, если они считают себя христианами, должны оказывать материальную помощь нуждающимся. В лице обездоленных, которым была оказана помощь, они найдут себе в будущей жизни заступников и покровителей. Святитель Филарет, митрополит Московский замечает: «Душа, при недостатке совершенства, имеет надежду, что бедствующие и скорбящие, которым она от своего земного благосостояния подавала помощь и утешение, благодарной молитвой веры помогут и ей отворить дверь вечного крова». Поэтому богатому человеку необходимо помнить, что богатство ему дал Господь, и поставил его управлять этим состоянием. За это управление придётся давать отчёт. Ведь богатство — это не только привилегия, но и большая ответственность перед Богом.

За словами Спасителя о неправедном богатстве скрывается смысл ещё более глубокий. Это не только земные блага, но и способности, таланты человека, и конечно сама его жизнь. Жизнь не принадлежит нам. Она является бесценным даром, который Бог даёт человеку. Мы являемся не владельцами нашей жизни, но только её управителями. Поэтому от каждого из нас в определённое время Господь потребует ответа на вопрос: как мы использовали данный нам дар жизни?

Человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования; о том, чего он достиг или не достиг в жизни. Великий русский писатель И.С.Тургенев, так описывает размышления одного из своих литературных героев о прожитой жизни: «И всё вдруг показалось ему дымом, всё: собственная жизнь, русская жизнь — всё людское, особенно всё русское». Действительно, жизнь может представляться дымом и паром, или «комедией с трагическим концом» (И.С.Тургенев), если она была нацелена только на обладание земным: успех, слава, власть, деньги, женщины. Всё это с легкостью может стать для человека кумиром. Каждый же кумир жесток: он требует себе служения и поклонения. Не случайно Господь говорит: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16, 13). Под Мамоной здесь подразумевается древнесирийское божество, которое олицетворяло собой богатство. Спаситель призывает верующих в Него к абсолютной верности и преданности Богу. Он не принимает раздвоенности и разрыва, малодушия и лицемерия. Нельзя с одинаковой силой и любовью служить Христу и богатству, потому что господин может быть только один. В тоже время, Бог не является диктатором или тираном. Господь даёт человеку бесценный дар свободы. В Ветхом Завете было сказано: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30, 15). Каждый день мы стоим перед необходимостью выбора: следовать за Богом или идти на поводу своих эгоистических страстей и пороков; остаться человеком или потерять себя.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.