Инокиня Георгия (Клашевич)

Редакция благодарит игумению Гавриилу (Глухову), настоятельницу гродненского Свято-РождествоБогородичного женского монастыря, за помощь в подготовке материала.

Одиннадцатого января 2013 года, на 82-м году жизни, скончалась инокиня Георгия, полвека трудившаяся при Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном монастыре, Человек удивительной жизни и веры.

Инокиня Георгия (Галина Константиновна Клышевич) родилась 18 февраля 1931 года в городе Саратове в семье белоруса Константина Ивановича Клышевича и россиянки Зинаиды Алексеевны Захаровой Клышевич. Галина закончила семилетку в Саратове и в 1946 году поступила в Энгельский педагогический техникум. 12 июня 1947 года умирает мама Галины Константиновны — Зинаида Алексеевна. Смерть любимой матери в возрасте 56 лет была большой потерей и ударом для 16-летней Галины.

В 1950 году Галина оканчивает техникум и начинает преподавать в селе Савкино Петровского района, Саратовской области. В этом же 1950 году она поступает на заочное отделение Вольского учительского института на факультет русского языка и литературы. В период с 1951 по 1952 году матушка вместе со своим отцом жила в Дагестанской АССР, в селе Чох, Махачкалинской области, где преподавала русский язык и литературу. По воспоминаниям самой матушки Георгии, ей пришлось выучить дагестанский язык, чтобы лучше понимать местное население, так как не все разговаривали порусски и, таким образом, попытаться им привить любовь к «великому, могучему» русскому языку. В 1952 году её отец, Константин Иванович скончался и Галина возвратилась в Саратов, где продолжила работать учительницей в с.Савкино.

В 1954 году Галина окончила Вольский учительский институт с присвоением ей квалификации «преподаватель русского языка и литературы в старших классах семилетней школы». Кроме русского языка ей часто приходилось преподавать и немецкий язык, которым она владела в совершенстве. Галина Константиновна также вела уроки музыки и пения, хорошо умела играть на аккордеоне, прекрасно пела в школьном хоре и была ведущей танцовщицей. Дорога в школу занимала несколько часов, но Галина знала, что идёт к своим родным ученикам, которых горячо любила, холила и лелеяла. Галина Константиновна была педагогом от Бога. Как истинный детоводитель, она помогала детям, давая им не только школьные познания, но и прививала у них любовь друг к другу, отзывчивость, порядочность, честность, была сама примером для подражания своим ученикам. Часто за свои учительские деньги она покупала лекарства, продукты, которые в то время было трудно купить жителям сел, и передавала больным ученикам через одноклассников или сама ходила навещать их.

23 июля 1957 года Галина Константиновна вышла замуж за Николая Фёдоровича Глухова, по профессии военного, в то время заведующего клубом в селе Савкино. На свадьбу Николая и Галины собралась вся школа. Многие ученицы и ученики «с ревностью» смотрели на Колю Глухова, который «отнимал» у них любимую учительницу, родного школьного друга, заботливую мать и сестру. 12 июня 1958 года в семье Глуховых родилась дочь Мария. …

Однажды зимой 1959 года Галина Константиновна направлялась в село Савкино для проведения атеистической работы в клубе и, по дороге её застала снежная буря. Дорога стала непроходимой, снег был уже по пояс. Вдали выли волки, и можно было увидеть, как у них горели глаза от предчувствия добычи, да и мороз крепчал. Присев на санки, на которых лежали учебники, будущая инокиня Георгия вспомнила о том, что покровителем семьи Захаровых всегда был святитель Николай Чудотворец. Она стала горячо просить его, дабы сей святой муж спас её ради годовалой дочери. …И вдруг подъехала упряжка лошадей с санями, которыми управлял седой и добрый старичок. Увидев Галину, он спросил, куда ей надо идти, она ему ответила, что идет в село Савкино. Дедушка сказал ей, что и ему туда и усадил её в сани, прикрыв кожушком. Приехали они очень быстро, и Галина стала переживать, что ей нечем отблагодарить этого незнакомого дедушку. Однако, вспомнив, что в портфеле у неё была вобла, она нагнулась, чтобы достать воблу и, когда поднялась, то увидела, что дедушка исчез. К сожалению, Галина не придала сему чуду никакого значения и, как ни в чем не бывало, стала вести свою агитационную работу в клубе, ради чего она и приехала.

По прошествии некоторого времени, приехав в дом своих родителей в Саратове, она увидела семейную икону Святителя Николая… Её объял страх и неподдельный ужас. В лике святого она узнала того самого Дедушку, который спас её от неминуемой смерти и растерзания голодными волками. Этот случай, по словам самой инокини Георгии, полностью перевернул её жизнь и направил в другое русло. Галина Константиновна стала интересоваться православной верой, молиться, рассказывать своим ученикам о Боге. Она не скрывала своих религиозных убеждений в суровое время атеизма, за что после имела неприятности на работе. Галину Константиновну «понизили» в должности и с учительницы старших классов, перевели в глухое село Ново-Чарлыкск учительницей младших классов. Но и там она проработала лишь несколько месяцев, потому что не вела атеистическую пропаганду среди малышей 1-3 классов, отказывалась в проведении внешкольной, пионерской работы, После этого её отстранили от занятий окончательно. Тогда она поступила на курсы бухгалтеров, которые успешно закончила и устроилась на работу бухгалтером в одно из учреждений Саратова. Вскоре ещё одна скорбь настигла молодую женщину. Муж Николай не желал больше жить с «заблудившейся» в религии и в вере в Бога женой, так как, по-прежнему оставался атеистом и не разделял веры своей супруги. Но, несмотря на обрушившиеся напасти и скорби семейной жизни, Галина Константиновна перенесла всё с терпением, мужественно и с глубокой верой в Бога.

С 1960 года Галина Константиновна со своей дочерью Марией и её няней Анастасией стала приезжать в Жировичи к эконому Жировицкого монастыря отцу Евфимию (Байдакову), чтобы помолиться и помочь Обители, чем сможет.

В 1961 году, по благословению отца Евфимия, они переезжают в Белоруссию, на родину своих предков по отцовской линии, в село Рожанка, Щучинского района. Там Галина Константиновна устраивается на должность бухгалтера в Щучинское предприятие «Заготзерно» и очень активно помогает Жировичскому монастырю зерном, крупами, мукой и другими продуктами.

В 1964 году они с дочерью переезжают в Жировичи. Матушка смогла устроиться кассиром в студенческую столовую Жировичского совхоза-техникума. Окончив заочно Минский институт советской торговли, она устроилась продавцом в продовольственный магазин «Колос» в Жировицах. Эконом монастыря отец Евфимий (Байдаков) помог купить небольшой домик, который находился неподалёку от обители (на этом месте сейчас находится магазин «Стройматериалы»). За эту помощь матушка всячески, как могла, помогала голодающей братии и сестрам, обеспечивая их необходимыми продуктами. По рассказам дочери почившей инокини Георгии, игуменьи Гавриилы (Глуховой), настоятельницы Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря, часто по вечерам, после маминой работы, они переписывали акафисты, молитвы, отдельные отрывки из «житий святых», главы из Евангелия. Эти рукописи Галина Константиновна передавала архимандриту Игнатию (Кударенко), который раздавал их верующим, приезжавшим на богомолье в обитель. Неоднократно мать с дочерью тайно носили передачи в обитель «через забор»: продукты, стройматериалы и всё необходимое, что заказывал эконом, отец Евфимий, что нужно было монастырю и насельникам.

Домик Галины Константиновны был, своего рода, и тайной «гостиницей» для паломников с детьми; и тайной «типографией» с переплетной мастерской, где переписывались и переплетались духовные книги; и «столовой» для многих одиноких и малоимущих богомольцев; и «медпунктом с аптекой», где при необходимости, оказывалась медицинская помощь заболевшим паломникам и т.д. Всё это было очень опасно осуществлять ещё и потому, что лишь небольшой садик отделял дом матушки Георгии от Жировичского сельсовета, в котором одновременно проживала и семья председателя сельсовета. Круглосуточное наблюдение за действиями этой богобоязненной женщины не сломило её, а наоборот укрепило в ней веру, да и у самого председателя сельсовета эта твердость и решимость хрупкой, беззащитной женщины, вызывали уважение и почтение к ней.

В 1986 году будущая инокиня выходит на пенсию, год она ещё работает в магазине и в 1987 году уходит в монастырь. Тогдашний наместник, архимандрит Стефан (Корзун) (ныне — архиепископ Пинский и Лунинецкий) официально устраивает её сторожем и цветочницей в обители. Трудилась она безвозмездно, во благо святой обители.

5 марта 1998 года, по благословению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского (ныне митрополит), в Свято-Варсонофиевском женском монастыре, села Покрово-Селище, в 100 км от своей малой родины, г. Саратова, Галина Константиновна была пострижена духовником обители игуменом Алексием в иночество с именем Георгия, в честь святителя Георгия, епископа Амастридского.

В 1999 году, вернувшись в свою, ставшую родной и близкой, Жировицкую обитель, матушка продолжила трудиться, как в самой обители, так и на кладбище; присматривала за пожилыми монахами и монахинями, которые учили её самому дорогому и главному — молитве и послушанию. Она всегда заботилась о покойничках, ухаживая за могилками, молясь за них. У неё был очень толстый синодик, в котором были указаны дни кончины насельников монастыря и людей, чьи имена связаны с обителью. Она всегда говорила, что покойнички за себя там не помолятся, а у нас есть возможность им помочь.

Часто с собой на кладбище матушка брала студентов семинарии, которых ласково называла «сынки малые». А те, в свою очередь, да и все вокруг, называли её матушкой, за материнскую любовь, ласку и заботу.

Всегда в начале и в конце работы семинаристы с матушкой, читали по очереди молитвы, а потом пели краткую Литию на кладбище. Они помогали ей облагораживать кладбище, а взамен матушка рассказывала им историю монастыря, о каждом похороненном. Так, однажды в начале 1990-х годов, работая на кладбище, матушка со студентами нашли останки нескольких солдат, которые погибли во время Второй мировой войны. По рассказам местных старожил, бойцы прикрывали отход своих товарищей и погибли. Впоследствии, местные власти смогли установить личности погибших, нашли родственников и торжественно похоронили героев со всеми подобающими им почестями. Профессор Минской духовной академии протоиерей Виталий Антоник сказал замечательные слова, об инокине Георгии: «Она явилась некоей живой ниточкой, связующей прошлое с настоящим».

Каждый раз в конце работы она благодарила студентов и богато угощала их. Матушка Георгия заменяла многим маму. Заботясь о каждом, оберегая как родных, всегда следила, как одет студент, здоров ли он, как его успехи в учёбе, спрашивала о родителях, всё ли хорошо у них. Она всегда приносила гостинцы студентам, дежурившим на вахте учебного корпуса, просила почитать канон или кафизму. Исправляла ошибки при их чтении, рассказывала про своё детство, жизнь, про войну и, с трепетной любовью, рассказывала им о своей дочери.

Этот скромный, обаятельный человечек был неким маяком в бушующем житейском море, к которому притягивало очень многих. Любовь, ласка, педагогический такт и забота всегда покрывали тех, кто приходил к ней, прося молитв или какого-либо совета. Она часто учила молитве, слышанной ею от архиепископа Ермогена (Голубева): «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Помяни, Господи, царя Давида и всю милость его», а также говорила: «Читай, деточка, читай 17-ю кафизму». Часто, когда поссоришься с кем или идёшь хмурый, она, словно из-под земли вырастала и спрашивала: «Сынок, что случилось?» и тут же говорила: «Беги, скорей проси прощения, а то скоро солнышко зайдёт»…

Инокиня Георгия любила своё послушание цветочницы и относилась к нему очень серьёзно и ответственно. Самым любимым послушанием матушки было украшение икон в великие праздники и устилание высокохудожественных, цветочных ковров перед Явленской церковью. Особенно она с трепетом относилась к украшению чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери на праздник Ее явления 20 мая.

Один преподаватель рассказал нам случай, который сам наблюдал. Однажды, в девяностых годах в Жировичский монастырь приехала экскурсия из Америки. Экскурсовод рассказывал об обители и один из туристов зазевался и отстал от группы. Матушка Георгия подошла к нему и говорит: «Сынок, сынок, иди сюда, помоги мне!» А тот ей на английском, мол, не понимаю Вас. Она с улыбкой дала ему ведро взяла за руку, показала, где колодец и повела на клумбу. Американцу настолько понравилась эта работа, что он забыл про экскурсию и, очарованный, усердно трудился, пока не вернулась группа.

Можно вспомнить ещё заботу матушки о братьях наших меньших. Она никогда не проходила мимо брошенных животных. Всегда кормила котов, собак, птиц особенно зимой. Раненым или больным животным, оказывала посильную медицинскую помощь. В своём завещании дочери она просит кормить птиц после её смерти.

Ушла инокиня Георгия за 40 дней до дня своего рождения, отдав служению Богу 81 год своей жизни. Мы, студенты и преподаватели духовных школ; братия и трудники Жировичской обители, все скорбим о почившей нашей сестре, дорогой нашей матушке Георгии. Мы благодарим Вас, наша дорогая Матушка, за ту любовь, теплоту, ласку и заботу, проявленную к нам.

Мы благодарим Вас за то, что вы научили нас величайшему счастью, — «уповать и надеяться только на Бога; всю свою жизнь связывать только с Ним — с Богом». Мы молимся, верим и все надеемся, что Господь Вашу светлую душу «вселит во дворы своя».

Царствие ей Небесное, вечная память и наша сыновняя благодарность и любовь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.