Кто крадет нашу свободу?

Для справки: Протоиерей Александр Шимбалев. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Минской епархии, преподаватель астрономии в БГПУ им. М.Танка, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

Сегодня ни одно периодическое издание не обходится без гороскопов. Вот и мы решили обратиться к этой теме, ведь наверняка многие из нас нередко сталкивались с совпадениями и удивлялись: «А ведь и правда сбывается!». Все вопросы относительно гороскопов мы решили задать старшему преподавателю кафедры астрономии Белорусского государственного университета имени М.Танка протоиерею Александру Шимбалеву.

Отец Александр, что вообще значит слово «гороскоп»?

Слово «гороскоп» в переводе с греческого языка означает «наблюдение часа». Под гороскопом подразумевается схема небесной сферы, составленная на момент рождения человека или на момент какого-либо события, интересующего астролога. В этой схеме отображаются знаки зодиака, планеты, Солнце, Луна, некоторые астрологические фиктивные точки и важные углы между ними. В основе астрологии лежит представление о том, что светила, наблюдаемые на небе, влияют на земную жизнь. Древний человек представлял небо в виде сферы, на которой расположены светила. Древняя астрология не знала реальных масштабов Солнечной системы и Галактики, все звезды рассматривались одинаково удаленными от земли. Это неверное суждение присуще и современным астрологам, которые относятся к светилам как к символическим объектам, безотносительно их физического строения и реального удаления от Земли.

Откуда взялись гороскопы и чем объяснить их высокую популярность?

Астрология прошла долгий путь эволюционного развития. Примитивные астрологические представления присущи почти всем народам мира. Самые древние старовавилонские астрологические предсказания схожи с современными представлениями новозеландских аборигенов и базируются на мифологическом мировоззрении.

Особенностью первобытного магическо-мифологического мировоззрения является то, что сфера природы и сфера человека не различаются и не противопоставляются друг другу, поэтому оба мира имеют одни и те же свойства. Люди, их сообщества, окружающая среда, включающая природу земли и небесные тела, представляются единой взаимодействующей системой. Такое мировоззрение представляет Солнце, Луну, планеты и звёзды как одушевленные личности, вовлекающие человека в двусторонние отношения.

В вавилонское время массовые миграции населения привели к отрыву человека от своего места и своих богов, жизнь стала неупорядоченной, а путь — неопределенным. Это смешение народов и правителей привело к развитию индивидуализма, когда каждый человек стал «сам себе царь» и потому нуждался в большом числе гаданий на свою судьбу. С течением времени шла эволюция астрологических представлений и к 600 г. до н.э. появились признаки гороскопной астрологии, в которой рассматривается не отдельное явление на небе, а анализируется вся совокупность астрологических факторов: на определенный момент времени фиксируется положение светил на небесной сфере. Дpевнейший клинописный гоpоскоп, относящийся к этой усложненной юдициарной астрологии, датиpуется 409 г. до н.э.

Примитивная зодиакальная астрология окончательно переросла в гороскопную в эпоху эллинизма, благодаря слиянию греческих, египетских и халдейских представлений о мироздании. Причины роста популярности астрологии различны, от простого любопытства до отчаянного поиска чудесного средства, которое поможет избежать многих жизненных проблем. Современная напряжённая жизнь толкает людей на поиски какихто форм облегчения существования и ощущения безопасности. Многие люди не видят в традиционных религиях жизнеспособное средство, способное реально помочь, потому ищут дополнительные формы духовности. Квазирелигиозное значение астрологии в мировоззрении людей выражается в том, что они чувствуют, будто являются частью какого-то большого целого, всей вселенной, где всё взаимосвязано, где всё запланировано в движении звёзд, чьей-то высшей властью и большим могуществом. Значит, события в жизни не являются случайными, а имеют некую большую цель в рамках всей Вселенной. Полемика с астрологами по методологическим вопросам показала, что научные критерии познания их интересуют в меньшей степени, чем вера в истинность своего учения. Этот факт также свидетельствует о религиозном характере астрологических представлений.

Среди факторов, работающих на кажущуюся правдоподобность астрологии, можно назвать эффект плацебо и избирательную память, когда помнятся все сбывшиеся предсказания и забываются те, которые не сбылись, хотя бы их было и намного больше. Вера в астрологию может быть объяснима и тем, что если человек знает предсказание на будущее, то ведёт себя так, даже подсознательно, чтобы это предсказание сбылось. Его поведение меняется по сравнению с тем, какое бы было, если бы предсказание не было известно.

Как составляются гороскопы и насколько они связаны с реальностью?

Изученные астрономией физическое строение и химический состав небесных тел, никак не используется астрологией. Последняя рассматривает их как символические тела, некие идеи или архетипы, имеющие характеристики, полученные из глубокой древности и по неизвестным основаниям, или же методом примитивной аналогии.

Современная астрология использует в своем аппарате знаки зодиака, оторвавшись от древней традиции, учитывавшей влияние конкретных звезд зодиакального созвездия на проходящую рядом планету. Кроме того, сегодня наблюдается несовпадение на один зодиакальный знак, т.е. когда астрологи говорят о положении планеты в знаке Овна, это означает, что реально планета находится в созвездии Рыб. Тринадцатое созвездие Змееносца астрологами вообще не описано и не учитывается. Таким образом, древний символизм, заложенный в названии созвездий, теряет всякий смысл. Попытка придать зодиакальному поясу созвездий некое особое онтологическое значение также не находит надлежащего научного объяснения.

Возможно ли совмещение такого крайнего волюнтаризма с получением точного знания о конкретном человеке, декларируемого астрологами? На наш взгляд разгадка проблемы кроется именно в неточности прогнозов и общих психологических характеристиках, даваемых астрологами. Информация, получаемая на выходе, после толкования гороскопа, подойдет к любому человеку, так как все люди обладают схожими психологическими характеристиками, в разных жизненных ситуациях более или менее акцентированными. То, что сегодня астрология оперирует психологическими понятиями, значительно затрудняет проверку истинности прогнозов.

Многие астрологи склонны считать, что различие темпераментов людей, родившихся с Солнцем в разных знаках Зодиака, обусловлено сезонными изменениями в получении тепла и света. Однако, астрологи не учитывают тот, фактор, что на Земле в Северном и Южном полушариях бывают разные времена года одновременно. Следовательно, для жителей различных полушарий нужно было бы вводить противоположные характеристики знаков Зодиака. Люди же, живущие в экваториальном поясе вообще не должны иметь различий в темпераменте, так как получают в течение года одно и то же количество света и тепла.

Механизм влияния планет и звезд на земную жизнь астрологам неизвестен. Если халдей не видел разницы между звездой и планетой, так как не знал их физического строения, то современный астролог должен был бы задуматься об этом. Однако, никаких научных исследований по этому вопросу в астрологии неизвестно. Нет единства мнений и относительно механизма общего влияния светил.

«Кто Вы по знаку рождения?» — определяют ли звезды судьбу новорожденного?

Гороскоп не определяет судьбу новорожденного. Можно привести несколько интересных примеров. Психологи Ганс Эйзенк и Дебора Ниэс провели исследование, посвященное выявлению достоверности соответствия психологических характеристик людей тем толкованиям, которые дают астрологи в соответствие с положением Солнца в зодиакальном знаке в момент рождения. При этом использовались лишь самые общие характеристики человека: интровертность и экстравертность, импульсивность и стабильность психики. Было проведено исследование на детях и на взрослых, которые ещё не были знакомы с астрологическими прогнозами. Был сделан общий вывод, что положение Солнца в зодиакальном знаке не имеет влияния на черты характера человека.

«На предстоящей неделе благоприятные дни для …» ?

Определяют ли звезды нашу повседневную жизнь? Научные исследования астрологических предсказаний показывают, что они в подавляющем большинстве случаев не сбываются. Социолог Эдгар Вандер обнаружил, что 96% из 803 астрологических предсказаний, сделанных в период с 1990 — 1999 гг. не сбылись. Подобные исследования проводятся и в России. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана специальная лаборатория, где изучаются предсказания экстрасенсов и астрологов. По словам С.К.Шойгу, министра МЧС, эффективность их невелика: в 1996-1997гг. «вероятность» попадания составляла около 4,5%, что может быть расценено как случайное попадание.

Совместимы ли гороскопы с христианским мировоззрением?

Астрология противоречит христианскому мировоззрению. Уже ветхозаветные пророки предупреждали, что евреям, поклоняющимся единому Богу-Творцу Вселенной нельзя следовать верованиям окружающих народов. Книга Второзаконие приводит поучения Моисея: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не пpельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем наpодам под всем небом» (Втоp. 4:19). Пророки запрещали заниматься астрологией, так как она была частью астрального культа и подразумевала под собой поклонение светилам — языческим богам.

С появлением христианства астрологическое мировоззрение начало приходить в упадок. Церковь настоятельно выступала против поклонения светилам и астролатрии. Римские христиане считали астрологов своими врагами, и астрологи, вероятно, сыграли свою роль в преследованиях христианства, так как с распространением нового мировоззрения они теряли свою власть и репутацию. В Деяниях Апостольских приводится рассказ, как римский проконсул Сергий Павел призвал апостола Павла с Варнавой, чтобы услышать слово Божие, но им противодействовал волх Елима (Деян. 13:8-11). Известно, что математик Аквила Понтикус был изгнан из христианской общины около 120 года н.э. из-за увлечений астрологией.

С резкой критикой гадания по звездам выступил Блаженный Ав густин, который до принятия христианства хорошо изучил античную философию, мифологию и астрологию. О любителях гороскопов Августин говорил, что «если они думают, что высшей божественной властью звездам предоставлены такие права, что они определяют упомянутое по своей доброй воле, — наносят великое оскорбление небу: ибо по их представлениям выходит, что в своего рода светлейшем небесном сенате и блистательнейшей небесной курии определяется, что должны совершаться и злодеяния… Потом, какое место оставляется суду Божию в решении дел человеческих, которым придается как бы небесная необходимость, в то время как Господь — Господь и звезд, и людей?».

Отцы Церкви подвергли астрологию критике за фатализм. По учению Церкви Бог не может склонять человека к совершению злых поступков. Астрологи же говорили, что злая или добрая натура бывает от рождения, в зависимости от предрасположения светил в гороскопе. Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» пишет, что «в словах сих конечно много неразумного, а гораздо больше нечестивого. Ибо злотворные звезды причину своей злотворности переносят на Творца своего. Если зло им естественно, то Создатель — творец зла. А если они делаются злыми по произволению, то, во-первых, они суть живые существа, одаренные произволом, предающиеся непринужденным и свободным стремлениям. Утверждать же сие о вещах неодушевленных есть верх безумия. Потом, сколько несообразно с разумом, чтобы зло и добро уделялось каждому не по достоинству, но чтобы звезда была благотворною, потому что находится в таком-то месте, и чтобы она же делалась злотворною, потому что усматривается под такою-то звездою, и опять тотчас забывала свою злокачественность, если несколько уклонилась от известной фигуры!»

Астрологические верования, по мнению Василия Великого, делают бесполезными органы правосудия и многие человеческие профессии, поскольку, если зло и добро зависят от расположения светил, как можно судить за это человека? Он пишет: «если начала поступков порочных и добродетельных не от нас зависят, но необходимы вследствие рождения; то напрасно есть законодатели, определяющие, что нам делать и чего убегать, напрасно есть и судьи, награждающие добродетель и наказывающие порок. Ни вор, ни убийца не виновен в преступлении; ему, если бы и хотел, невозможно было удержать руки, потому что к сим поступкам неизбежно побуждала его необходимость… Великие же надежды христиан обратятся у нас в ничто, потому что ни праведность не будет почтена, ни грех осужден, так как люди ничего не делают по собственному произволу. Ибо где господствуют необходимость и судьба, там не имеет никакого места воздаяние по достоинству, что и составляет преимущество правосудия».

Император Константин Великий положил конец распространению астрологии в Римской империи, издав в 321 году указ, угрожающий халдеям, магам и их последователям смертью. Осудил астрологию и Лаодикийский собор, проходивший в 364 г. н. э. Решениями собора занятия астрологией запрещались, а все, кто ею хотел бы заниматься изгонялись из Церкви: «Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви» (канон 36). Последний известный астролог старого мира был Иоанн Лаврентий, (иногда называемый Лидус) из Лидийской Филадельфии, живший в 490-565 годах н.э. Астрология исчезла на столетия из христианского мира.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.