Младенец в храме: вопросы читателей

Здравствуйте, журнал Ступени!

Меня зовут Ольга, я живу в Минске. Я молодая мама, моему сыну 8 месяцев. На страницах журнала я не нашла статей, помогающих родителям в воспитании детей. Я хотела бы получить ответы на следующие вопросы:

  1. Как часто надо носить ребенка на Причастие и почему?

Причащайте малыша каждое воскресенье и каждый праздник, на который Вы приходите на службу в храм. Ваш младенец, как и любой человек, обладает душой, жаждущей общения с Богом и поэтому Ваша задача — всячески способствовать такому общению, самая сильная форма которого — это соединение со Христом в таинстве Причащения.

  1. Как готовить ребенка к Причастию пока он младенец и что меняется, когда он станет ходить? Надо ли читать малышу молитвы перед причастием?

Взрослый человек готовится к Причащению воздержанием и молитвой. Это пока недоступно Вашему малышу, однако, если есть такая возможность, Вы можете придти в храм не к самому Причащению, а, насколько это возможно, раньше, чтобы и малыш побыл на литургии, слышал молитвы священнослужителей, пение хора, и, таким образом, тоже готовился. Кроме того, сама мама может помочь малышу готовиться тем, что накануне причащения воздержится от развлекательной передачи по телевизору, постарается не ссориться с близкими, не поленится помолиться вечером и утром. Ведь все содержание жизни матери передается ребенку с молоком, не правда ли? Когда ребенок начинает понимать Вашу речь, начинает ходить и говорить, он развивается, а значит можно начинать пытаться объяснять ему, что такое Причащение, пытаться понемногу, по-чуть-чуть учить его домашней молитве, по-немногу увеличивать время пребывания в храме — но во всем этом руководствоваться чувством меры и родительской любовью.

  1. Почему надо не кормить малыша перед Причастием? Он же маленький, а не взрослый, ему тяжело, и он плачет.

Обычно только детей после трех лет священнослужители просят приводит к Причащению натощак — детей до трех лет можно и нужно кормить, опять же, по возможности и с их взрослением, удлиняя время от их последней «трапезы» до таинства Причащения.

  1. Папа может носить ребенка на Причастие, если он в церковь не ходит сам?

Папа может и должен носить ребенка в храм и быть вместе с мамой примером для малыша, ведь рано или поздно он спросит: «А почему папа не идет с нами в храм?». Пусть для папы, который пока не ходит в храм, сопровождение малыша на Причастие будет началом его воцерковления, пусть он вместе с малышом понемногу увеличивает время пребывания в храме до причастия, пусть попробует отказаться от завтрака, пусть малыш так приведет папу к осознанной вере.

  1. Маме надо вместе с ребенком причащаться или это не обязательно?

Маме, как и всем нам, нужно причащаться регулярно. Ваша душа также по природе христианка и тоже жаждет общения с Богом, она плачет, подобно голодному младенцу, когда мы лишаем ее Небесной Пищи — таинства Причащения. Обычно священнослужители рекомендуют взрослым причащаться не реже одного раза в месяц. Но если Вы чувствуете потребность — можно причащаться и чаще. По традиции нашей Церкви дети от семи лет и взрослые перед Причащением (накануне или в сам день) исповедуются. С малышом часто приступать к Исповеди сложно — но всегда можно найти выход. Если у Вас есть желание причащаться чаще — поговорите со своим приходским священником.

  1. Какие советы по воспитанию малыша вы можете дать для молодых мам, чтобы Бог оберегал его от всякого зла?

Бог оберегает малыша от всякого зла, если папа с мамой не пускают это зло в свою жизнь — избегают грехов, работают над своим духовным ростом, стараются жить в мире и, в целом, считают приоритетом своей жизни общение с Богом, а не зарабатывание денег и приумножение материальных богатств. Это не значит, что последнее не нужно — все это нужно, но если у нас встает вопрос, чтобы вместо воскресной службы в храме пойти где-то заработать денег (так делают папы) или пойти к подружке на день рождения (мамы) — то здесь мы должны сделать выбор в пользу нашего приоритета.

Когда у мамы месячные — можно носить ребенка на Причастие? А как тогда целовать чашу?

Будет лучше, если Вы попросите это сделать кого-нибудь другого — папу, бабушку, кого-нибудь из знакомых, просто попросите другую маму в храме — будет повод найти новых знакомых.

С какого месяца надо приносить младенца на Причастие? И не приведет ли потом к тяге к спиртному то, что ему с пеленок дают вино? Я понимаю, что его там мало, но и ребенок — кроха.

Ребенка нужно причащать сразу после таинства Крещения и Миропомазания. Что касается тяги к спиртному — спросите у пьяниц в Вашем дворе — причащали ли их родители в младенчестве? Думаю, что нет. Причина тяги к спиртному — никак не в том, что младенца причащали. А вот отсутствие веры в целом и таинства Причащения в частности в жизни младенца, подростка, взрослого человека может быть причиной «тяги к спиртному» и, в конечном счете, алкоголизма и разрушения личности.

Здравствуйте, дорогая редакция журнала Ступени! Скажите пожалуйста, с какого возраста надо приучать ребенка к Исповеди и как это лучше делать? Что ему говорить? Где об этом можно почитать? И еще — мне сказали, что ребенок должен написать свои грехи на листике, а потом с этим листиком надо идти к батюшке на Исповедь. Расскажите — зачем это нужно? А пока ребенок не может сам писать — за него мне надо их написать?

По традиции нашей Церкви, дети с 7 лет должны перед Причащением исповедоваться. Но как Вы правильно отметили, ребенка надо приучить, или научить исповедоваться. Сущность подготовки к таинству Исповеди состоит в том, чтобы человек, ребенок понял, что он в своей жизни делает неправильно, против Божьих заповедей. Родители должны понять сами и помочь понять это ребенку, что Божьи заповеди — это не просто некие запреты делать то, что приятно и все так делают. Нарушая заповеди, человек разрушает, в первую очередь, свою жизнь, делает плохо себе, не исполняет цель своей жизни, и рано или поздно он почувствует на себе результаты своих грехов. Ребенок должен понять это, должен захотеть исправиться — ведь покаяние — это «перемена ума», желание измениться. Нужно постараться объяснить ребенку с самого начала и помогать в этом с его дальнейшим взрослением, что таинство Исповеди — это никак не регулярное отпущение регулярных грехов, а Божья помощь тому, кто стремится вверх, кто пытается стать лучше, хотя это у него и не всегда получается. Дети до семи лет тоже грешат, но они, в силу своего развития, не могут понять смысла Исповеди. Поэтому в процессе подготовки ребенка к «исповедальной жизни» родители могут подчеркивать, что то, что ребенка «допускают» к таинству Исповеди — свидетельство его взросления, и, в какой-то степени, духовного роста. Что касается листиков, — то если это поможет — то, конечно, лучше записать. Лучше будет, если Вы, хотя бы попробуете, сначала объяснить все ребенку, и затем попросите его самого написать свои грехи — выполнить своего рода «домашнее задание». Объясняя ребенку смысл покаяния, родители должны делиться своим опытом, чтобы ребенок почувствовал, что его приглашают к чему-то взрослому, что исповедуясь, он будет делать то же, что делают папа и мама.

У меня выпивает приемная дочь, и я никак не могу убедить ее в том, что надо лечиться пока не поздно. Она верит в Бога, в храм ходит, и мне кажется, что если бы где-то вечером собирали бы таких людей и говорили с ними батюшки, то это помогло бы им бросить эту погибель. Не подскажете, есть ли где-то такое при церкви? Светлана Б., г. Минск.

Группа помощи страдающим от недуга пьянства существует при минском приходе в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (г. Минск, ул. Менделеева, д. 4), «где всегда рады каждому, кто осознал свой недуг и желает стать на путь выздоровления. Каждое воскресенье вечером служатся водосвятные молебны перед иконой Божией матери «Неупиваемая Чаша», проводится просветительская работа в лечебных учреждениях, демонстрируются православные видеофильмы, проходят духовные беседы. Мы приглашаем родственников и самих болящих к нам в храм, чтобы вместе помолиться Пресвятой Богородице об их скорейшем исцелении». Подробная информация — http://chasha.fromru.com

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.