Ни дать, ни взять

Для справки: Сергей Рында. Родился в 1987 г. В 2010 г. окончил факультет истории и социологии Гродненского государственного университета им. Я.Купалы со специальностью «социолог». Студент 2-го курса Минской духовной семинарии.

Некоторые из наших современников придерживаются принципа «не подмажешь — не поедешь». Практически везде, будь то больница или университет требуется «преподнести подарок» или «подмазать». Чем же, на самом деле, опасна взятка?

Часто в сознании человека взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании — 140 фунтов стерлингов (250$), в США — 50$, в России стоимость подарка не должна превышать 3 тысяч рублей.

О максимальной стоимости подарка в нашей, увы данных нет, видимо таковой вообще не подразумевается уголовным кодексом РБ. И хорошо если ваша «подмазка» не пошла во вред кому либо. А если из-за нее вместо нуждающегося в помощи больного обслужили вас, и тот человек кому эта помощь была необходима скончался? Или в суде вместо виновного пострадал невинный, ибо вы струсили держать ответ перед законом? Задумывались ли вы, что взятка это грех, за который вам придется отвечать перед Богом? Вот что про взятку говорит Священное Писание: в Ветхом Завете взяточничество осуждается самым решительным образом. Древнееврейское слово «шохад», часто переводимое как «дар» или «взятка», имело значение «подарок» и обычно имело отношение к дару, преподносимому судье, с тем, чтобы тот вынес благоприятный приговор. Строго говоря, однако, взятка — это «что-либо даваемое человеку с целью побудить его сделать что-то незаконное или неправильное, или же противоречащее его желаниям».

Священное Писание Ветхого Завета связывают взяточничество с несколькими низменными отношениями и сопутствующими пороками.

1) Взяточничество считалось искажением правосудия, поскольку часто приводило к осуждению невиновного и освобождению виноватого. Пророк Моисей провозгласил: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8) или «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). Пророк Давид хвалит того, кто отказывается принимать дары против невинного (Пс. 14:5) и клеймит как «злодейство» получение взяток (Пс. 25:10).

2) Взяточничество находится в одном ряду с многочисленными видами зла. Оно идет бок о бок с вымогательством. «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Еккл. 7:7). Оно сопряжено с воровством. «Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою…» (Ис. 1:23).

В связи с грехом взяточничества пророк Моисей превозносит святость Бога, подтверждая, что Господь «не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17). Смотрите также 2 книгу Паралипоменон 19:7: «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства». Поэтому те, кто желает «обитать на высотах» с Иеговой, должны удерживать «руки свои от взяток» (Ис. 33:15).

Перед тем как израильтяне были уведены в ассирийский плен, Амос обличал их из-за того, что они занимались взяточничеством. «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Амос 5:12).

В законе безоговорочно возлагалось проклятие на каждого, кто возьмет «подкуп», чтобы убить невиновного человека (Втор. 27:25).

В Священном Писании Нового Завета конкретно не упоминается взяточничество, все же оно, вне сомнения, осуждается как принципом, так и подразумеванием. Несколько случаев взяточничества послужат доказательством этому.

а) Возможно, наиболее известным случаем взяточничества является пример Иуды Искариота, купившегося за ничтожную сумму — тридцать сребреников, и ставшего вождем «тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16) и получившего за эту «мзду» (Деян. 1:18) — яму в земле для своего тела. Его отношение к Господу Иисусу, формировавшееся на протяжении трех лет, коренным образом изменилось из-за его жадности.

б) Ещё один такой пример связан с дачей взятки римским воинам, охранявшим гроб Иисуса. В ту субботу, когда тело Христово лежало во гробе, группа фарисеев пришла к Пилату. Они известили его о том, что «обманщик» Иисус, ещё будучи в живых, обещал воскреснуть после трех дней. Поэтому они попросили «обезопасить» гроб, чтобы Его ученики не украли тело и не сочинили «сказку» о воскресении. Правитель передал в их распоряжение стражу и повелел: «пойдите, охраняйте, как знаете». После того, как Господь воскрес, некоторые из римской стражи, придя в Иерусалим, сообщили иудейским начальникам об этих волнующих событиях. Был поспешно собран синедрион и, посоветовавшись, они решили дать воинам большую взятку с предписанием: «Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мат. 27:62-67; 28:11-15). Наверняка нужно действительно много денег, чтобы заставить кого-либо обманывать людей такими нелепыми россказнями. Вы только представьте себе — спящий свидетель! Во всяком случае, уже сам тот факт, что начальники запечатали уста воинов взяткой, является доказательством того, что приложенная римлянами печать не осталась нетронутой!

В Новом Завете взяточничество осуждается как при помощи утвердительных выражений, так и при помощи отрицательных. Взяточничество, воистину, является порождением любостяжания, ибо в каждом отрывке, где рассматривается последнее, содержится также обвинение против первого. Запреты против любостяжания (Рим. 13:9) и наказание за него (1 Кор. 6:10; Ефес. 5:5) являются серьезным предостережением для тех, кто захотел бы получать взятки или потакать слабостям других. Кроме этого, Господь возлагает на нас обязанность стараться «о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8:21). Слово «доброе» в этом стихе переведено с греческого καλός, что значит «хороший, превосходный, подобающий». Взяточничество нарушает все принципы честности и чистоты, выдвинутые в слове Божием.

В заключении хочу сказать: библейская этика никоим образом не позволяет православному христианину принимать участие в действиях, обычно называемых взяточничеством, то есть в любых попытках извратить правосудие или добиться того, что является аморальным. В тех же сомнительных и запутанных ситуациях, с которыми, возможно, придется столкнуться, любой истинный христианин должен вспомнить то, что написано в Писании про Иуду Искариота и либо отказаться, а лучше обличить преступника, дабы тот в будущем своим проступком не смог навредить людям.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.